Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Маленькие Эйнштейны"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Яваева Зульфия Харисовна

Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в дополнение к основной общеобразовательной программе по направлению «Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_enshteyny.docx128.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития воспитанников» Ленинского муниципального района Волгоградской области.

МКДОУ «Детский сад №7 «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно – научной направленности

«Маленькие Эйнштейны».

Возраст детей: 5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор – составитель

Яваева Зульфия Харисовна

воспитатель

Ленинск, 2020г.

1

Пояснительная записка

Актуальность

Современному        развивающемуся        обществу        нужны        современно        образованные,

нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от людей, стоящих у истоков становления личности, – педагогов, работающих с дошкольниками.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе РФ

«Об образовании в Российской Федерации» (ст. 14), педагоги должны переориентировать

содержание        образовательного        процесса        на        «обеспечение        самоопределения        личности,

создание        условий        для        её        самореализации».        Саморазвитие        личности        возможно        лишь        в

деятельности,        которая  включает        в        себя  не  только  внешнюю  активность        ребёнка,        но  и

внутреннюю        психологическую        основу.        Такая        активная        деятельность        обеспечивает

продуктивные        формы        мышления,        при        этом        главным        фактором        выступает        характер

деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А.

Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность,

  • процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»

Педагогическая целесообразность

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности

  • целом.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о об отнесении данной образовательной программы к программам естественно научной направленности.

2

Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в дополнение к основной общеобразовательной программе по направлению «Познавательное развитие"

Теоретической базой программы являются исследования Н.Н. Подъякова.

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Цель программы

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи программы

  1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

  1. Развивать собственный познавательный опыт.
  2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Особенностью  данной  программы  является  знакомство        со        способами  проведения

эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

 Принцип нормативности - соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

  • Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.

  • Принцип системно–деятельностного подхода  содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

  • Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.

  • Принцип интеграции  образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.

  • Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.

  • Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Адресат программы: воспитанники старшей и подготовительных групп МКДОУ

Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет.

Срок реализации -2 учебных года, 32 недели

  • старшей и подготовительной к школе группах – 32 занятия в год( 1 занятие в неделю)

3

Продолжительность одного занятия:

  • старшей группе – 25 минут,
  • подготовительной к школе группе – 30 минут.

Форма обучения -очная

Уровень программы : ознакомительный

Структура программы

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

Планируемые результаты освоения программы «Маленькие Эйнштейны»

В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:

  • интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;

  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

  • различных видах деятельности.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Реализация содержания программы «Маленькие Эйнштейны» в образовательном процессе ДОУ

Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

        непосредственно-образовательная деятельность по формированию        целостной

картины мира;

  • совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность и др.;

  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

4

Формы работы с детьми:

  • «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

  • «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

  • «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение

проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Форма организации образовательного процесса:

групповая

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

  • Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Методика  работы  с  воспитанниками   строится   в   направлении   личностно-

ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

Особенности образовательной деятельности

  • процессе работы по программе используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

 в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны;

 при организации опытнической деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:

  1. Постановка проблемы.

5

  1. Поиск путей решения проблемы.
  2. Проверка гипотез, предположений через организацию опыта.

  1. Фиксация опыта.
  2. Обсуждение увиденных полученных результатов.

  1. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Одним  из  наиболее  эффективных методов организации  поисковой  деятельности  детей

является метод проектирования. Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует и от педагогов индивидуальных оригинальных подходов, находок и решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует, с одной стороны, саморазвитию педагога, повышению его профессиональной компетентности, а с другой стороны, делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей воспитанников. А также метод проектирования позволяет формировать личностные качества ребенка:

  • умение работать в коллективе;

  • умение подчинять свой темперамент интересам общего дела;

  • учиться решать проблемы, договариваясь друг с другом;

  • учиться обсуждать результаты деятельности каждого члена команды, развивая свою самооценку.

Проектирование ориентировано на уникальные отношения «Ребенок – взрослый», которые строятся на основе «со–деятельности», «со–творчества».

Разнообразная деятельность с детьми не просто развивает у ребенка умения и навыки, но

  • помогает ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле разнообразные материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально.

