Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья родного края» для детей с ТНР старший возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширение знаний детей по теме "Деревья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья родного края» для детей с ТНР старший возраст.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Используемые технологии: игровые, коррекционные, развивающие, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о лиственных и хвойных деревьях, растущих в наших лесах, парках, скверах.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новыми для них деревьями: осиной, тополем. Формировать умение дифференцировать и сравнивать хвойные и лиственные породы деревьев по внешним признакам (цвету и особенностям коры, листьям, плодам).
3.Формировать умение относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (ель – к ельнику, сосну – к сосняку и т.д.)
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательный интерес, внимание, мышление.
2.Развивать логические операции сравнения, группировки и классификации.
3. Развивать связную речь.
4. Активизировать словарный запас детей: осинник, ельник, сосняк, сосновый бор, смешанный лес.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес и бережное отношение к родной природе.
2.Продолжить формирование коммуникативных навыков.
Предварительная работа:
1. Наблюдение и рассматривание деревьев на прогулках.
2.Экскурсии в лес, парк.
3.Рассматривание иллюстраций.
4.Разучивание стихов о природе, деревьях.
5. Чтение литературы природоведческого характера.
6. Знакомство с Красной книгой.
7. Сбор листьев и плодов.
Материалы к занятию:
1. Иллюстрации деревьев.
2. Карточки с изображением плодов и листьев.
3.Спилы деревьев.
4. Хвоя и плоды ели и сосны.
Ход занятия.
1. Воспитатель предлагает детям угадать, о чем будет идти речь на занятии и загадывает загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево)
Давайте вспомним, что есть у дерева и для чего это нужно.
Ответы детей: - Корень, с его помощью дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева.
- Ствол держит крону и по нему движутся питательные вещества от корней и листьев.
- Ветки и листья помогают дереву дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.
- Плоды нужны для размножения, а некоторые употребляют в пищу люди или животные.
Восп-ль: А можно ли сказать, что деревья живые?
Дети: -Да, потому что они растут, питаются, дышат, размножаются.
2. Восп-ль: Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут в наших лесах и парках. Давайте поиграем в игру «Назови дерево». Игра с мячом.
Молодцы, ребята, но вы назвали не все деревья, которые растут у нас.
Я загадаю загадку, а вы попробуйте угадать, о каком дереве в ней говорится.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
1 слайд: на экране появляется изображение осины, ее листьев и плодов.
Рассказ воспитателя об осине.
Рассматривание спила осины: кора тонкая, гладкая серо-зеленого цвета.
С возрастом на ней образуются чечевички, напоминающие черный ромб.
Правильно высушенная древесина по прочности уступает только дубу и сосне, поэтому из нее делают лодки и лыжи.
- А вы знаете, как называется лесок, в котором растут одни осины?
Давайте запомним это слово – «осинник».
А теперь послушайте следующую загадку:
Признавайся нам петух, почему повсюду пух?
Ты - известный забияка! Здесь была, наверно, драка?
- Не дерусь я восемь дней! Пух летит от …(тополей).
2 слайд: появляется изображение тополя, его листьев и плодов
Рассказ воспитателя о тополе.
Рассматривание спила тополя: кора гладкая, зеленовато-серая. Древесина
мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу.
- Ребята, а чем похожи и чем отличаются эти деревья?
Ответы детей.
Как мы можем назвать эти деревья?
Дети: лиственные. Так называют деревья, у которых листья в виде пластинок.
3. А сейчас, давайте превратимся в деревья. Кто каким деревом будет?
Физ.минутка «Выросли деревья…»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (руки в стороны, потянуться)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется (потягивание, руки вверх).
Вот подул веселый ветер – закачались тут же ветки (дети машут руками),
Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперед).
Вправо, влево, взад, вперед – так деревья ветер гнет (наклоны в стороны).
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращения туловищем)
Ветер стих, взошла луна,
Наступила тишина (дети садятся).
4. Ребята, посмотрите, ветер сорвал с деревьев листья и плоды (дети подходят к магнитной доске, на которой находятся изображения деревьев и карточки с изображением листьев и плодов). Давайте вернем каждому дереву его плоды и листья.
Проводится игра «С какой ветки детки?». Дети выбирают карточку и отвечают на вопрос : « Как называется лист с березы? (рябины, клена и т.д.).
5. Сюрпризный момент: раздается стук в дверь. В гости приходит бельчонок. В корзинке у него хвоя, шишки, спилы елки и сосны.
Бельчонок здоровается с детьми.
- Я услышал, что вы говорите о деревьях и решил проверить, ваши знания о моих любимых деревьях (достает и показывает веточки ели и сосны).
Дети отгадывают, чьи это ветки, объясняют, как они догадались: у елки иголки короткие, темные, растут по одной. У сосны – иголки длинные, мягкие, светлые, растут парочками.
- Как по-другому называют иголки елки и сосны? Дети: хвоя.
-А как называют деревья с хвоей? - Хвойными.
Бельчонок достает шишки сосны и ели. Дети объясняют, что у елки шишка удлиненная, с мягкими чешуйками, а у сосны – круглая, с твердыми чешуйками.
Затем, бельчонок просит рассмотреть спилы и определить, каким деревьям они принадлежат.
Дети рассматривают спилы и называют деревья, которым они принадлежат, объясняя свой выбор: у елки кора темная, шершавая, а у сосны - светлая, золотистая.
- Как называют лес, в котором растут только елки? Дети: ельник.
- А если в нем растут одни сосны? - Сосновый бор, сосняк.
Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на мои вопросы, и теперь я хочу с вами поиграть.
6. Проводится игра «Каждому дереву свой лес». На карточках хвойные и лиственные деревья. Дети берут по одной карточке и находят каждому дереву свой лес, объясняя свой выбор.
Бельчонок хвалит детей и прощается с ними.
7.- Ребята, а зачем нужны деревья, какую они приносят пользу?
Ответы детей: Очищают воздух, дают людям плоды, они радуют глаз, летом дают тень, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, изготавливают бумагу. А еще, деревья – это дом для птиц, некоторых животных, насекомых.
- Правильно ребята. И от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в наших лесах и парках.
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Вы деревья берегите,
Без нужды их не губите.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-61918-1394650116.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Краски родного края" старшая группа
· Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае· Закреплять навыки рисования красками кубанских уз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226121-1363947573.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "История родного края"
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с историческим прошлым Белгородчины, с полным описанием задач, основных форм, методов работы с детьми. указаны образовательные области, интеграци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/05/picture-264723-1522910817.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Родной край - часть великой России»
Возрастная группа старшая группа (5-6 лет)Тема «Родной край - часть великой России»Вид деятельности: Коммуникативная деятельность. Цель: Продолжать формировать предс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-1192811-1574762733.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Деревья зимой» (лепка) для детей старшей группы
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие.Тема: «Деревья зимой».Прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/03/picture-132339-1483424928.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Деревья зимой»(лепка) для детей старшей группы
Учить детей лепить деревья из нескольких частей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-835379-1616438575.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Деревья зимой» (лепка) для детей старшей группы.
Конспект по лепке в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1504579-1704841038.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Зима» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Целью занятия является закрепление знаний детей о зиме как о времени года; расширение и углубление знаний детей о цифрах и числах....