Долгосрочный образовательный проект "Этот День Победы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Курилова Марина Николаевна

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_pobedy.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный образовательный проект «Этот День Победы» для детей дошкольного возраста

Гордиться славою своих предков

Не только можно, но и должно.

А.С. Пушкин

Введение

Актуальность.  В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника; значимость многих слов, понятий, связанных с ВОВ; сложно представить все тягости, сложности, страх того времени. Да, в принципе, и многие родители о Великой Отечественной Войне знают лишь поверхностно.

Поэтому и возникает необходимость в такой работе, которая поможет нашим детям проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Очень важно систематизировать знания детей о праздновании дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы войны. Грамотно донести суть происходившего во времена ВОВ и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Проблема проекта: Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. 

                                                                                                                                                                            В основу проекта легли следующие принципы:

Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.

Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Цель:  формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Ярцева и Ярцевского  района в победу нашего Отечества.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- Пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;
- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями;
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

Развивающие:

- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- Развивать чувство коллективизма;

Воспитательные:                                                                                                     - Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение  к старшему поколению.  Бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.

Ожидаемый результат:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.                                                                     
  •  Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение  группы методическими  материалами, предлагает обновление и обогащение старших групп методическими материалами , мультимедийными продуктами , посвященными 75-летию Победы в ВОВ

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В нашем детском саду, для всех возрастных групп был разработан и реализован долгосрочный образовательный проект «К 75- летию победы в Великой Отечественной войне». Данный образовательный проект о реализации его с детьми со средней группы № 3 МБДОУ детского сада № 9 города Ярцева Смоленской области, который мы назвали «Этот День Победы».

Информационная карта проекта:

Состав проектной группы: руководитель проекта воспитатель – Курилова Марина Николаевна, музыкальный руководитель; дети и родители средней группы детского сада.

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо-исследовательский.
  • По числу участников проекта: групповой (24 человека).
  • По времени проведения: долгосрочный (апрель 2019 – май 2020).
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Ярцевская детская районная библиотека, Ярцевский краеведческий музей. По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков – ярцевчан  в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Организация работы над проектом.

  1. Деятельность педагогов.
  • Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
  • Проведение тематической ООД, организация выставок.
  • Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
  • Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
  • Слушание песен военно-патриотической тематики.
  • Тематическое содержание книжного уголка.
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
  • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
  • Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
  1. Деятельность детей.
  • Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
  • Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
  • Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  • Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
  1. Деятельность родителей.
  • Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику «Солдат»
  • Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

  • Оформление уголка «Боевой славы».
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
  • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
  • Подборка песен военных лет.
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику

 План работы:

Месяц

Формы и методы работы

Взаимодействие с родителями

Подготовительный этап

Апрель 2019

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме
  2. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
  3. Чтение рассказа Агнии Кузнецовой : «Таежный подарок».
  4. Познавательная беседа  о Великой Отечественной войне.
  5. Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней»
  6. Участие в акции «Цветок Победы - 2019»

Совместные поиски информации.

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

Посадка цветов возле памятника «Т-34»на площади Победы

Основной этап

Май  2019

  1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки»
  2. Участие  в Параде юнармейцев, посвящённому 9 Мая»
  3. Участие в акции  "Наша Победа - 2019"
  4. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне.

Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»

Подготовка к участию в «Параде юнармейцев, посвящённому 9 Мая»

Июнь   2019

  1. Рисование «С чего начинается Родина».
  2. Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.
  3. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.
  4. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.

Помощь в создании коллекции медалей и орденов.

Август  2019

  1. Рисование: «Вечный огонь»
  2. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений,
  3. Чтение худож. произведений: Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне».

(Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).

  1. Муз.развитие: прослушивание муз произведений

Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне

Сентябрь  2019

  1. НОД «Слава и гордость воинам»
  2. Рисование «Наша армия родная», «Пограничник с собакой»,
  3. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю».
  4. Лепка «Военная техника»,
  5. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри», разучивание стихотворений

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.

Октябрь  2019

  1. Речевое развитие: пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»,
  2.  Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С.  Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
  3. Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»
  4. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш»
  5. Посещение мини экспозиции

"Помним! Гордимся!"

