Конспект ОД "Грибное царство Мещерского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Курягина Оксана Юрьевна

Цель:  расширения знаний детей о лесных грибах родного края, их особенностях внешнего строения.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • развивать активный словарь детей (названия грибов)

Обучающие:

  • совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и подбор слов – действий (глагол)
  • продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания грибов Владимирской области;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_griby.docx156.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Конспект образовательной деятельности

в средней группе

 Тема:  «Грибное царство Мещерского края»

https://on-desktop.com/wps/2018Food_Big_basket_of_mushrooms_with_berries_on_a_white_background_129993_.jpg

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №9»

Курягина Оксана Юрьевна

г. Гусь-Хрустальный

2020

Образовательная область:  речевое развитие

Методы проведения занятия: словесные, игровые, исследовательские, игровая ситуация.

Продолжительность занятия: 20 мин.

Интеграция областей: познавательное, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность.

Цель:  расширения знаний детей о лесных грибах родного края, их особенностях внешнего строения.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • развивать активный словарь детей (названия грибов)

Обучающие:

  • совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и подбор слов – действий (глагол)
  • продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами 

произрастания грибов Владимирской области;

Оборудование:  выставка художественной литературы по теме, наглядный материал, Познавательная книга «Всем Мещера хороша, много  в ней богатства, славится на всю страну ее грибное царство», корзинка и муляжи грибов, мяч.

Предварительная работа: беседы, наблюдения,  настольные, дидактические игры, знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, просмотр презентаций « Лесные дары осени», презентация «Грибы  Мещерского края»

 

Взаимодействие с семьями воспитанников:  консультация для родителей «Осторожно ядовитый гриб», «Как оказать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами», «Не все грибы съедобны».

           Содержание деятельности:

Этапы деятельности

Содержание

Время

1.Процесс вовлечения

В: Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! ( поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)
Ребята, давайте жить дружно!

1 слайд.( Красивый дом, в окошке домика бабушка и дедушка).

В: Ах, какой красивый дом!

Угадайте, кто живёт в нём?

Дети: Дом бабушки и дедушки.

В: Да, вы правильно ответили.

Дом бабули и дедули вы приметили.

Вот дедуля печку натопил

И бабулю попросил

Чтобы пирожков с начинкой из грибов она напекла.

А бабуля дедуле отвечает:

-Нет, я в лес не пойду, а то ещё я упаду.

-Вы ребята, помогите!

Вы, в лесочек сходите. Грибочков наберите.

В: Ребята, ну что поможем бабушке и дедушке?

Д: да

1 мин.

2.Процесс целеполагания

В:Ребята, что мы сейчас будем делать?

Д: Мы поможем бабушке собрать грибы.

В: А для чего нужны грибы?

Д: Чтобы испечь пирожки с начинкой для дедушки.

1 мин.

3.Процесс проектирования и планирования

В: А скажите мне ребята, где растут грибы?

Д: в лесу.

В: Значит для того, чтобы набрать грибов  нам надо отправиться в лес.

В: Итак, мы в лес сейчас пойдем и гостинцев бабуле и дедули принесем.

1 мин.

5.Процесс

осуществления

деятельности

В: Мы идем сегодня в лес.( Дети идут по кругу)

В том лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел (Дети  встряхивают кистями)

Это очень хорошо.(Дети хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать  (Дети приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать. (Дети приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята  (Дети показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (Дети показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (Дети грозят пальчиком)

Украшай осенний бор.

В: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе. А чтобы вам было поудобнее присядем на пенёчки. (дети садятся на стульчики)

В:  «Всем Мещера хороша, много в ней богатства – славится на всю страну ее грибное царство».  Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей , ни листьев, ни цветов. Ножка, шляпка, корни-грибница. Через корни- ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.  Много разных грибов встречаются в Мещерском лесу: подосиновики, подберезовики, грузди и лисички, сыроежки и белые грибы, волнушки.

 (Воспитатель показывает детям познавательную книгу о грибах и загадывает загадки)

В: Ребята, а сейчас отгадайте  загадку: 

Этот гриб - король грибов, Полюбуйтесь, он каков!

Коричневая шляпка, Беленькая ножка,
Я такого молодца Заберу в лукошко.
Он и крепок, и велик, Гриб с названьем (
Боровик).

Ответы детей. Воспитатель показывает иллюстрацию гриба из познавательной книги.

В: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?

Д: Шляпка коричневая.

Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?

Дети: Ножка белая.

Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный).

