Тема «Природа – наш дом»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Седашова Валентина Геннадиевна

Методическая разработка образовательной деятельности

 

Возраст: подготовительная группа

 

Тема: «Природа – наш дом»

Направление образования и развития (образовательная область): «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи:

Обучающая: 
-  продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воду); 
-  учить рассуждать, аргументировать суждения; 
-  совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать.
Развивающая: 
- развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;
-  развивать общую и мелкую моторику рук. 
Воспитательные: 
-  формировать навыки сотрудничества, умение работать в группе;
-  воспитывать экологическую культуру. 

Формы реализации детских видов деятельности:

Игра: «Собери мусор».
Перемещение в лабораторию. 
Словесный:  Художественное слово;  Рассказ воспитателя. 
Наглядный:  Слайды природа. 
Практические:  Эксперимент по очищению почвы; 

Изготавливают экологические знаки из уже готовых шаблонов.

Формы организации: групповая.

Оборудование и материалы: Слайды, с изображением экологических катастроф, слайд с фильтрами для очистки воды; слайд с изображением города в смоге; компьютер, наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, шариковые ручки, свеча, тарелка, ватные палочки), (урны плоскостные -  красный, желтый, зеленый),  (халаты для детей), шаблоны для изготовление экологических знаков, клей.

Ожидаемые результаты:

- повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей;

- увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

- формирование навыков культурного поведения в природе родного края;

- формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам;

- развитие познавательного интереса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_priroda_-_nash_dom.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

АЛЕКСЕЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Методическая разработка образовательной деятельности

Тема: «Природа – наш дом»

        Разработал: воспитатель

Седашова Валентина Геннадиевна

2020 год

Методическая разработка образовательной деятельности

Седашова Валентина Геннадиевна,

воспитатель,

МБДОУ «Советский детский сад»

Алексеевского городского округа

Возраст: подготовительная группа

Тема: «Природа – наш дом»

Направление образования и развития (образовательная область): «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» 

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи:

Обучающая: 
-  продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воду); 
-  учить рассуждать, аргументировать суждения; 
-  совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать.
Развивающая: 
- развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;
-  развивать общую и мелкую моторику рук. 
Воспитательные: 
-  формировать навыки сотрудничества, умение работать в группе;
-  воспитывать экологическую культуру. 

Формы реализации детских видов деятельности:

Игра: «Собери мусор».
Перемещение в лабораторию. 
Словесный:  Художественное слово;  Рассказ воспитателя. 
Наглядный:  Слайды природа. 
Практические:  Эксперимент по очищению почвы; 

Изготавливают экологические знаки из уже готовых шаблонов.

Формы организации: групповая.

Оборудование и материалы: Слайды, с изображением экологических катастроф, слайд с фильтрами для очистки воды; слайд с изображением города в смоге; компьютер, наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, шариковые ручки, свеча, тарелка, ватные палочки), (урны плоскостные -  красный, желтый, зеленый),  (халаты для детей), шаблоны для изготовление экологических знаков, клей.

Ожидаемые результаты: 

- повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей;

- увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

- формирование навыков культурного поведения в природе родного края;

- формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам;

- развитие познавательного интереса детей.

План-проект проведения образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводно-организационный этап

Организационно-побудительный момент,

создание благоприятного эмоциональный настроя

Добрый день ребята, давайте встанем в круг,  возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга:

Здравствуй, солнце золотое, (поднимаем руки вверх, замкнув ими круг)

Здравствуй, небо голубое, (руки разводим в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок, (машем руками)

Здравствуй, маленький дубок! (Показываем, что он мал, как рост ребёнка)

Мы живём в родном краю, (разводим руки на уровне груди)

Всех я вас приветствую. (прижимаем ладони к груди и снова разводим)

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу, вместе с педагогом проговаривают слова приветствия.

Беседа

Предлагаю детям пройти на коврик и сесть     

 Давайте, ребята поговорим сегодня о природе.

