Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тихонюк Людмила Валерьевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)

Цель: совершенствовать представления детей о земле не только как о планете, но и как о веществе.

Задачи:

  • Познакомить детей с составом земли.
  • Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
  • Тренировать навык проведения простым экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
  • Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
  • Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.

Материал:

  • тарелочки с комочками земли.
  • лупы,
  • ложечки,
  • стаканчики с водой,
  • трубочки, наполненные землёй,
  • стаканы с песком и глиной,
  • салфетки.

Ход:

1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

- Ребята, о чём говорится в это загадке?

                         Меня бьют, колотят,

                         Ворочают, режут.

                         Я всё терплю

                         И всем добром плачу.

                                                     (Земля).

-Мы ходим по земле, играем с ней, сажаем в неё растения. Что такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.

2 часть: Практическая (опытно-экспериментальная)

Опыт 1: «Что это такое?»

- У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.

- Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки). Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, составу).

Вывод: Земля из разных мест может отличаться по внешнему виду и составу.

-Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей). Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.

Опыт 2: «Воздушные пузырьки»

-Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.

-Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность воды).

-А где воздух прячется в земле? (между мелкими частицами земли).

Вывод: В земле содержится воздух.

Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»

-Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я положу почву и нагрею на пламени. Над почвой я держу стёклышко.

-Что происходит со стёклышком? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?

Вывод: В земле содержится вода.

-Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.

-Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю).

-Капните воду сверху в отверстие трубочки.

-Что увидели? (земля пропускает воду вниз).

Вывод: земля пропускает воду.

Физкультминутка:

                          Мы к лесной лужайке вышли,

                          Поднимая ноги выше.

                          Через кустики и кочки,

                          Через ветви и пенёчки.

                          Кто высоко так шагал-

                          Не споткнулся, не упал.

Опыт 4: «Растворимость земли»

-Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного.

-Растворилась ли земля в воде?

Вывод: Земля в воде не растворяется.

Опыт 5: «Определение перегноя»

-Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем.

-Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах).

-А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, остатки древесины, хорошо подогрею.

-Что наблюдаем?

-Этот запах издаёт горящий перегной. Содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем больше перегноя, тем быстрее и крупнее растения растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.

Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»

-Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?

-В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество-глина.

-Рассмотрите песок и глину в стаканчиках., потрогайте их на ощупь.

-Какие они? (песок рыхлый, глина твёрдая).

-Теперь капните в стаканчики немного воды.

-Где вода впитывается быстрее? (в песке, а глина плохо пропускает воду).

-Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?

Вывод: Глина и песок разные по свойствам.

Итог:

Дети вспоминают все сделанные ранее выводы.

- Что больше всего вам понравилось в нашем экспериментировании? Что нового вы узнали? Чем больше всего вам понравилось заниматься? А какое задание вам показалось самым трудным? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего шьют одежду?»

Программное содержание:1) познакомить детей с разными видами тканей (шерсть, ситец, лен, синтетическая болонья) и материалами, из которых они изготовлены; активизировать деятельность детей по самостоя...

Конспект игровой образовательной ситуации (ИОС) по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Секреты газированного напитка «Кока-кола»

Занятие направлено на развитие у старших дошкольников познавательной активности и любознательности; расширение навыков исследовательской деятельности....

КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.Развивать у детей умение с помощью во...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дружат дети всей земли"

Тема актуальна и занимает важное место в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста. Цель занятия формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Продолжать знакомит...