Проект "Железная дорога"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Кочкина Светлана Александровна

Проект содержит работу с ознакомлением детей с железной дорогой. Проект нацелен на формирование у дошкольников представление о профессиях, задействованных на железной дороге, развивать у детей интерес к железнодорожному транспорту, его истории, воспитывать у детей уважение к труду людей железнодорожных профессий, чувство гордости за Российские железные дороги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zheleznaya_doroga.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад является первой важной ступенью в познании детьми окружающего мира. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с миром природы, родным городом, с различными профессиями взрослых, с транспортом, в том числе железнодорожным, с профессиями работников железной дороги.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к окружающему. Дошкольники проявляют живой интерес к труду взрослых, часто стремятся подражать им в игре и быту, что способствует развитию ранней профориентации воспитанников ДОУ.

Наш детский сад находится рядом с железной дорогой. Однажды, гуляя на прогулке дети увидели  как мимо нашего детского сада проезжал необычный состав.  Дети заинтересовались, стали задавать вопросы. Когда мы стали беседовать с детьми о железнодорожном транспорте, о железнодорожных профессиях, то выяснилось, что у дошкольников сформировано недостаточно знаний о железной дороге и железнодорожных профессиях. Поэтому возникла идея создать проект «Железная дорога»

Вначале мы обсудили эту проблему, поставили перед собой задачи, составили модель проекта,  определили, чего мы хотим достигнуть разработали перспективный план работы, провели  родительское собрание, предложили родителям принять участие в нашей работе, обратились за помощью к специалистам, создали условия для проведения проекта.

Тип: информационно-практико-ориентированный-дети собирают информацию о    железнодорожном транспорте и профессиях, задействованных на железной  дороге, и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Тема проекта: «Железная дорога и железнодорожный транспорт».

Актуальность: Детский сад находится рядом с железной дорогой, многие родители работают на железной дороге, дети заинтересовались железнодорожным транспортом – всё это стало причиной создания данного проекта.

Проблема: содержанием раздела программы не предусмотрено изучение вопросов истории происхождения и развития железнодорожного транспорта, у детей недостаточно знаний о железной дороге.

Цель: формировать у дошкольников представление о профессиях, задействованных на железной дороге. Развивать у детей интереса к железнодорожному транспорту, его истории. Воспитывать у детей уважение к труду людей железнодорожных профессий, чувство гордости за Российские железные дороги.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения и развития железнодорожного транспорта.
  • Расширить представления детей о железнодорожном транспорте.
  • Прививать детям интерес к профессиям на железной дороге.
  • Сформировать навыки безопасного поведения вблизи железной дороги.

Были определены этапы реализации проекта.

1этап – организационно - подготовительный. (1-я неделя) на протяжении которого была создана проблемная ситуация  и сформулирован  исследовательский  вопрос, обозначена тема проекта.

• Постановка цели и задач проекта.

• Обоснование актуальности темы проекта, анкетирование родителей, детей.

• Подбор материала, оборудования.

  • 2этап – практический. (2-я,3-я неделя)

На втором этапе проекта  с детьми был проведен  цикл занятий: «Кто изобрёл поезд»; «Первый паровоз»; «Экскурсия в прошлое тепловоза».

Затем был организован «Музей на стене»: «От паровоза до электровоза». Благодаря этому дети познакомились с историей возникновения и развития железнодорожного транспорта.

С детьми были проведены дидактические игры: «Что сначала, что потом?»; «Собери паровоз из геометрических фигур»

Для расширения представлений детей о железнодорожном транспорте с детьми была просмотрена презентация  «Железнодорожный транспорт».  Дети выяснили, что железная дорога удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Но, в то же время, это место повышенной опасности. Чтобы  не случилось беды на железной дороге, нужно соблюдать правила. Для этого была смоделирована  обучающая  ситуация: «Как правильно вести себя вблизи железной дороги».

Совместно с родителями  были  изготовлены железнодорожные знаки: «Знаки – наши помощники».

Затем была организована экскурсия на железнодорожный вокзал  нашего города. В ходе экскурсии дети познакомились с  железнодорожными профессиями, с устройством вокзала. Дети узнали, для чего нужен зал ожидания, багажное отделение, камера хранения, что все эти службы взаимосвязаны и  работают круглосуточно.

В ходе проекта нами был составлен цикл игр по данной теме, которые используются в работе. Особенно понравились дошкольникам сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: "Поезд", "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", "Быть примерным пассажиром разрешается", "Железная дорога - детям не игрушка". Инсценировки и занятия-спектакли позволили  детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрывались целые сценки, в которых дети в игре учились правильно вести себя на вокзале, на платформе.

Совместно с родителями  были созданы развивающие дидактические  игры «Путешествие на поезде», лото, которые дают возможность превратить обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Примером могут служить развивающие игры  «Валуйки- Москва» играя в которые, дети знакомятся с городами и станциями, которые находятся на протяжении этого транспортного пути. Или игра-лото "Наш вокзал", которая заставляет детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге.

Для отражения полученных впечатлений в работе с детьми широко использовалась художественно – творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), в процессе которой дети создавали художественные работы на железнодорожную тему.

Совместно с родителями была создана коллекции игрушек: «Поезда – такие разные».

3этап – заключительный. (4 –я неделя)

• Подготовка к совместной презентации проекта.

• Презентация проекта детям старшей группы.

Продукт проекта:

  • Музей на стене: «От паровоза до электровоза».
  • Фотоальбом «Железнодорожные династии».
  • Коллекция игрушек: «Поезда - такие разные».
  • Выставка совместных работ детей и их родителей «Мои родители - железнодорожники».
  • Железнодорожные знаки.

Результат проекта:

  • У детей расширился круг знаний о железнодорожном транспорте.
  • Пополнился словарный запас.
  • Сформировался устойчивый интерес к профессии своих родителей.
  • Сформировалось осознанное поведение вблизи железной дороги.

Проект получился очень эффективным. В основе проекта лежала проблема, для решения которой был необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщились в одно целое. Реализованный нами проект «Железная дорога и железнодорожный транспорт» дал детям много знаний по теме, подарил часы интересных встреч, помог испытать чувство уважения и восхищения людьми такой важной и нужной для всех профессии. В сборе материала для данного проекта активно участвовали не только педагоги и дети, но и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога. Правила поведения на дороге.

Правила поведения детей на дороге. Два листа формата А4. ______________________________________________ Материал в полном размере можно скачатьНа радикале:  http://i082.radikal.ru/...

Проект старшей логопедической группы № 5 « Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад" Клубничка» по безопасности на дорогах "Дорога и дети" .

Проект старшей логопедической  группы № 5« Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад Клубничка» по безопасности на дорогах....

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Консультация для родителей о безопасном поведении на дороге "Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?"

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок овладел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге",...