Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Лариса Николаевна

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.

Задачи:

1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;

2)       Закрепить знания детей о природе, о правилах поведения в природе;

3)       Развивать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой;

4)       Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: экскурсии в лесопарк; наблюдения за сезонными изменениями в природе; экспериментальная деятельность; чтение художественной литературы о природе (живой и неживой); рассматривание иллюстраций и энциклопедий о животном и растительном мире; беседы; просмотр электронных презентаций и видеофрагментов о природе; отгадывание загадок и заучивание стихотворений;  изобразительная деятельность.

Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц»; 2 мольберта, разрезные карточки с изображением деревьев и их плодов или природный материал;  мультимедийная презентация; эмблемы; цветные карандаши и фломастеры; фишки для подсчета баллов.

Ход  НОД:

Дети встают в круг:

Собрались все дети тут,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам в группу принесли рано утром письмо. Хотите прочитать его? (Письмо от совы с просьбой выполнить задания).

«Уважаемые ребята!

Пишет вам Сова – Умная голова! Я  приготовила для вас задания. Все они касаются нас – обитателей леса! Чтобы было интересней их разгадывать – разделитесь на команды. Желаю  всем удачи!»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, Сова приготовила для вас эмблемы, выберите их по своему желанию. (Дети делятся на команды в соответствии с выбором, и каждая команда выбирает капитана).

Воспитатель: У нас получились две команды:

I команда – «Друзья природы»;

II команда – «Хранители планеты».

Воспитатель: А вот и первое задание, называется оно – «Следопыт». Перед вами следы животных. Давайте попробуем угадать, чьи они. (На экране демонстрируются следы животных, и команды поочередно угадывают).

Дети I команды: Это следы волка, потому что отчетливо видны подушечки пальцев и когти.

Дети II команды: Это следы лисы, только у нее  следы тянутся ровной цепочкой.

Дети I команды: Это следы медведя, их легко узнать, потому что мишка косолапый.

Дети II команды: Это следы зайца. Их можно узнать по длинным и узким следам.

Воспитатель: А второе задание нам прислали птицы, называется оно «Чей голос?»

Звучат фрагменты аудиозаписи с голосами птиц. Команды поочередно угадывают, чей это голос. Свои ответы дети сверяют с изображениями на слайдах.

(Голоса птиц в записи: сова, утка, кукушка, дятел, гусь, ворона).

Воспитатель: – Настроение у всех замечательное, и я думаю, что  можно продолжать  нашу викторину.

Воспитатель: Третье задание нам подготовила сама Сова – Умная голова.

Это – блиц-опрос (Командам поочередно задают вопросы):

– Назовите животных, которые зимой впадают в спячку. (Медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук).

– Назовите перелетных птиц. (Грачи, жаворонки, кукушки, скворцы).

– Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае. (Снегири, синички, поползни, пищухи, свиристели).

– Назовите птиц, которые не летают. (Страусы, пингвины).

– Приведите примеры живой природы.

– Приведите примеры неживой природы.

Динамическая пауза:

Игра малой подвижности «Закончи предложение и покажи движение».

Воспитатель: Засиделась детвора

Всех нас ждет веселая игра:

Хитрая, как …. (лиса).

Быстрый, как… (волк).

Косолапый, как… (медведь).

Ловкая, как… (белка).

Шустрая, как… (мышь).

Трусливый, как… (заяц).

Колючий, как… (еж).

Скользкая, как… (змея).

Воспитатель: Вот мы и перешли к четвертому заданию, которое прислали деревья.  

Воспитатель: А что такое лес, вы знаете?

Ответы детей:

– Это место, где растет много деревьев.

– Это дом для животных и птиц.

– В лесу растут цветы, грибы.

Воспитатель (с использованием презентации обобщает знания детей о лесе):

– Леса бывают разные. Как называется лес, где растут только ели? (Ельник, еловый лес).

– А где растут только сосны? (Сосновый бор, сосновый лес).

– Где растут только березы? (Березняк, березовая роща).

– А где растут только дубы? (Дубрава).

– А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, дуб, клён, рябина, осина, ель).

Вы так интересно рассказали про лес, что деревья приглашают нас к себе в гости.

Физкультминутка «Мы идем в лесок» (слайд и звуковое сопровождение)

Мы заходим с вами в лес,  (ходьба)
Сколько здесь вокруг чудес!  (покружились, развели руками)
Сколько ёлочек зелёных, (покачивания руками – руки направлены вниз)
Сколько веточек дубовых. (покачивания руками – руки направлены вверх)

Впереди из-за куста (сесть на корточки)
Смотрит хитрая лиса. (изобразить лису)
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим.  (бег на носочках)
Всё вокруг мы рассмотрели (покружиться)
И тихонечко все сели. (вернуться на свои места)

Воспитатель: Следующее задание –  «Конкурс капитанов».

Капитаны команд, подойдите, пожалуйста, к мольбертам. Вам нужно правильно разложить плоды к деревьям, на которых они растут. (Работают с карточками или с природным материалом).

В то время как капитаны команд выполняют задание, воспитатель с остальными детьми беседует о правилах поведения в природе. 

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы шумели леса, пели птицы, порхали бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. Назовите, пожалуйста, какие правила вы знаете.

Ответы детей:

– В лесу нельзя мусорить.

– В лесу нужно говорить тихо, чтобы не испугать лесных обитателей.

– В лесу нельзя разводить костер.

– В лесу нельзя ломать деревья и рвать много цветов.

– Нельзя ворошить муравейники палкой. 

– Запрещается трогать обитателей леса и забирать их домой и т.д.

Подведение итогов конкурса капитанов. (Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания).

Воспитатель: Ребята, я хочу вас обрадовать – со всеми заданиями мы успешно справились. Чтобы определить победителя, подсчитаем фишки.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, понравилась ли вам викторина. Какие задания понравились вам больше всего? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как мы можем отблагодарить сову и других обитателей за такие интересные и познавательные задания (Предложения детей и оформление ответного письма в виде рисунков).

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ekologicheskaya_viktorina.pdf1.5 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Мой край родной –Якутия»

Данный конспект предназначен для детей подготовительной группы с целью способствования   и формирования патриотических чувств; расширения представлений о многонациональности России, системат...