Познавательная ценность проектов заключается в том, что дети приобретают определенный объем знаний; Родители с интересом участвуют в проектировании, самостоятельно организуют мастер-классы, экскурсии, родительские встречи. При положительном эмоциональном контакте ребенок будет развиваться полноценной творческой личностью.

Если ребенок не будет получать положительного подтверждения значимости его действий, его труда в семье, воспитатель не сможет добиться желаемого результата.

Поэтому очень важно донести до родителей значимость педагогического проектирования

  • образовательного процесса в целом, способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.

6

Перспективное планирование

Возрастная группа

Название темы

п/п

Старшая

Подготовитель

Итого

ная

1

«Живое и неживое»

1

-

1

2

«Семена, плоды»

2

2

4

3

«Вода и её свойства»

3

2

5

4

«Снег и его свойства»

3

-

3

5

«Воздух»

2

3

5

6

«Песок»

-

-

0

7

«Глина»

1

-

1

8

«Камни»

2

-

2

9

«Бумага, картон»

2

-

2

10

«Ткани»

2

-

2

11

«Дерево»

2

-

2

12

«Металл»

2

-

2

13

«Стекло»

3

2

5

14

«Пластмасса»

2

-

2

15

«Резина»

2

-

2

16

«Магнит»

-

2

2

17

«Измерительные приборы»

2

3

5

18

«Природные явления»

1

3

4

19

«Наша Земля»

-

4

4

20

«Солнечная система»

-

3

3

21

«Пар и его свойства»

-

2

2

22

«Почва»

-

2

2

23

«Мыло и его свойства»

-

2

2

24

«Свет и тень»

-

2

2

Всего занятий в год

32

32

64

7

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей

с предметами и явлениями окружающей действительности

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Старшая группа ( 1 год обучения)

Способствовать расширению и углублению представлений

1 неделя

«Живое и неживое»

детей об объектах неживой природе.

Развивать познавательную активность и интересы детей.

Развивать понятия об изменении объектов природы, веществ.

Сентябрь

2 неделя

Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов

вырастают растения, учить определять название по

«Семена и плоды»

характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод,

3 неделя

семечка, плод, ягода).

Формировать представление о разнообразии плодов и семян.

4 неделя

Познакомить детей с еще одним свойством воды –

прозрачностью.

1 неделя

«Вода и её свойства»

Сформировать у детей представление о переходе воды

из жидкого состояния в твёрдое,

2 неделя

свойствах и признаках льда: холодный, твердый, гладкий;

Октябрь

блестит; в тепле тает, превращаясь в воду.

3 неделя

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда,

превращением снега в воду и лед.

4 неделя

«Снег и его свойства»

Формировать представление о зависимости

1 неделя

свойств снега и льда от погодных изменений

2 неделя

Формировать понятие о том, что такое воздух,

«Воздух»

зачем он нужен человеку,

Ноябрь

3 неделя

как можно обнаружить воздух (движение воздуха).

8

Закрепить знания о свойствах глины, ее применении.

4 неделя

«Глина»

Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая,

коричневая

1 неделя

Дать детям понятие о поверхности Земли и свойствах камней.

Развивать познавательные способности посредством поисковой

«Камни»

2 неделя

деятельности.

Декабрь

Учить классифицировать камни по внешнему виду.

3 неделя

Закреплять знания детей о свойствах бумаги, её применении.

«Бумага и картон»

Формировать представления о том, как изготавливают бумагу.

4 неделя

Продолжать знакомство с разными видами бумаги, картона.

3 неделя

Закреплять знания детей о свойствах ткани,

о применении издавна из неё.

Январь

«Ткани»

Формировать представление о зависимости погодных условий и

4 неделя

одежды из различных тканей, знакомить с разными видами

ткани.

1 неделя

Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных

предметов, их назначением.

«Дерево»

Февраль

2 неделя

Формировать понятие о том, что лес – это богатство, его

необходимо беречь.

3 неделя

Продолжать знакомить детей с металлом и его свойствами:

прочность, твердость; подводить к выводу о том, что изделия из

«Металл»

1 неделя

металла более прочные, твердые, чем из многих других

материалов.

