Проект "Мы живём в России"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Вотинцева Людмила Иосифовна

Материал предназначен для создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_zhivyom_v_rossii.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

ПРОЕКТ

«Мы живём в России»

Составитель:

Вотинцева Людмила

 Иосифовна

воспитатель

 высшая квалификационная

 категория

1

 Введение………………………………………………………….

3

2

Актуальность проекта……………………………………….…..

6

3

Этапы реализации проекта ……………………………………..

8

4

Содержание проекта……………………………………………..

9

5

План мероприятий……………………………………………….

10

6

Работа с родителями……………………………………………..

13

7

Выводы ………………………………………………………….

14

8

Литература ……………………………………………………….

15

9

Интернет ресурсы………………………………………………..

16

10

Аннотация проекта………………………………………………

17

11

Сведения о разработчике………………………………………..

17

Содержание

Введение.

Характеристика проекта :

Вид проекта: информационно — творческий.
По срокам проведения: долгосрочный  – 9 месяцев

По составу: групповой
Участники проекта: дети старшей  группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Происхождение темы:
  В группе появился глобус, фотоколлаж с фотографиями достопримечательностей России. Дети заинтересовались, что изображено на глобусе и фотографиях.

Обогащение и расширение   словаря  понятиями и терминами: государство,  герб, флаг, символ, столица, президент, климатическая зона, глобус; хохлома, филимоновская,  богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки, урало-сибирская роспись, павлопосадские  платки, оренбургские платки.

Проблемный вопрос: Что такое Россия?

Объект исследования: образовательная деятельность  в старшей группе  детского сада.

Предмет исследования:  процесс нравственно-патриотического воспитания в старшей группе

Цель проекта: 
Создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста.

Задачи проекта: 

Обучающие

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России.
  • Ознакомление  детей с символами государства (герб, флаг, гимн). 
  • Расширение представлений о достопримечательностях России.
  • Знакомство детей с русскими народными промыслами, с историей возникновения промыслов.
  • Формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов                    
  • Создать условия для совершенствования  технических умений и навыков  рисования, лепки.

Развивающие

  • Развивать творчество и фантазию.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  •  Воспитание уважения к труду.
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
  • Формировать уважительное отношение, чувство гордости к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны;

В работе с родителями

Активизировать работу по пропаганде нравственно - патриотического воспитания в семье  через все доступные средства.

Предполагаемый продукт проекта:

Презентация по теме проекта,  праздник «Мы живём в России»

Оборудование и материалы: глобус, открытки с видами Москвы, иллюстрации с изображением древнего и современного Кремля, фотографии, иллюстрации с видами городов России, видеоролики  и видеофильмы по теме  «Моя Россия», иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации, видео  или предметы национальных промыслов народов России, предметы русских народных промыслов,  иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для дидактических игр, иллюстрации с изображением рек, озера Байкал, растений и животных Урала; материалы для ознакомления с достопримечательностями города Качканар.




Актуальность проекта.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека… » Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка подходов к организации патриотического воспитания, является актуальной задачей.

«Годы детства - это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Именно поэтому, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.13г. №1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержании Программы входит образовательная область социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Сложилось противоречие, несмотря на множество методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в комплексе нет разработок по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с опорой на ознакомление с Родиной, с родным краем.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой  в детском саду программе «Детство» мною  был создан и реализован проект «Мы живём в России».

Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин , интернет ресурсов, музыкального репертуара и  т.д.

4. Организация развивающей среды в группе.

5. Создание условий для

продуктивной деятельности.

6. Разработка  сценария литературно-музыкального праздника «Мы живём в России».

Реализация плана мероприятий:

1. Ознакомление детей с художественной литературой.

2.Проведение бесед.

3.Проведение  образовательных занятий по теме «Мы живём в России»

4. Рассмотрение картин и беседы по их содержанию.

5. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

6.Просмотр видеороликов.

7.Создание презентации.