Оформление тематической выставки в книжном уголке

Ноябрь  2019

  1. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
  2. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
  3. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
  4. Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков подготовительных групп)

Конкурс на лучший рисунок, поделку к  Дню Победы.

Декабрь  2019

  1. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы».
  2. Экскурсия к памятным местам г. Ярцева
  3. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
  4. Аппликация «Тридцать три богатыря»,

Подборка музыкальных произведений.

Организация совместной экскурсии.

Январь  2020

  1. Экскурсия в музей г.Ярцева
  2. Муз.развитие: прослушивание муз. Произведений.
  3. Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников.
  4. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне.

Выпуск   газеты   «Открытки с днем Победы прошлых лет»

Февраль  2020

  1. Экскурсия в музей г.Ярцева
  2. Дидактическая игра «Ордена и медали»
  3. Лепка «Военные награды»
  4. Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»

Март   2020

  1. Экскурсия в музей г.Ярцева
  2. Рисование «Я рисую мир»
  3. Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова
  4. Беседа с детьми «Подвиг на войне»
  5. Оформление ленты памяти в раздевалке детского сада.

Совместный поход с родителями в музей.

Помощь в оформлении ленты памяти.

Апрель 2020

  1. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава»
  2. Аппликация «Открытка с тюльпанами»
  3. Экскурсия в  детскую библиотеку г. Ярцева
  4. Участие в выставке рисунков посвящённой «75-летию Победы в ВОВ», в детском саду.

 Совместный поход с родителями  в библиотеку.

Помощь в организации проведения выставки рисунков.

Заключительный этап

Май   2020

  1. Музыкально-спортивный праздник посвященный «Дню Победы»
  2. Конструирование: Макет ко Дню Победы
  3. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»
  4. Совместное участие в параде посвященному 75-летию Победы в ВОВ.

Совместное участие в параде Победы, посвящённому 75-летию  

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Великая Отечественная война. https://yandex.ru/images/search?rpt=simage&noreask=1&source=qa&text=Великая%20Отечественная%20война&stype=image&lr=12 
  3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
  4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
  5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения  https://мир-детей.дети/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya 
  6. День Победы! (Тематические коллекции) http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html 
  7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
  8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? https://www.maam.ru/detskijsad/chto-i-kak-raskazat-detjam-o-velikoi-otechestvenoi-voine-954979.html 
  9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
  10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
  12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях   https://malishi.wordpress.com/2008/05/08/малышам-и-не-только-о-празднике-победы-2/ 
  13. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
  14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
  15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
  16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.
  17.  А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победы!». 
  18.   Вера Шипунова «Беседы с ребенком. Великая Отечественная война».
  19.   Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.
  20.   Л. А. Кондрыкинская.  Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ.
  21.  А. Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника посвященного 70-летию Победы Тема: «Великий день – День Победы » Средняя группа.

Сценарий праздника посвященного 70-летию ПобедыТема: «Великий день – День Победы »Средняя группа....

Конспект НОД "Этот День Победы"(в рамках краткосрочного проекта "День Победы")

Формирование у воспитанников нравственных представлений, патриотизма....

Комплексно-тематическое планирование «День Победы». Тема: «День Победы»

Цель: Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.Направление развития ре...

Музыкальный проект "Этот День Победы",сценарий праздника "День Победы" в средней группе

Краткосрочный музыкальный проект  «День Победы -9 мая»Эвелина Дунаева,музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад;1 рп Ровное Ровенского муниципального района Саратовской област...

Конспект ООД в старшей группе «9 мая - День Победы». ФЦКМ «9 Мая — День Победы».

Конспект ООД в старшей группе «9 мая - День Победы». ФЦКМ. В формате сидим дома.«9 Мая — День Победы»....

Памятка для родителей "День Победы-9 мая" или "Что же рассказывать детям пр День Победы?"

Детские психологи советуют начинать разговор о войне с азов. Ведь качество преподавания истории в школах зачастую не выдерживает никакой критики, а дошколятам объективных познаний о ней взять и вовсе ...