НОД в старшей группе на тему "Идет волшебница зима..."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ.

            (старшая группа)

Тема: «Идет волшебница зима…»

Программные задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»);

- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»);

- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»);

- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»);

- приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Художественно-эстетическая»);

- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»);

- продолжать учить  самостоятельно  работать с ножницами, бумагой и клеем; (образовательная область «Художественно-эстетическая»).

Развивающие:

- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»);

- развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социально-коммуникативная»);

- развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Художественно-эстетическая»).

Воспитательные:

-воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социально-коммуникативная»);

- воспитывать чувство любви  к родной природе (образовательная область «Социально-коммуникативная»).

Оздоровительные:

- регулировать смену деятельности; (образовательная область «ФИЗИЧЕСКАЯ»);

- чередовать активные и статические позы; (образовательная область «Физическая»);

- снять мышечный тонус с помощью физкультминутки; (образовательная область «Физическая»).

Материал и оборудование:

- магнитофон;

- аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;

- иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;

- аудиозапись;

- магнитная доска;

- мольберт;

- картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;

 

- бумага;

- клей;

- подушки 8 шт.;

- синтепон;

- декоративная трава;

- стеклянные банки 2 шт.;

- снег;

- шарф;

- снежки.

Предварительная работа:

- разучивание подвижной игры для физкультминутки;

- обучение вырезанию снежинок из бумаги.

Ход занятия:

- Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!

- мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.

- Где мы были в прошлый раз?

Ответы детей: в прошлый раз мы были в смешанном лесу.

- Какие деревья встречаются в смешанном лесу?

Ответы детей: в смешанном лесу встречаются лиственные и хвойные деревья.

- Ребята, а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).

Ответы детей:

На картине изображена зима,

На картине изображен зимний лес.

- Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

- А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчики).

- Ребята, отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год!

Ответы детей: декабрь.

Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.

- Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

- Как вы думаете, почему люди так говорили?

Ответы детей: в декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму.

- Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?

Ответы детей: в безветренный день -мороз переносится легче.

- С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые  длинные  ночи. 22 декабря – самый короткий день в году.

- В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз  через реки наводит мосты».

- Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей: в декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т.д.

Воспитатель ответы детей показывает на картинке.

- Послушайте загадку про следующий месяц:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не  летится,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

Ответы детей: январь.

Воспитатель показывает картинку с изображением января.

- Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день  было совсем помер, да в январе опять воскрес».

- Что бы это значило?

Ответы детей: в январе день прибавляется очень медленно, но все равно дни становятся длиннее, чем в декабре.

- А греет ли январское солнце?

Ответы детей: январское солнце светит очень ярко, но не греет.

- Январь считается самым холодным месяцем года.

- В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».

- В какой сказке мужик мороза не испугался?

Ответы детей: в сказке «Два мороза».

- Почему он даже разделся в сильный мороз?

Ответы детей:

- Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали

И в снежки играть мы стали.

(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).

(После физкультминутки дети садятся на свои места).

- Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Ответы детей: февраль.

- В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».

- Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же  пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.

- В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.

- Как вы думаете, что такое метель?

Ответы детей: ветер со снегом.

- Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вью-ю-у-у-у. Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.

- Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.

Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

- Скажите, как можно описать каждый месяц?

Ответы детей:

Декабрь – это самый темный месяц года.

Январь – это самый холодный месяц года.

Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.

- Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?

Ответы детей: из снега, снежинок.

- Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).

- Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).

- Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло.

- А вот у нас есть снежный сугроб, давайте посмотрим, что под ним находится? (воспитатель обращает внимание детей на сугроб, который сделан из подушек).

- Давайте присядем на подушечки (дети разбирают подушки и находят под ними зеленую травку).

- Ребята, а что это такое?

Ответы детей: это зеленая трава.

- Как же она могла сохраниться под снегом?

Ответы детей: слой снега не пропускает холод.

- Правильно и поэтому снег называют снежным одеялом, а в какой сказке травка под снегом отдыхала?

Ответы детей: в сказке «Рукодельница и ленивица».

- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?

Ответы детей: девочка стала грустить весной.

- Почему?

Ответы детей: солнце стало пригревать, и она начала таять.

- Представьте себе, что снегурочка надела шубу, шапку, шарф, как вы думаете, она быстрее растает или нет?

Ответы детей:

Снегурочка растает от жары быстро. (Ответ неверный).

Снегурочка будет таять долго, потому что одежда не даст пробраться жаре.

- Теперь давайте узнаем кто из вас прав. Помните, перед занятием мы с вами наполнили две баночки снегом, а одну из них завернули в теплый шарф. Сейчас мы посмотрим, что с ними стало. (Воспитатель берет две баночки, наполненные снегом).

- Что мы видим? Снег, который лежал в баночке без шарфа, растаял, а снег, который лежал в баночке, завернутой в шарф, не растаял.

- Почему, как вы думаете?

Ответы детей: шарф не пропустил комнатное тепло к снегу.

 Итог занятия:

- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?

Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.

- Какие зимние месяцы мы вспомнили?

Ответы детей: декабрь, январь, февраль.

- Какие природные явления мы научились различать?

Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.

- Для чего нам это пригодится?

Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.

- Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.

- Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._prilozhenie_2._k_1.1.1.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ.

            (старшая группа) 

Тема: «Идет волшебница зима…»

Программные задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»);

- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»);

- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»);

- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»);

- приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Художественно-эстетическая»);

- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»);

- продолжать учить  самостоятельно  работать с ножницами, бумагой и клеем; (образовательная область «Художественно-эстетическая»).

Развивающие:

- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»);

- развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социально-коммуникативная»);

- развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Художественно-эстетическая»).