В: Под осиною растёт, особенность имеет,
Если срезать ножку, тотчас посинеет.
Оранжевые шляпки у этих грибочков,
Семьями они растут под деревом в тенёчке.

(Подосиновик)

Ответы детей. Воспитатель показывает иллюстрацию гриба из познавательной книги.

В: Правильно ребята, этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.

В: Что есть у подосиновика?

Д: Ножка и шляпка.

В: Какого цвета шляпка?

Д: Шляпка красная.

В: А ножка?

Д: Ножка белая с черными.

В: Следующая загадка: Их солят, а также жарят,
Они мелковаты, нежны, в салатики добавляют, 
Полезны они и вкусны. Словно рыжие сестрички, кучками растут.
(Лисички)

Ответы детей. Воспитатель показывает иллюстрацию гриба из познавательной книги.

В: Кто скажет, почему эти грибы так называются?

Д: Они рыжие, как лисички.

Воспитатель читает стих про подберезовик.

В: Под берёзкой у дорожки

 кто стоит на крепкой ножке?
Он, в коричневом берете,

самый вкусный гриб на свете.
ПОДБЕРЕЗОВИК - крепыш.

В: Перед нами еще один гриб -это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?

Воспитатель показывает иллюстрацию гриба из познавательной книги.

Д: Растет под березой.

В: Чем он отличается от подосиновика?

Д: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.

В: Ребята, а вы знаете кто такие грибники?

Д: Это люди, которые собирают грибы.

Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке? (Расставлены муляжи грибов, дети собирают из в корзинку)

Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.

В: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными. В лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.

Воспитатель показывает иллюстрации из познавательной книги «Всем Мещера хороша, много  в ней богатства, славится на всю страну ее грибное царство» и просит детей запомнить эти ядовитые грибы. Затем читает стихи про ядовитые грибы.

В: Этот гриб в лесу растет, не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий крапинки на шляпке

Красный, словно помидор несъедобный мухомор!

Посмотрите, как выглядит мухомор.

Д: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.

В: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.

В: Вот еще один ядовитый для человека гриб.

Бледнолицые поганки

Бродят стаей по полянке.

С ними я играть не буду.

Обойду и позабуду.

Почему нужно обходить эти грибы стороной?

Д: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.

Дидактическая игра «Собери грибы» Дети собирают пазлы из разрезных картинок.

После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он собрал.

Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?

Д: Съедобные грибы.

Игра с мячом. «Соберём семейку»

В:Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб». Будем бросать мяч и подбирать слова.

- Как ты назовешь маленький гриб(грибок)

- Как называют суп из грибов(грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы(грибник)

- Как называют корешки грибов(грибница)

- Как можно ласково назвать гриб(грибочек)

- Как называется начинки для пирога из грибов(грибная)

В: Ну вот ребята, грибочков мы собрали целую корзинку. Теперь отправляемся к бабуле и дедуле с гостинцами.

Бабуля и дедуля говорят вам большое спасибо___

Теперь бабуля может испечь пирожки.

15 мин.

4.Рефлексия

В:  Ребята, чем мы сегодня занимались?

Д: Ответ детей (помогали бабушке, ходили в лес зп грибами)).

В: Все ли у вас получилось?

Д: Ответы детей.

В: Может ли теперь бабушка напечь пирожков для дедушки?

Ответы детей.(конечно, мы принесли много разных грибов)

В: А каких грибов?

Ответы детей (Съедобные:Белые, подберезовик, подосиновики, лисички и д.р.)

В: А что вы  еще  сегодня узнали?

Д: Что еще бывают ядовитые грибы, которые трогать нельзя.

В: Итак ребята, с какой начинкой бабушка будет печь пирожки?

Д: С грибной.

В: Молодцы, я рада что вы много сегодня узнали и вам все понравилось.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Конспект ОД "В Мещерских лесах мы гуляли лекарственные травы собирали"

Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Воспитательные задачи. воспитывать гуманное и ответственное отношение к природе родного края.; воспитывать интерес к природ...

Конспект ОД "Ягодное лукошко Мещерского края"

Цель:  расширения знаний детей о лесных ягодах Мещерского края.Задачи:Воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе родного края;Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности «Край Чувашский, край наш милый» в старшей группе детского сада

Цель: Приобщение детей к чувашской национальной культуре.Задачи:1. Продолжить знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим.2. Знакомить с народными традициями, бытом, нацио...

Конспект мероприятия на тему: "Край любимый, край чувашский"

Мероприятие с детьми подготовительной к школе группы.Тема: "Край любимый, край чувашский"...