Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «В стране насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Замятина Светлана Александровна

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "В стране насекомых" направлен на расширение знаний детей о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ftskm_nasekomye.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ «В стране насекомых».

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».

Задачи:

 Образовательные:

• расширять и закреплять знания детей о насекомых;

• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;

Развивающие:

• развивать зрительную и слуховую память;

• развивать связную речь;

• развивать образность речи;

• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;

• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;

• развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные:

• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.

Словарная работа:

• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).

Форма проведения: НОД.

Приоритетная образовательная область:

• познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие;

• художественно – эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Виды детской деятельности:

• игровая;

• коммуникативная;

• познавательно-исследовательская;

• двигательная.

Предварительная работа с детьми:

• рассматривание иллюстраций, картин по теме;

• чтение энциклопедической литературы;

• заучивание стихов о насекомых;

• отгадывание загадок о насекомых;

• просмотр мультфильмов.

Демонстрационный материал:

• предметные картинки насекомые (бабочка, муха, пчела, кузнечик, муравей, паук, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;

• разрезная картинка божьей коровки;

• дидактическая игра «Четвертый лишний»; « Летает, прыгает, ходит».

Ход.

1. Организационный момент.

Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут), садятся на палас.

Воспитатель:

- Весна пришла, всех разбудила

От зимней спячки, холодов.

Душа проснулась и раскрылась

Весну встречать весь мир готов!

2. Основная часть.

- Ребята, а вы рады приходу весны?

Дети: Да!

Воспитатель: - А кто еще в природе радуется весне?

Дети: - Птицы!

Воспитатель: - С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается?

Дети: - комары.

Воспитатель: - По научному календарю первыми просыпаются бабочки- веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи. А в какой сказке встречается муха?

Дети:- Муха-Цокотуха.

Воспитатель:

- Правильно. А кто написал эту сказку?

Дети: - К.И. Чуковский.

Рассмотреть муху, части ее тела. Вред или пользу приносит? Чем питается?

Воспитатель: - А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.

-Приходила к мухе бабушка Дети: -  пчела,

Мухе – Цокотухе… Дети: - меду принесла.

Воспитатель: - Посмотрите на пчелу. Как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела?

Дети: - Питается нектаром цветов.

Воспитатель: А где живут пчелы?

Дети: - в улье..

Воспитатель: - Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчёлы дикие и живут они, как вы думаете где?

Дети: -  в лесу.

Воспитатель: - И домик они себе делают в дупле на дереве. А где пчелы берут мед?

Дети: - собирают нектар.

Воспитатель: - А какие еще насекомые похожи на пчелу?

Дети: -  Шмель и оса.

Воспитатель: - Молодцы! А какая это красавица приходила к мухе?

Дети: - Бабочка.

Воспитатель: - А какие части тела есть у бабочки?

Воспитатель: - Чем питается бабочка?

Дети: - Питается нектаром цветов.

Воспитатель: - На нашей планете огромное количество разнообразных бабочек. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают. А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.

Физкультурная минутка на паласе: Бабочка

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. ( Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Воспитатель:  - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Четвертый лишний».

Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.

Воспитатель: - Дети, скажите, пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов?

Воспитатель: - А цветы без насекомых? Дети: - Нет!

Воспитатель: - А птицы без насекомых? Дети: - Нет!

Воспитатель: - А насекомые без птиц? Дети: - Нет!

Послушайте загадку.

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может.

Дети: - Божья коровка.

Воспитатель предлагает детям собрать божью коровку из частей на паласе или за столом. Дети собирают и называют, из каких частей она состоит.

Дети: - голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног. Воспитатель: Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Чем же питается божья коровка?

Дети: - Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю.

Воспитатель: - А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.

Дети проходят на свои места.

Воспитатель читает стихотворение.

- Чистота - здоровье леса, все зависит от него.

Муравей – хозяин леса, защитим давай его.

Воспитатель: - Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей?

Дети: - Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми.

Воспитатель: - Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи?

Дети: - птицам.

Воспитатель: - А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях?

Дети: - муравьиную.

Воспитатель: - А как называют их дом?

Дети: - муравейник.

Воспитатель: - Давайте вспомним, кто спас муху?

Дети: - комарик. Рассматриваем комара. Чем питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?

Воспитатель: - А от кого спас комарик муху?

Дети: - от паука.  Рассмотреть паука.

Воспитатель: - Что отличает его от других насекомых

Дети: восемь ног и восемь глаз.

Воспитатель: - Какую пользу приносит? Рассказ воспитателя о разнообразии пауков.

Воспитатель: - А какие еще насекомые приходили к мухе?

(дети называют насекомых, воспитатель показывает картинки - таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т.д.)

Воспитатель: - Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего?

Дети: - Голова, грудь, брюшко, шесть ног.

Воспитатель: - По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.)

Воспитатель: - У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.

Игра « Летает, прыгает, ходит»

Правила поведения при встрече с насекомыми:

1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить , куда попало.  Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

2. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.

3. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

4. Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

3. Итог.

Воспитатель: - Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

Воспитатель: А к нам кто-то пришел?

Входят девочки в костюмах бабочек и стрекоз и читают стихи.

1. Мы каждый день вокруг порхаем

В работе устали не знаем

Пыльцу цветов мы переносим,

А вас мы очень, очень просим.

2. Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить.

Мы грязный воздух не выносим

И о защите очень просим.

3. Мы привлекательны, красивы,

Но просим помнить, что должны вы

На нас лишь издали смотреть.

Ах, как нам нравится лететь.

Воспитатель: - Милые бабочки и стрекозы! Мы не будем вас обижать, летите спокойно, правда, дети? Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось?

Дети: Да!

 Воспитатель: - А что интересного было для каждого из вас?

Дети: - я узнал, почему божьи коровки так называются, я узнала…..

Воспитатель: - А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Познание. ФЦКМ в старшей группе "Путешествие по Космосу"

Беседа с презентацией для уточнения знаний детей по теме "Космос", задание на оринтировку на плоскости листа, Физ. минутка "Космонавт", загадки "Солнечная система", пальчиковая гимнастика "Планеты", р...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект ОД по ФЦКМ для подготовительной группы. Викторина «Страна Человекия».

Цель: Систематизировать знания детей о человеческом организме. Способствовать развитию образного мышления, внимания, логики.  Развивать у детей умение работать в команде. Воспитывать интерес к зд...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему "Насекомые"

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему "Насекомые"...