Интеллектуальная игра "Край северный, край суровый"
план-конспект занятия по окружающему миру

Кривошеина Марина Васильевна

            Задачи: Закреплять знания детей о природе, быте и культуре  Севера Красноярского края; Активизировать речь, умение быстро действовать по сигналу, выполнять правила игры. Развивать мышление, память, внимание, пространственную ориентировку, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к суровому северному краю; способствовать накоплению опыта детей в процессе совместной деятельности. Способствовать эмоциональному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

«Край северный, край суровый»

Интеллектуальная игра для старших дошкольников (6-7лет)

                   Подготовила и провела воспитатель:

                    Кривошеина Марина Васильевна

 

«Край Северный, край суровый»

Интеллектуальная игра для старших дошкольников 6-7 лет

 Задачи: Закреплять знания детей о природе, быте и культуре  Севера Красноярского края; Активизировать речь, умение быстро действовать по сигналу, выполнять правила игры. Развивать мышление, память, внимание, пространственную ориентировку, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к суровому северному краю; способствовать накоплению опыта детей в процессе совместной деятельности. Способствовать эмоциональному развитию детей.

Материалы и оборудование: слайдовая презентация на тему: «Север, край суровый», макеты «Оленья упряжка», «Чум»,  листы для графического диктанта, эмблемы «Северяне» и «Северное сияние», 6 обручей, маски волка, совы, бубен, карандаши, игрушки белых медведей, грамоты, переносная доска, стол и стулья для жюри, ручки, карта оценок для жюри.

Ход игры.

Дети под музыку входят в зал. На экране слайды Крайнего Севера.

Ведущий (воспитатель): - Добрый день участники, болельщики и жюри нашей игры. Сегодня мы собрались на праздник сообразительности, находчивости, взаимопомощи.

- Сейчас дети прочтут стихи и вы догадаетесь, о чем пойдет речь на  нашей игре.

Дети читают стихи.

                             Северное сияние.

- Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя над сверкающими льдами!

Ой, горит большой костер выше леса, выше гор!

Кто зажег огонь чудесный, золотой костер небесный?

Не живет ли в вышине великан могучий?

Не печет ли на огне хлеб себе за тучей?

Он горит, а снег не тает, он блестит – не согревает.

Мерзнут горы и леса, коченеют небеса:

Никого за тучей нет, не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет Северного неба.   Ю.Шесталов

             Север.

 Пусть беден ты, Север,

Травой и листвой,

Пусть взял ты в подруги

 Метели и вьюги земли снеговой,

И все же, и все же ты самый любимый.      П.Салтыков

Ведущий: - Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать? (О севере Красноярского края)

- Что ж, пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать,

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вы отвечали.

- Сегодня встречаются две команды: «Северяне», и «Северное сияние».

Представление жюри, представление команд.

Команда «Северяне», ваш девиз:

- Взялся север края изучать – не пищи,

Легкой жизни – не ищи!

Приветствие:

- Мы отвечаем дружно,

И в том сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

Команда «Северное Сияние», ваш девиз:

- Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо  твердо на «пять»

Все про север края знать.

Приветствие:

Победившим – не хвастаться,

Проигравшим – не реветь!

1 конкурс. – Разминка (вопросы задаются по очереди каждой команде, если дети отвечают правильно ответы появляются на слайдах).

Как  называется человек, который правит оленьей упряжкой?

Назовите необычное природное явление Севера (северное сияние)

Назовите животных Севера Красноярского края.

Назовите растения Севера Красноярского края.

Что такое малица?  (шуба мехом внутри).

Что такое пимы?   (обувь, сшитая из меха).

Как называются длинные легкие сани?

Назовите место, где живут оленеводы  (стойбище).

Что называют «седой» землей? (тундру).

Что на Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день).

В зал под музыку входит Рассеянный.

- Это станция какая? Дибуны или Ямская?

Мне ребята говорят, что попал я в детский сад!

Это что за остановка – Бологое иль Поповка?

Но мне снова говорят, что попал я в детский сад.

Повторяю, что за шутки? Я ищу вторые сутки!

Помогите мне,  друзья, объясните мне, где я?

Ведущий:  - Давайте подскажем Рассеянному, где он оказался.

Дети: - В детском саду на игре .

Рассеянный: - Подумаешь, про все то они знают! Ягоды, олени, лишайники. У меня тоже есть игра. Хотите поиграть?

2 конкурс: «Вопросы от Рассеянного».