А по вашему мнению что такое природа.  Природа – это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы.

Природа  - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

   Природа – наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе?

Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить природу.

Варианты ответов детей

 

II. Мотивационно- побудительный этап

Постановка проблемы

Дорогие ребята, вчера вечером почтальон принёс нам конверт. Давайте посмотрим, что же там внутри. (Открыв конверт, находим диск. Ставим на прослушивание.)

Здравствуйте, ребята! Я прошу у вас помощи в экологической  защите нашей планеты. Много работы, мы не справляемся! Природа края нуждается в помощи. Земля, вода, воздух загрязнены. Просим вас помочь провести исследования.  С уважением ученые экологи.

Наша природа родного края красивая, яркая. Однако есть люди, которые перестали ценить ту красоту и чистоту, что подарила нам природа.

Ребята, а вы хотите быть защитниками природы?

А скажите пожалуйста, что по вашему мнению означает экология.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой

Ребята, давайте ещё раз вспомним кто же такие экологи.

Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.

 Вот и я вам сейчас предлагаю превратиться в экологов и пройти в нашу научную лабораторию.

Как нужно себя вести в лаборатории?

Варианты ответов детей

Это учёные, которые изучают природу, защищают её.

III. Основной этап

Совместная работа

Ребята, давайте с вами проведём опыт с почвой.

Опыт №1. Перед вами модель почвы, в контейнере, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Я набираю в пипетку чернила и капаю на почву. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает?

А как вы думаете, это вещество может повредить почве, природе?

Вот растеклось это вещество по почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Поливаю почву из лейки).

Что произошло с дождевой водой?

Какого теперь цвета дождевая вода? Почему она такая?

Ребята, как вы думаете, куда может попасть ядовитое вещество после дождя?

Конечно же, в любой водоём. У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь и это очень сильно вредит окружающей среде.

Ребята, а какая вода стала, когда прошла сквозь почву? И эта вода может попасть и в реку, и в озеро, в любой водоём. Как вы думаете, что нужно сделать с такой водой?

Опыт №2. Давайте проведём небольшой эксперимент по очистке воды. (Дети переходят к столам, где стоят пластиковые стаканы с загрязненной водой, воронки с фильтрами и чистые баночки)

Обратите внимание на воду. Такую воду можно пить?

Сейчас мы будем её очищать. В воронках есть фильтр, он состоит из ватного диска, этот фильтр будет задерживать частички грязи. Попробуйте налить немного воды в воронку и понаблюдайте, как вода очищается.

Можно сказать, что вода в баночке чище, чем

в стаканчике?

Можно сказать, что фильтр помогает очищать воду?

Ребята, а воду, которую мы почистили теперь можно пить?

Да! Эта вода ещё недостаточно чистая для питья, но для полива цветов вполне пригодна.

А чтобы воду можно было употреблять в пищу, на специальных очистных сооружениях ставят огромные фильтры и они очищают воду, а так же для того, чтобы грязная вода не попадала в реку. (Показ слайда)

Опыт №3. Давайте посмотрим ещё один слайд, что это такое? (Демонстрация грязного города, горы мусора).

Как вы думаете откуда берется мусор?

Что произойдет, если мусор не убирать?

Дети, посмотрите, какой у нас может стать грязным город, если мы будем выбрасывать мусор где попало.

Как можно назвать мусор другими словами?

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое.

Ребята как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?.

Давайте посмотрим как вы правильно сортируете мусор и выбрасываете его. 

Игра «Собери мусор»
(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор). 

В красный ящик собирают — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор,

 в желтый - деревянные, бумажные предметы

(менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор). 

Опыт  №4. Как вы думаете на этих фотографиях в городе чистый воздух?

Ребята, где у нас в городе (селе)  встречается грязный воздух?

Да. Все это загрязняет воздух.

(Зажигает свечу) Что вы видите? Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.

Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?

Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?  Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?

Как защитить воздух от дыма?

Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко.

Варианты ответов детей.

Нет.

Варианты ответов детей.

Дети: Вода прошла сквозь почву.

Черная.

Дети: В речку, пруд, озер

Варианты ответов детей.

Дети: Нет.

Можно.

Дети: Нет, она ещё не совсем чистая.

Варианты ответов детей. (Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и многое другое).

Сор, отходы, хлам, отбросы и т.  д.

Дома мы выбрасываем мусор в мусорное ведро. Потом мы его относим в мусорный контейнер, после чего мусоровоз отвозит мусор на свалку.

Варианты ответов детей.

На остановках, около заводов и т.д.

 Горит свеча.

Варианты ответов детей.

 

Копоть.

Чёрного.

 От пожаров, заводских труб.

Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.

Самостоятельная работа воспитанников

  Ребята, не забывайте, что природа – наш дом. Человек может нанести природе огромный ущерб своим неправильным поведением. Чтобы об этом помнили и знали не только мы, предлагаю сделать экологические знаки и подарить их ребятам средней группы. Дети изготавливают экологические знаки из уже готовых шаблонов.

1.Береги природу!

2.Посади дерево – спаси планету!

3. Чистая вода спасает, грязная — убивает!

4. Не загрязняй природа, забирай с собой мусор.

5. Воздух нужен всем вокруг, береги его, мой друг.

6. Не разжигай костёр.

7. Береги нашу планету!

IV. Заключительный этап

Беседа

В природе нет мусора, нету отходов, 
Давайте друзья учится у природы. 
А куда мы выбрасываем бытовой мусор? 

В нашем городе есть экологические баки они плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром, животные не могут забраться в него.

Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде. 

Наша задача – хранить природу, жизнь, не убивать. Не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас. Это наша первая задача.

 

Варианты ответов детей.

Беседа с воспитателем

V. Рефлексивно-побудительный этап

Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов)

Ребята, что нового вы узнали?

А кто же такие экологи? Чем они занимаются?

А куда надо убирать мусор?

Что больше всего запомнилось в наших исследованиях?

Ребята, сегодня вы очень хорошо помогали: в проведении опытов. Вы настоящие защитники и помощники природы: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты.

Вы, молодцы.

Ученые экологи передали вам эмблемы в знак вашей помощи «Юный эколог», а мы пойдем и подарим наши экологические знаки которые мы сделали средней  группе.

Ответы детей

Анкета-заявка участника профессионального конкурса

        

1

Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Седашова Валентина Геннадиевна

2

Год, месяц день рождения

18.11.1982

3

Место работы (полное название организации)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная организация «Советский детский сад» Алексеевского городского округа

4

Должность

Воспитатель

5

Педагогический стаж работы

8 лет

6

В  какой возрастной группе работает

Подготовительной группе

7

Название работы, подаваемой на конкурс (методическая разработка, ссылка на «Интернет - портфолио»)

Тема: «Природа – наш дом»

8

Домашний адрес автора (полностью)

Белгородская область Алексеевский район с. Советское ул. Мира 17.2

9

Другие средства связи с участником

(e-mail/факс/моб.тел.)

sedashova.valentina@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по ознакомлению с природой на тему: "Природа - помощник в воспитании детей" (из опыта работы)

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культ...

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Познавательно - творческий проект Тема «Природу любим, с природой дружим» (средняя группа)

Проект  предназначен   для  детей  средней  группы в возрасте  от 4 до 5 лет. Данный   проект   разработан  на  основе   &laq...

«Базовые национальные ценности» Номинация «Социальный проект» на тему: «Природа» «Природа Краснодарского края».

Цель проекта: познакомить с природой Краснодарского края, её многообразием, редкими и лекарственными растениями края. Формировать представления о редких животных, об охране природы края....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...

Консультация для родителей на тему: "Природа цвета или цвета Природы"

laquo;Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета... » Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости. Н...