Открытое занятие в средней группе «Песочная страна».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тумасова Светлана Владимировна

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_sredney_gruppe.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

            Открытое занятие в средней группе
                       «Песочная страна».

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.
Программные задачи:
Образовательные:
- Повышение уровня развития ребенка;
- Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- Расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- Формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа;
- Учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;
- Активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- Развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность;
- Воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Материалы и оборудование:
Песочный стол, песок, разноцветный песок, фартуки и нарукавники по количеству детей, коктейльные трубочки, зубочистки, салфетки, подносы, клей, кисти для клея, заготовки человечков, ложки, стаканы с водой, лупы (по количеству детей) .
Предварительная работа. Игры и опыты с песком.
Словарная работа: сыпучий, песчинки, опыты, лупа.
Ход НОД:
1. Приветствие.
В. : Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу добрую, солнечную улыбку. Молодцы ребята, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло (поднять руки вверх,
Солнышко лучик к тебе протянуло (протянуть руки в центр круга,
Солнышко щечку тебе поласкало (погладить ладонями щечки,
Доброго утра тебе пожелало (прижать ладони к груди!
2. Мотивационная (вводная часть) .
В. : Ребята, я вам предлагаю  отправиться в волшебную страну. А в какую страну вы узнаете, когда отгадаете его загадку:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе, насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть. (песок)
Д: Песок.
В. : Правильно, значит, в какую страну мы отправимся?
Д: В страну песка.
В. : Да, мы отправимся в песочную страну – страну чудес. Ребята, давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас в эту волшебную страну.
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в Песочной Стране!
Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
В. : Посмотрите, ребята, что это? Правильно, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем играть, давайте вспомним правила игры с песком:
1. Песок не любит, когда его берут в рот и бросаются им в других детей!
2. Нельзя бросать песок в лицо – можно повредить глаза!
3. Нельзя вдыхать песок – будет трудно дышать!
4. После игры с песком – помой руки!
Поэтому, ребята мы должны защитить себя. В песке находится песочная пыль и, чтобы эта пыль не попала на нас, мы должны надеть специальную форму – фартук и нарукавники.
Посмотрите, пожалуйста, на песок, какой он золотистый манит нас поиграть с ним. Положим руки в песок, пересыпаем из одной руки в другую, как он пересыпается, как приятно нашим ладошкам. Наши пальцы захотели погулять по песку, и пошли медленно в одну сторону, потом другую, потом пошли быстрее, а затем вообще побежали и вдруг встретили своих братьев – близнецов и давай прыгать с ними на песке, прыг-скок. Прыгали, бегали наши пальцы, устали и присели отдохнуть. И тут встретили наши пальцы караван верблюдов (четыре пальца одной руки «идут» друг за другом). Караван длинный, верблюдов много, они тяжелые, глубоко проваливаются в песок. Идут они друг за другом, и ушли далеко. Подул легкий ветерок и все следы стер (Легкими движениями руки разравнивается песок, «стираются» следы). Ветер дул все сильнее и сильнее и превратился в песчаную бурю. Ветер переносит песок в барханы, посмотрите, как легко ветер переносит песок («наметаем» небольшие холмы, горки, какие большие получаются барханы - как пирамиды. Ветер становится все тише, тише и совсем затихает.
В. : Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?
Д: Да.
В. : Ребята, а все правила, мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать?
Д: …
В. : Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
В. : Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, я приглашаю вас сесть на стульчики. Ребята, а где можно применить песок (варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где можно применить песок (презентация) :
Слайд №1 - Создание картин при помощи песка
Слайд №2 - Использование в строительстве, для изготовления цементных растворов
Слайд №3 – Для изготовления стекла
Слайд №4 – Для изготовления песочных часов
Слайд №5 - Использование песка на дорогах в гололед
Слайд №6 - Песок используется для детских игр
Слайд №7 – Для детских построек
В:  В песочной стране есть интересный клуб для детей «Хочу все знать». Отправляемся в клуб!
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в клубе «Хочу все знать»!
В: А вот и Клуб «Хочу всё знать! » Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты. Ребята, а как вы думаете, песок – это живая природа или неживая?
Д: …
Опыт №1. «Из чего состоит песок»
В: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Д: Песчинки.
В: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт 2. «Сыпучесть песка».
В: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте на поднос. Что делает песок?
Д: Сыпется.
В: Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .
-А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) .
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)
В: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?
А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?
Д: Песок движется.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт №4. «Пропускает воду»
В: Возьмите стакан с водой и полейте песок в тарелочке. Куда делась вода?
Какой стал песок? (мокрым) Значит, песок пропускает воду.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт №5. «Свойство мокрого песка»
В: А теперь попробуйте зубной палочкой нарисовать узоры, чтобы получился торт. Значит, мокрый песок может принять любую форму.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
3. Заключительная часть.
В: Ребята, посмотрите, какая красивая песочная страна получилась! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране. Ребята, давайте попрощаемся с песком! Повторяйте все за мной:
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам умнее стать помог.
А теперь нам пора возвращаться домой:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в нашем детском саду!
Где мы с вами были, что делали? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по Непосредственной образовательной области "Познание" ФЭМП "Путешествие в страну геометрических фигур".

В конспекте данного занятия представленны : программное содержание и ход занятия, что может быть полезным и включенным  в опыт работы  воспитателя с детьми, по данной образовательной области...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Открытое занятие в средней группе «Путешествие в страну «Путешествие в страну Геометрию».

Закреплять представление детей о числовом ряде, числах и цифрах от 1 до 5, тренировать умение соотносить цифру с количеством. Развивать умение сравнивать предметы по величине, по цвету, развивать глаз...

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие в песочную страну»

знакомство с элементами песочной и аква терапией в игровой форме....

Открытое занятие в средней группе "Путешествие в песочную страну"

Возрастная группа: средняя группа, 4 – 5 летЦель:Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания, развитие вообр...

Открытое занятие в средней группе "«Волшебная страна камешков Марблс»

Цель: создать условия для познавательного развития детей с помощью камешков Марблс....