Доклад на тему: "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Цепляева Вера Николаевна

МКДОУ «Новохопёрский детский сад общеразвивающего вида "Ласточка"

Доклад на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ»

                   (из опыта работы)

 Воспитатель Цепляева В.Н.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                    Расскажи - и я забуду,                                                                                                                                                                                                                                                                                   покажи - и я запомню,

                                                                                                                                                                                                                                                                     дай попробовать – и я пойму.

                             ( Китайская пословица).

  

                                                                                             

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ob_eksperimentah.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохопёрский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

 Доклад на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ»

                                              (из опыта работы)

        

                                                                                                                               

                                                                                              Воспитатель: Цепляева В.Н.

                                                           Р.п. Новохопёрский

                                                                                                                              Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

                                 ( Китайская пословица).


Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС должна быть: «…обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
… периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей».
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Еще
В. Сухомлинский писал: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». 

 Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Познавая окружающий мир, малыш стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.   Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 

 В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное  место в высшей и средней школе. Профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.  Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребёнка». Они доказали это:

1.   Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания.

2.  В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.  Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4.  Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

     Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции  (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. 

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.  Оно тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи, ведь пополнение знаний способствует развитию речи. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. 

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников в ДОУ. 

   Работая в дошкольном учреждении мы  стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников.  Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.     Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано  внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы с детьми. Так для развития речи детей я, например, использую нестандартные методы знакомства со сказкой. Мы с детьми экспериментируем, придумывая новые концы к сказке, помогаем спасать героев, придумываем сказки от частицы «не», сказку-наоборот , сказка от стишка или от пословицы и др., также используем эвристические методы, создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?».  «Зачем нужен режим дня?»  Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. Осенью и зимой мы с детьми провели эксперимент по выращиванию гороха на окне. В результате эксперимента дети смогли познакомиться с растением горох и узнать о развитии растения от горошины до стручка, а также в результате элементарных опытов узнать «Для чего растениям нужен свет и вода?»

Через опыты и эксперименты дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.  Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости  коллектива. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

     Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1.По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке и т.п.

3.По количеству детей: индивидуальные(1-4ребёнка); групповые(5-10детей); коллективные (вся группа).

4.По причине их проведения: случайные, специальной подготовки не требуют; запланированные, подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач; поставленные в ответ на вопрос ребёнка - выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.

6. По продолжительности: кратковременные (5-10минут); длительные(свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные, или циклические.

8.По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.

 9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы.

Методы и приёмы работы: наблюдения. трудовые поручения, опыты, дидактические игры, моделирование, фиксации результатов, постановка вопросов проблемного характера, эвристическике беседы, (сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки)

Формы работы: наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая деятельность, экскурсии. 

   Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.  Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. На начальном этапе проблема ставится нами, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?

При подготовке занятия-экспериментирования педагоги придерживаются примерного алгоритма.

1.Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

 8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в

раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

6.Наблюдение результатов эксперимента.

7.Фиксирование результатов эксперимента.

3Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).   

    Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.

4. Мы проводим также совместную работу с родителями (участие в различных исследовательских проектах).  Разрабатываются советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предлагаются картотеки элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. 

     Для реализации всего объема работы педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах у нас в ДОУ общими усилиями педагогов оборудованы и постоянно оснащаются детские мини-лаборатории, уголки экспериментирования, где представлены различные материалы для исследования. Дети в любое время в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские  интересы. 
При оборудовании мини-лаборатории учитываются следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;

– достаточность;

– доступность расположения.

В нашей группе мы оборудовали уголок экспериментирования .

В нем можно найти следующее оборудование:

- приборы-помощники: лупы,  компас, магниты, фонарик, микроскопы,  зеркала, термометры, бинокли, весы, песочные часы;
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т.д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

 В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

Проявляют интерес к познавательной литературе;

Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

   Практика показывает, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.  Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. Как сказал В.А. Сухомлинский: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”


Литература:

1.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

2.Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

3.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

4.Материалы Интернет-сайтов.

5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.

6.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...

Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».

В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...

Система работы в смешанной дошкольной группе по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельност...

Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...

Доклад "Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ"

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и...

ДОКЛАД «Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

          «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,            но открыть так, чтобы ку...