Дидактическая игра «Что лишнее? На слайдах появляются картинки с изображением различных предметов, среди которых предметы, относящиеся к жизни, быту, природе Севера – северное сияние, белый медведь, олени, моржи,  карликовая береза, лишайники, морошка, чум, малица, нарты.  Дети выбирают нужные картинки и объясняют свой выбор.

Команды по очередии выполняют задания.

Ведущий: - Рассеянный, а у тебя есть еще какие - то задания? Рассеянный вспоминает, что у него есть еще вопросы к детям. Задает вопросы каждой команде по очереди. Ответы появляются на слайдах.

Вопросы: «Блиц – турнир»

На ком ездит на Севере человек?

Почему оленя называют быстроногим?

Чье молоко пьют на Севере люди?

Чье мясо они едят?

Из чего шьют одежду и обувь на Севере?

Из чего делают жилища северные народы?

Ведущий: - Вот видишь Рассеянный, с твоими вопросами дети справились.

Рассеянный: - Мне понравилось у вас

Вы играли – просто класс.

А теперь и мне пора,

 Да забыл я: Мне куда?

- Вот какой Рассеянный

С улицы Бассейной!  (прощается и уходит)

Жюри подводит итоги.

З конкурс «Игровой».

Представитель каждой команды объясняет игру. Играют команды детей и болельщики.

Подвижная игра «Полярная сова и лемминги»

Условия игры. Полярная соваинаходится в углу площадки. Остальные играющие – леммингт. Под тихие, ритмичные удары бубна лемминги бегают по площадке, гна громкий удар бубна лемминги становятся столбикои и не шевелятся. Полярная сова облетает леммингов и того, кто пошевелится уводит с собой.

Подвижная игра «Важенки и оленята»

Условия игры. На площадке лежат несколько обручей. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: -

                   Бродит в тундре важенка, с нею оленята

                   Объясняет каждому все, что непонятно:

                   Топают по лужам оленята малые.

                   Терпеливо слушая наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают, наклоняются, едят травку, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит к себе.

Жюри подводит итоги.

4 конкурс. Конкурс капитанов. Дидактическая игра «Что это?».

Красноярск – это: Красноярск – город, а Енисей:

Енисей – река, а Норильск:

Норильск – город, а Курейка:

Курейка – река, а чум:

Чум – жилище из оленьих шкур, а иглу:

Иглу – желище из снега, а лайка:

Лайка – собака, а ягель:

Жюри подводит итоги.

5 конкурс. «Графический».

Ведущий: - Кто помнит сколько оленей может быть в стаде? (до 1000)

- Кто основные враги оленей?

- В одном стойбище случилась беда, пропало несколькот оленей. Как мы можем помочь оленеводам?

- Давайте нарисуем пропавших оленей. Возьмите карандаши и листочки, поставьте карандаш на точку, внимательно слушайте и выполняйте задание:

3 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 6 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 5 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 4 вверх, 3 влево, 4 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 влево, 4 вверх, 1 влево,  4 вниз.

- Молодцы! Я думаю, оленеводы будут рады нашей помощи.

Жюри оценивает диктант.

6 конкурс. «Домашнее задание».

Ведущий:  - А сейчас команды «Северное сияние» и «Северяне» покажут свое домашнее задание (дети рассказывают о том, что изготовили).

- Что же мы можем сделать из ваших прекрасных макетов, как вы думаете? (можно создать  мини - музей севера Красноярского края).

- Вот и подошла к концу наша игра. Я думаю, чтот сегодня победила дружба, смекалка, находчивость. Пока жюри подводит итоги, давайте все вместе поиграем в игру: «Если весело живется».

Если весело живется - делай так,

Если весело живется - делай так,

Если весело живется - мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется – делай так (хлопки, притопы, щелчки).

Ведущий: - Наступает самый важный момент. Предоставляется слово жюри (подведение итогов, награждение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Карелия – край суровой красоты и очарования!»

Проект «Карелия – край суровой красоты и очарования!» создан с целью  выработать систему работы с дошкольниками по ознакомлению со своей малой родиной, стимулировать поисковую деятельность детей....

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Спортивное развлечение "Якутия - мой край суровый и родной"

Продолжать знакомить детей с национальными традициями народов Якутии...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

Ямал-край суровой красоты.

Ямал-Край суровой красоты. ЯНАО-это край,в котором живут и работают люди разных национальностей.Людям живущим на Ямале ...