Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Зоя Ильгизаровна

Конспект НОД по ФЦКМ Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_zanyatie.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Конспект НОД

по формированию целостной картины мира

в старшей группе

«Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»

Составила:

Воспитатель старшей группы

Иванова З.И.

2015 г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности.

Образовательная область: «Познавательное развитие». ФЦКМ

Возрастная группа: 5 - 6 лет

Тема: «Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»

Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.

Задачи:

  • Дать представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство, осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период);
  • Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме;
  • Прививать любовь к природе.

Оборудование:  проектор, ноутбук, презентация «Как звери готовятся к зиме»,  картины «Медведи в осеннем лесу», «Купание медвежат», «Медвежья берлога», «Белки осенью», «Белка с бельчатами в летнем лесу», «Белки спасаются от куницы».

Предварительная работа: Чтение сказок, загадок, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры «Найди животное и его детеныша», «Кто, где живет? »

Методические приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ход занятия.

Организация

Время

Содержание

Организационно – мотивационный этап.

3 мин.

В: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Ой, ребята, а к нам пришел  еще один гость, посмотрите (слайд).

- Ребята кто это? (Старичок-Лесовичок)

Давайте поздороваемся с ним!

- С-Л пришел к нам  в гости, чтобы узнать, почему вокруг все изменилось: на деревьях нет листвы, нет травы, холодно, а когда гулял по лесу, то ни встретил своих друзей диких животных. (наступила осень)

- Ребята, поможем с-л понять, почему так все вокруг изменилось? Мы с вами совершим путешествие в осенний лес. Произнесём волшебные слова:

«Раз-два-три, вокруг себя обернись.

В лесу осеннем очутись!»

В: Вот мы с вами и в лесу. (дети садятся перед экраном)

Основной этап

17 мин

Ребята, давайте вспомним, что такое лес: какой он, что там есть, кто живет, что растет. Самое главное в лесу – это деревья. Ели, березы, сосны, липы и другие деревья растут часто, тянутся к свету, кроны их вверху смыкаются. Еще там растут разные кустарники, грибы и ягоды. В лесу на земле, деревьях, пнях и кустарниках живут звери, птицы, маленькие букашки – каждому отведено свое место. В лесу они находят и пищу, и дом, и укрытие от врагов. В лесу – среди деревьев, кустов и разных трав – они охотятся, пасутся, выводят потомство – в общем, круглый год заняты делом. И чувствуют себя хорошо, потому что все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу.

В: Отгадайте загадку:

«Он  в берлоге спит зимой, под большущею сосной,

а когда придет весна, просыпается от сна?» (медведь)

Рассматривание картин.

«Медведи в осеннем лесу»: кто здесь изображен? Какое время года в лесу? Как вы узнали, что это осень? Что делает медведица? Что делают медвежата? Что было с семьей медведей до этого? Что было потом?

   «Купание медвежат»: что делают медведи? Какое время года? Что делает медведица с медвежонком? Зачем она его купает? Где купаются медведи? Что обнаружил медвежонок? Что изменится осенью? Какими стали медвежата? Что будет с ними зимой? Зачем они так много едят?

«Медвежья берлога»: А вот и зима. Как называется жилище медведя? Что случится, если медведь не накопит за осень жировые отложения? Когда просыпаются медведи? (весной)

Физминутка

«Мишка вылез из берлоги

 Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

 И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны:  правой рукой          

коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

 И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Теперь поговорим про другого лесного зверя. Будьте внимательны, если правильно отгадаете, то отгадка появится у нас на экране.

 Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Правильно Белка, посмотрите какая она красивая, хвост пушистый, окраска рыжая…

Рассматривание картин.

«Белки осенью»: кто здесь изображен? Какое время года в лесу? Как вы узнали, что это осень? - Как называется жилище белки? (дупло). Чем питаются белки на деревьях? (орехи, семена хвойных деревьев, грибы, почки, ягоды, плоды деревьев и кустарников).  Что защищает белку от холода? (запасы еды, теплый, густой мех)

Что делает белка? Что делают бельчата?

«Белки спасаются от куницы»: трудная жизнь белок зимой.

- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям (цепкие коготки на лапках)

- Какие враги есть у белки? (куницы, лисы, ястребы, филины, совы)

- Как белка спасается от врагов? (прячется среди густых ветвей и в дупле) 

-Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)

В: Ребята С-Л приготовил для вас игры-задания «Кто где живёт» и «Кто чем питается» (дети делятся на две подгруппы и выполняют задания)

В:Молодцы, справились с заданием!

В: Какое время года было перед осенью?  Летом и у белки и у медведицы детишки были небольшие, они их кормили, заботились о них, охраняли от разных опасностей. Белка следила за малышами, когда они начали вылезать из дупла, затаскивала их обратно, чтобы не схватил какой-нибудь хищник. Медведица в летнюю жару купала медвежат в речке, чтобы им не было жарко. Летом тепло, корма всякого много, забота у взрослых зверей только одна – растить свое потомство. Другое дело – осень: надо готовиться к очень трудному времени – ведь зимой и морозы, и еды никакой нет. Вот и готовится каждый зверь по-своему. А что же будет зимой? К зиме белки повзрослели, разбежались по лесу, каждая начала заботиться о себе сама. А вот у медведей по-другому: медведица-мама медвежат от  себя не отпускает, они еще не готовы самостоятельно жить в лесу, поэтому все вместе залезают в берлогу, чтобы проспать трудное голодное время. Молодцы ребята! Мы узнали много нового в осеннем лесу.

С-Л было очень интересно с нами.

Но нам пора возвращаться обратно в детский сад.

«Раз-два-три, вокруг себя обернись.

В детском саду очутись!»

Заключительный этап.

Рефлексия.

5 мин.

Что вам понравилось  сегодня? Что нового вы узнали?

И в завершение нашей встречи я хочу подарить вам раскраски о диких животных, помните,  пожалуйста, что человек может спасти и охранять природу.

Самоанализ непосредственно - образовательной деятельности

Иванова Зоя Ильгизаровна

Воспитатель дошкольных групп МБОУ «СОШ№6»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Образовательная область: «Познавательное развитие». ФЦКМ 

Возрастная группа: 5 - 6 лет

Тема: «Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»

Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.

Задачи:

•        Дать представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство, осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период);

•        Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме;

•        Прививать любовь к природе.

Для решения поставленных задач мной использовались разнообразные методы и приёмы.

Методы и приемы:

1) Сюрпризный момент

2) Игровой: проведение физкультминутки

3) Словесный: использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.

- наглядные (показ иллюстрации, слайдов)

- практические (дидактические игры, динамическая пауза).

        Во время НОД я использовала принципы здоровьесберегающих технологий, что позволило предотвратить переутомляемость детей.

        Использовала следующие приёмы как: пояснения, напоминания, повторения, обобщения, собственные ответы.

        Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.

        Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то я сама на него отвечала.

        Осуществлялся индивидуальный, дифференцированный подход: малоактивные дети чаще вовлекались в беседу, им уделялось больше внимания (привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания).

        В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей не перебивать. Активизировала словарь, уточняла, дополняла.

        Для мотивации детей я использовала сюрпризный момент появления героя в гостях у детей, что вызвало у детей интерес и активизировало их на дальнейшую работу.

        В итоге все задачи, поставленные при планировании НОД, были решены, цель достигнута. В результате получилась коллективная работа.

Все дети справились, были активны и заинтересованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию целостной картины мира в старшей группе детского сада.

Интеграция  образовательных областей:                коммуникация, социализация, познание, здоровье.Задачи:...

Конспект по формированию целостной картины мира в старшей группе детского сада.

Задачи:            -углубить и систематизировать  знания детей             о сез...

Конспект НОД - ФЦКМ "Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме" (НОД с использованием ИКТ в старшей группе)

Конспект НОД – ФЦКМ «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.Задачи:1....

Презентация «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме»

Програмное содержание.Дать детям представление о том, что лес –это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнез...

Конспект занятия по экологии: «Как лесные звери – медведь и белка, готовятся к зиме»

Теория: дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год; развивать у детей представления о последовательност...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы  с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»...