 8.Работа с родителями

1.Анализ результатов проекта , выводы и дополнения к проекту.

2. Планы на расширение проекта в подготовительной к школе группе.

Содержание проекта.

Вхождение в проект

-беседа с детьми «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы будем искать информацию?»

-совместное с детьми планирование мероприятий.

Основная часть
- занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- творческая деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
-вместе с детьми изготовление  макетов: «Животные Урала»;
-организация совместно с родителями мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;

- совместно с родителями оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города России»; фото выставки «Вот какая красота!»; выставка рисунков «Уголок Качканара»;
-  литературно-музыкальный праздник «Мы живём в России».

Заключительная часть:

Подготовка презентации по результатам  реализации проекта, формирование плана продолжения проекта в подготовительной к школе группе.

                                             

                                               План мероприятий.
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:

•    Тема 1. «Наша страна Россия» (сентябрь)
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
•    Тема 2. «Главный город нашей страны» (октябрь)
Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
•    Тема 3. «История Московского Кремля» (октябрь)
Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
•    Тема 4. «Города России»(ноябрь)
Программное содержание: познакомить детей с городами России, с историей Санкт — Петербурга, Екатеринбурга, Качканара  побуждать детей восхищаться красотой городов  воспитывать патриотические чувства.
•    Тема 5. «Какие народы живут в России»(декабрь)
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
•    Тема 6. «Русские народные промыслы»(январь-март)
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
•    Тема 7. «Климатические зоны России» (апрель)
Программное содержание: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.
•    Тема 8. «Голубые реки России» (май)
Программное содержание: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.
2. Изобразительная деятельность детей:
•    Рисование на темы:

 -«Красная площадь, стены и башни московского Кремля»;
-«Спасская башня»;
-«Книга сказок народов России».
•    Декоративное рисование:
-«Русская матрёшка»;
- «Городецкая роспись» — роспись подноса;
- «Это голубое чудо – Гжель!» — роспись тарелки;
-«Дымково» — роспись глиняных дымковских игрушек.

-«Жостово» - урало-сибирская роспись подносов
•    Лепка:
— «Моё любимое животное»;
— «Дымковские игрушки» — (Барыня, Павлин, Козлик);
— «В гостях у сказки».
•    Аппликация:
-«Спасская башня»;
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников».
•    Конструирование:
-изготовление макета «Животные  Урала»
3. Игровая деятельность детей:
•    Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «Иностранец»
-«Чей костюм?»;
- «Укрась кокошник (Калфак)»;
-«С какого дерева листок»;
- «Чей хвост, чья голова»;
•    Подвижные игры:
- «Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
-«Заря-заряница»; 
-«Краски»;
- «Пятнашки».
4. Чтение художественной литературы:
•    Сказки народов России:
-«Зилян» — татарская народная сказка;
-«По щучьему веленью» — русская народная сказка;
- «Язык змей» — марийская народная сказка;
-«Девушка на луне» — чувашская народная сказка;
-«Красавица берёза» — удмуртская народная сказка;
- «Бедняк, волк и лиса» — осетинская народная сказка;
- «Девушка – хвощинка» — якутская народная сказка;
- «Глупый Кошкли» — эскимосская народная сказка.
•    Рассказы, повести:
- «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.;
- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
- Н. Носов «Метро».
•    Стихи о России, Москве, Родине:
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- В. Лебедев-Кумач «Москва»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
- «Россия»

5.Досуговая деятельность:

Развлечение «Лучшая семья – моя»

Посиделки за круглым столом «День наших бабушек и дедушек»

Развлечение «Весёлые старты» (Празднование Дня согласия и примирения»)

Праздник «День защитника Отечества»( Эстафета «Мы играем в паповоз…».)

Посиделки за круглым столом  «Мама, мамочка мамуля! Больше всех тебя люблю я!».

Праздник «День Победы – светлый праздник!»

    Работа с родителями.

