Беседа с детьми старшего возраста «Кто такие насекомые?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Петровна Мурыгина

Беседа с детьми старшего возраста «Кто такие насекомые?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Кто такие насекомые?»

Цель:

Расширить представления о насекомых, их многообразии и жизни.

Задачи:                                                                                                               Обучающие:

-уточнить представления о насекомых, их пользе, многообразии,

условиях обитания;

-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-учить согласовывать числительные с существительными.

Развивающие:

-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам;

-развивать интерес к жизни насекомых;

-развивать сообразительность, формировать образное мышление.

Воспитательные:

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых.

                                                  Ход беседы:

Восп.: Ребята, а вы знаете, что рядом с нами, куда ни посмотришь, везде живут маленькие незаметные соседи. Их можно встретить повсюду: в лесу, в поле, на речке, возле своего дома, а иногда они могут проникать даже в жилище человека. Кто же это такие? Это насекомые. А каких насекомых вы знаете? (ответы детей) Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. А как вы думаете, где живут насекомые? Только на земле? (ответы детей) Нет конечно! Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и под землей, и в воде, и в воздухе. Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке - и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы. Даже в пустыне, где один только песок да иногда попадаются небольшие кустики, можно хорошо приглядевшись, увидеть в этих кустиках насекомых – это жуки-златки с твердым, как орех, панцирем. Живут насекомые и в пещерах, где всегда темнота, и на высоких горах, где всегда снег и лед. А как вы думаете, в океане могут жить насекомые? Ведь там такие штормы, которые поднимают целые горы воды и швыряют их друг на друга. Разве там может уцелеть какая-то букашка! Представьте себе, может! Как только океан успокоится, по его поверхности начинают скользить маленькие клопы-водомерки.

И хотя насекомые очень маленькие, некоторые из них обладают огромной силой! Ребята, а вы знаете, кто самый сильный на Земле? (ответы детей)

Это муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз тяжелее чем он сам. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в этом муравейнике муравьиная принцесса. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Муравьи очень полезные насекомые. Они хоть и сильные, но очень маленькие и поэтому нельзя их обижать, разрушать их дома-муравейники.

А бывают и огромные насекомые. Самый большой жук - усач-титан. Он едва помещается на ладони. А южноамериканская бабочка Тизания, когда раскроет свои крылья, похожа на большую раскрытую книгу.

В мире существует огромное множество насекомых и все они очень разные.

        А вы знаете чем питаются насекомые? У каждого насекомого – свой корм. Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений, кузнечики питаются травой, пчелы и шмели- нектаром цветов и т.д. Но есть и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

       Да и сами насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.

    От насекомых есть и польза (шмели, пчелы и бабочки опыляют растения, термиты и муравьи разрыхляют почву, божьи коровки уничтожают тлю-вредителей растений, насекомые являются пищей для птиц, которых в свою очередь поедают животные), есть и вред (некоторые бабочки, жуки, тля и саранча уничтожают растения, которые необходимы человеку, а некоторые, такие как комары, клопы, москиты, клещи являются переносчиками болезней и микробов).

О жизни насекомых можно рассказать много интересного. Например, вы знаете сколько крыльев у насекомых? (ответы детей)

У стрекозы, бабочек, пчел, ос -  по две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, напротив, мухи считаются лучшими летунами.

А какие удивительные у насекомых глаза! У стрекозы - два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и видит все, что находится в воздухе. А вот у гусеницы совсем крохотные глазки, и видит она плохо. Бывают совсем слепые насекомые, их можно встретить в пещерах, у них нет глаз. Как вы думаете, как они находят

пищу?  (ответы детей) А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.

Насекомые умеют принюхиваться усиками, и так находят себе пищу. Кузнечики и сверчки умеют слушать ногами. А у многих ночных бабочек уши - на животе.

Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.

- Кто из вас видел на листьях кучки белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают личинка. Личинка бывает очень прожорливая, она быстро растет, потом она вдруг приклеивается к листку и затихает - превращается в куколку. Целую неделю личинка спит в куколке. А потом вдруг шкурка лопается, и вот чудо: на свет выбирается настоящая божья коровка.

А у бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку, а потом вдруг вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.

Ученые постоянно изучают насекомых, но все равно остается еще много неизвестного! А что н6ового сегодня узнали вы? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшего возраста "12 декабря - День конституции"

Конспект беседы о России и российских символах, Конституции РФ....

Беседы с детьми старшего возраста

№1  Беседа о дружбе, щедрости                     Программное содержание:- способст...

Беседа с детьми старшего возраста " Как важно и нужно дружить"

Расурыть наиболее полное представленияе детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим...

Беседа с детьми дошкольного возраста «Что такое театр?».

Расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству,обогатить словарный запас детей театральными терминами....

Беседа с детьми старшей группы «Что такое терроризм?»

Способствовать пониманию исторических событий, происходящих в мире и в стране, адекватно оценивать их....

Беседа с детьми дошкольного возраста «Что такое театр?»

Расширяем представление детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулируем их интерес к театральному искусству....

Беседа с детьми старшего возраста на тему "Кто такие волонтёры?"

Беседа с презентацией для детей старшего дошкольного возраста на тему "Кто такие волонтёры?"...