Воспитательные:

-воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социально-коммуникативная»);

- воспитывать чувство любви  к родной природе (образовательная область «Социально-коммуникативная»).

Оздоровительные:

- регулировать смену деятельности; (образовательная область «ФИЗИЧЕСКАЯ»);

- чередовать активные и статические позы; (образовательная область «Физическая»);

- снять мышечный тонус с помощью физкультминутки; (образовательная область «Физическая»).

Материал и оборудование:

- магнитофон;

- аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;

- иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;

- аудиозапись;

- магнитная доска;

- мольберт;

- картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;

- бумага;

- клей;

- подушки 8 шт.;

- синтепон;

- декоративная трава;

- стеклянные банки 2 шт.;

- снег;

- шарф;

- снежки.

Предварительная работа:

- разучивание подвижной игры для физкультминутки;

- обучение вырезанию снежинок из бумаги.

Ход занятия:

- Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!

- мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.

- Где мы были в прошлый раз?

Ответы детей: в прошлый раз мы были в смешанном лесу.

- Какие деревья встречаются в смешанном лесу?

Ответы детей: в смешанном лесу встречаются лиственные и хвойные деревья.

- Ребята, а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).

Ответы детей:

На картине изображена зима,

На картине изображен зимний лес.

- Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

- А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчики).

- Ребята, отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год!

Ответы детей: декабрь.

Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.

- Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

- Как вы думаете, почему люди так говорили?

Ответы детей: в декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму.

- Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?

Ответы детей: в безветренный день -мороз переносится легче.

- С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые  длинные  ночи. 22 декабря – самый короткий день в году.

- В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз  через реки наводит мосты».

- Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей: в декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т.д.

Воспитатель ответы детей показывает на картинке.

- Послушайте загадку про следующий месяц:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не  летится,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

Ответы детей: январь.

Воспитатель показывает картинку с изображением января.

- Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день  было совсем помер, да в январе опять воскрес».

- Что бы это значило?

Ответы детей: в январе день прибавляется очень медленно, но все равно дни становятся длиннее, чем в декабре.

- А греет ли январское солнце?

Ответы детей: январское солнце светит очень ярко, но не греет.

- Январь считается самым холодным месяцем года.

- В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».

- В какой сказке мужик мороза не испугался?

Ответы детей: в сказке «Два мороза».

- Почему он даже разделся в сильный мороз?

Ответы детей:

- Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали

И в снежки играть мы стали.

(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).

(После физкультминутки дети садятся на свои места).

- Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Ответы детей: февраль.

- В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».

- Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же  пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.

- В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.

- Как вы думаете, что такое метель?

Ответы детей: ветер со снегом.

- Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вью-ю-у-у-у. Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.

- Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.

Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

- Скажите, как можно описать каждый месяц?

Ответы детей:

Декабрь – это самый темный месяц года.

Январь – это самый холодный месяц года.

Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.

- Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?

Ответы детей: из снега, снежинок.

- Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).

- Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).

- Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло.

- А вот у нас есть снежный сугроб, давайте посмотрим, что под ним находится? (воспитатель обращает внимание детей на сугроб, который сделан из подушек).

- Давайте присядем на подушечки (дети разбирают подушки и находят под ними зеленую травку).

- Ребята, а что это такое?

Ответы детей: это зеленая трава.

- Как же она могла сохраниться под снегом?

Ответы детей: слой снега не пропускает холод.

- Правильно и поэтому снег называют снежным одеялом, а в какой сказке травка под снегом отдыхала?

Ответы детей: в сказке «Рукодельница и ленивица».

- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?

Ответы детей: девочка стала грустить весной.

- Почему?

Ответы детей: солнце стало пригревать, и она начала таять.

- Представьте себе, что снегурочка надела шубу, шапку, шарф, как вы думаете, она быстрее растает или нет?

Ответы детей:

Снегурочка растает от жары быстро. (Ответ неверный).

Снегурочка будет таять долго, потому что одежда не даст пробраться жаре.

- Теперь давайте узнаем кто из вас прав. Помните, перед занятием мы с вами наполнили две баночки снегом, а одну из них завернули в теплый шарф. Сейчас мы посмотрим, что с ними стало. (Воспитатель берет две баночки, наполненные снегом).

- Что мы видим? Снег, который лежал в баночке без шарфа, растаял, а снег, который лежал в баночке, завернутой в шарф, не растаял.

- Почему, как вы думаете?

Ответы детей: шарф не пропустил комнатное тепло к снегу.

 Итог занятия:

- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?

Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.

- Какие зимние месяцы мы вспомнили?

Ответы детей: декабрь, январь, февраль.

- Какие природные явления мы научились различать?

Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.

- Для чего нам это пригодится?

Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.

- Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.

- Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"

Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе по теме: «Волшебница Зима»

Цель: Заинтересовать сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги, путем нанесения размашистых мазков; Закреплять умение своевременно насыщать ворс кисти краской, правильно держать кисть; Воспитывать...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе с ЗПР "Волшебница Зима"

Тип занятия: обучающийВид: подгрупповоеПрограммное содержание:- развитие связной речи;- развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, их видов и свойств;- развитие умения ...

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему «Волшебница Зима»

2. Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме....

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебница Зима».

Учить различать по внешнему виду и правильно называть природные явления;Учить детей отвечать на поставленные вопросы;Развивать длительный и плавный выдох;Развивать внимание, память, мышление;Активизир...

Конспект нод по развитию речи в старшей группе на тему "Волшебница - зима"

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, новогоднем празднике....

Конспект ООД по познавательному развитию Старшая группа на тему «Волшебница-зима».

Конспект ООД по познавательному развитиюСтаршая группана тему «Волшебница-зима».Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.Задачи:1. Расширять знания о характерных з...