Семинар практикум «Мы – россияне»:

занятие №1Роль семьи и социальных факторов на формирование гражданско-патриотических чувств дошкольников

занятие №2: «Культура поведения, правила и привычки» ( основы культуры общения).

Занятие№3 « Человек начинается с детства».

Занятие №4 «Доброе слово для доброго дела».

Занятие №5«Благодарим солдаты вас!» (совместное изготовление подарков для ветеранов и пап).

Занятие №6 «Взрослый мир в детских мультфильмах».

Занятие №7 «Мой любимый город».

- участие в организации мини-музея «Мастера России!»;
-сбор материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города России»; фото выставки «Природные просторы нашей страны!».
                                            Продукт   проекта
- Открытие группового мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;
-оформление альбомов «Москва – сердце России!», «Города России»;
- выставка рисунков  «Природные просторы нашей страны!»;
-литературно-музыкальный праздник «Мы живём в России»

- презентация проекта «Мы живём в России.

Выводы.

Дети знают:

Название столицы России, геральдику России, Урала.

Могут различать и называть особенности культуры народов, проживающих в разных уголках России: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры.

Знают некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных, известных всему миру.

Имеют  представление:

Что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете.

Что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга.

О народном искусстве России и ближнего зарубежья (прикладное искусство: народные росписи, музыкальное искусство, одежда, куклы и другие игрушки).

Умеют:

Выполнять правила народных игр. Петь народные песенки.

Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:наличие людей с разным цветом кожи; почему важно изучать разные языки; почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;  почему человек любит свою Родину.

Список литературы.

  1. Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.Мы живем в России М., 2007.
  3. Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005

4. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.

5. Чилингарова М.Е. Формирование ключевых компетенций педагогов С-П., 2010.

Интернет ресурсы.

Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников http://dohcolonoc.ru/cons/1068-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-starshikh-doshkolnikov-v-proektnoj-deyatelnosti.html

 История герба Россииhttps://youtu.be/5zVJhicw8DU

 История России http://www.youtube.com/watch?v=waszCOR-tc4

Народные промыслы России http://www.pravda-tv.ru/2013/02/18/22317

Жостовский букет http://pravda-tv.ru/2013/02/18/22317

Павлопосадские платки  http://www.youtube.com/watch?v=WfZId6fO2vY

Дымковская игрушка http://www.youtube.com/watch?v=qZ7m7eTer-8

Голубая гжель http://www.youtube.com/watch?v=LqANW2LEc0Y

Золотая хохлома http://www.youtube.com/watch?v=690p3w38CfE

Техника городецкой росписи http://www.youtube.com/watch?v=690p3w38CfE

Городецкая роспись http://www.youtube.com/watch?v=WfLbpVz4ZT0

История русской матрёшки http://www.youtube.com/watch?v=K7fcOVYff3s

Аннотация.

Проект «Мы живём в России»  предназначен воспитателям детского сада  для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Целью данного проекта является  создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста. В проекте предусмотрена совместная деятельность детей, педагогов и родителей.  

Сведения о разработчике.

Вотинцева Людмила Иосифовна. Воспитатель. Высшая квалификационная категория. Стаж педагогической деятельности 36 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для детей старшей группы ,включающее художественно-речевую и музыкальную деятельность "Мы живём в России"

Обобщение и систематизация знаний детей о своей стране .Воспитание чувства любви к Родине ....

Мы живём на земле - мы живём в России

Расширять представления детей о родном крае.Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России....

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

Проект совместной деятельности детей и взрослых "Мы живём в России"

Представленный материал познакомит с новым направлением в работе дошкольных образовательных учреждений: проектной деятельностью.Проект "Мы живём в России" разработан для детей подготовительной гр...

Презентация детских работ на тему "Мы живём в России"

В презентации содержится несколько детских работ на тему "Мы живём в России"....

Досуг «Мы живём в России»

Занимательное путешествие по нашей Родине – России для старших дошкольников....

проек "МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ"

проек состоит из трёх частей...