НОД по ФЦКМ по теме "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жирнова Алена Владимировна

НОД по ФЦКМ по теме "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по ФЦКМ по теме "Насекомые"20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Насекомые»

 Программное содержание: Познакомить детей с миром насекомых, развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам, воспитывать интерес к насекомым, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

Предварительная работа: просмотр научно-познавательного фильма о насекомых, чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.

Ход НОД

 1 Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт?  (Воспитатель показывает картинки насекомых)

Дети: ( называют) Бабочка, кузнечик, жук.

Воспитатель:  А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?

Дети: Насекомые

2 Основная часть

Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки.  Вот от этих слов «Насечки», « насекать» и произошло название « Насекомые» У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья.  У некоторых на брюшке есть жало ( пчела, шмель)

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети : Выдвигают свои предположения.

Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются  нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

Пальчиковая игра « Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

( сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом

( поочерёдно сжимают пальцы в кулак)

Кто же это тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

( прячем руки за спину)

3 Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу  скорей, сейчас узнаем !

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое?

(Бабочка)

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.

 1.С чем в загадке сравнили крылья бабочки?

 2.Какие крылья у бабочки?

 3.Сколько крыльев у бабочки?

 4. Как вы думаете, чем питаются бабочки?

Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

А теперь следующая загадка:

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка  скорее кто это?

(Божья коровка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную  окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они,  очень интересны. ( воспитатель показывает иллюстрации с жуками)

Воспитатель: А теперь , ответьте мне на вопрос:

1. Сколько ножек у жука?

2.А есть ли крылышки?

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!

Физкультминутка « Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх)  и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы , ( наклоны)

И кушать мы давно хотим ,(гладят животик)

Домой скорее полетим ( летят на свои места)

Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

(Пчела)

Воспитатель:  Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?

Воспитатель: А ножки? Сколько их?

Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.  А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? ( Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника)

В лесу у пня беготня,

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не хочет.

( Муравей)

Воспитатель: А как называется дом муравьёв? (Муравейник)

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

 ( Из  листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг  другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

А вот ещё одна загадка:

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Воспитатель:  (показывает изображение кузнечика)  Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?

Дети:  Длинные, три пары.

Воспитатель:  Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. « Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:

Охотницей быстрой слывёт,

Стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой

Летает она над водой

Большие имеет глаза

Кто это скажи –

 (Рассматривают изображение стрекозы)

Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы?(Две)

Воспитатель: А ног?(Три)

Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает.  А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?

(Потому что у неё две пары крыльев)

Воспитатель: Посмотрите, какой он мир насекомых? ( Воспитатель показывает слайды с фотографиями бабочек на цветах, муравьёв у муравейника, жуков, ночных мотыльков.  Надеюсь, ребята, после просмотра фотографий, вы запомнили, что мир насекомых разнообразен, рядом с нами живут тысячи самых красивых, самых необычных и удивительных насекомых!

Воспитатель : А теперь ребята, давайте поиграем!

Дидактическая игра « Чего не хватает?»

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи,   бабочки, стрекозы? ( летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). Дети выполняют задания.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вижу, вы постарались,  всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли!  Наше путешествие по лугу подошло к концу.  Давайте вспомним, что нового мы  с вами сегодня узнали.

О, ком мы сегодня разговаривали?

Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?

Чем питаются насекомые?

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Познание"(ФЦКМ)«Золотая Осень»

Образовательная область "Познание"(ФЦКМ) для детей старшей группы. Цель: закрепить  представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект образовательной деятельности в области "Познания" на тему:"ФЦКМ. " Игрушки.Знакомство с русской матрёшкой""

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема "Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой"- из цикла интегрированных занятий на тему: "Матрёшка"...

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству. «Наш дружок – петушок» Вторая младшая группа.

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству.        «Наш дружок – петушок»...

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству. «Наш дружок – петушок» Вторая младшая группа.

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству.        «Наш дружок – петушок»...