картотека игры- эксперименты
план-конспект занятия по окружающему миру

колосова надежда александровна

картотека игры- эксперименты с водой для детей второй группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr-experimentov.docx79.33 КБ

Предварительный просмотр:

 http://www.publicdomainpictures.net/pictures/20000/nahled/romantic-pink-background-8712995985352of.jpg

Игры – эксперименты
(для детей младшего дошкольного возраста)

 

Солнечный зайчик

Цель: познакомить детей с естественным солнечным светом.

Материал: маленькое зеркало, солнечный свет

Ход игры

Когда солнце заглядывает в окно, поймать с помощью зеркальца лучик и  обратить внимание детей  на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на мебель, игрушки и т.д.. Побуждать детей ловить  убегающего «зайчика». Необходимо комментировать свои действия и действия детей : « Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д.

Фонарик

Цель: познакомить детей с фонариком, с его действием и назначением. Показать, что свет от фонарика не проходит через предметы.
Материал: Коробка с крышкой, коробка с прорезью , фонарик, игрушка зайца, мячик.

Ход игры

Папа подарил зайке маленький мячик, зайка играл с ним, и вдруг мячик укатился под коробку. А там темно и не видно мячика. Как зайке помочь? У меня есть фонарик. Мы его включим, и появится свет.заглянем под коробку фонариком. А вот и мячик нашелся!

У зайки есть еще коробочка. Что там внутри?

Я предлагаю детям узнать, что находится в коробке,  заглянув фонариком в прорезь. Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть  крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё или посветить в прорезь фонариком).

Угостим кукол соком

Цель: познакомить детей со свойством воды окрашиваться красками. Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры

 Зайка решил показать нам фокус.  Вот прозрачные стаканчики. Он налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
Закрывайте глаза! – сказал Зайка.
- Открывайте! – скомандовал Зайка.

Что произошло? Вода в стаканах стала цветная. Какой цвет? Это похоже на сок. Давайте сделаем сок для кукол.

Показываю какой порядок действий. Предлагаю попробовать детям.

             

Льдинка

Цель: познакомить детей со свойством воды замерзать и таять в тепле Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Ход игры

Однажды зимой Зайка принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её на полу в комнате, а сам пошёл обедать. Когда он покушал, сразу вспомнил про льдинку, побежал в комнату. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу была лужица. Где же льдинка? Растаяла в тепле. Как так получилось?

Положим кусочек льда на ложку и подогреем его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! Льдинки живут только там, где очень холодно»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает.

Водичка, водичка

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

                                                          Ход игры

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и  взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Предлагаю взять поролоновую  губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы).  Прошу ребёнка опустить губку в воду и показываю, как нужно отжать её в чашку. То же самое проделайте  со шприцом и грушей.

Пена волшебная.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновые игрушки.

Ход игры

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку , обыграйте ситуацию.

             

               Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. 
                                       
Ход игры

Предложить детям рассмотреть кораблики в емкости с водой. Что у кораблей есть? Рассказать сказку « Как кораблики учились плавать».

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали они Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нам поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали их просить: «Звёздочки! Помогите нам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!»  Отвечают кораблики : «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Стали его просить: «Ветерок! Помоги  корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.

                                             Сказка о камешке

Цель:  показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход игры

Рассмотреть с детьми приготовленные предметы. Подержать их в руках, определяя вес. Рассказать сказку о камешке.
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые цветы и листья, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  Пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».

                                   Кто разбудил китёнка?

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры

Ветер дует-задувает,
Волны в море поднимает.
Море синее бурлит,
Недоволен папа-кит:

«Ну, на что это похоже!
Мой китёнок спать не может!
Ветер очень громко воет –
Не даёт нам всем покоя!»

Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!»

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила.

Рыбалка

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры

- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

                                                Ветка в вазе

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой.

Ход игры

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев.
Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игры-эксперименты с водой"

Материал для родителей и педагогов...

Картотека "Игры-эксперименты на логопедических занятиях".

Картотека "Игры-эксперименты на логопедических занятиях"....

Картотека "Игры-эксперименты"

в картотеке собраны разнообразные игры-эксперименты с песком, водой,камнями. Считалочки....

Картотека игры-эксперименты

картотека игр-экспериментов...

Картотека игры-эксперименты

Опытно-экспериментальная деятельность  во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия....

Картотека "Игры-эксперименты с песком и водой"

Для работы с детьми третьего года жизни....