2 неделя

Март

Познакомить детей со стеклом, его свойствами.

3 неделя

9

«Стекло»

Формировать представления о предметах, изготовленных из

4 неделя

стекла, их особенностях.

1 неделя

Продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и

«Пластмасса»

качествами. Показать разнообразие предметов,

2 неделя

изготовленных из пластмассы.

Апрель

3 неделя

«Резина»

Формировать представление о резине.

4 неделя

1 неделя

Познакомить детей с простейшими измерительными

приборами: линейкой, сантиметром, мерным

«Измерительные приборы»

2 неделя

стаканом и мерной ложкой.

Показать разницу условной мерки и измерительных приборов.

Май

3 неделя

Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождем,

росой, туманом, инеем, радугой и др.

«Природные явления»

4 неделя

Показать связь природных явлений с изменениями погоды,

учить устанавливать причинно- следственные связи.

10

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Подготовительная к школе группа (2 год обучения)

1 неделя

Расширить знания детей об условиях перехода воды из

жидкого состояния в твердое.

«Вода и её свойства»

Показать значение воды в жизни живой природы.

2 неделя

Закреплять знания детей о воде и о том, как человек

Сентябрь

использует ее; воспитывать бережное отношение к воде.

3 неделя

Расширить знания детей об условиях перехода воды из

жидкого состояния в газообразное.

«Пар и его свойства»

Дать элементарное представление о превращении воды в пар

4 неделя

(ее переходе в газообразное состояние).

Показать значение воды в жизни живой природы.

1 неделя

Закреплять понятие о воздухе и его значении

в жизни человека.

Октябрь

2 неделя

«Воздух»

Формировать представление о том, что такое ветер,

как он появляется,

3 неделя

познакомить с разной силой ветра (ураган, торнадо).

Дать понятие о том, что надо заботиться о чистоте воздуха.

1 неделя

Познакомить детей с почвой – верхним,

плодородным слоем Земли,

2 неделя

«Почва»

состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений,

для жизни людей.

Развивать любознательность, мышление

Ноябрь

3 неделя

Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов

вырастают растения, учить определять

название по характерным признакам (косточка, орех,

«Семена, плоды»

луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода).

4 неделя

Формировать представление о разнообразии плодов и семян,

учить классифицировать по разным признакам,

находить у них общие и отличительные черты.

11

1 неделя

Закреплять знания о стекле, разнообразном применении

стеклянных предметов.

«Стекло»

2 неделя

Познакомить с разновидностями стекла: цветным, рифленым,

оптическим, зеркальным, оконным.

Декабрь

Познакомиться с историей мыловарения в России

3 неделя

и процессом изготовления.

«Мыло и его свойства»

Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора.

Развитие логического мышления,

4 неделя

умение делать выводы и заключения;

познавательного интереса, творческих способностей.

3 неделя

Дать понятие о возникновении света и тени.

Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч;

Январь

«Свети и тень»

понять, что свет двигается по прямой

4 неделя

линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света

останавливаются и не проходят дальше.

1 неделя

Продолжать знакомить детей с различными измерительными

приборами: термометром, весами, мерными стаканами и

Февраль

2 неделя

«Измерительные

ложками. Показать зависимость между величиной мерки и

приборы»

значением измерения.

3 неделя

Показать разные виды весов, термометров.

Формировать понятие о необходимости точного измерения.

1 неделя

Способствовать расширению и систематизации знаний детей о

магните и некоторых его свойствах.

«Магнит»

2 неделя

Заинтересовать детей практической деятельностью,

способствовать развитию навыков общения

Март

3 неделя

Развивать представления детей о различных природных

явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях

4 неделя

(наводнении, землетрясении, извержении вулкана).

«Природные явления»

Формировать представления об экологической зависимости,

учить устанавливать связи и взаимодействия человека с

Апрель

1 неделя

природой.

12

2 неделя

Познакомить с представителями земной фауны, показать

приспособляемость живых существ к жизни в земле.

Апрель

3 неделя

«Наша Земля»

Развивать представления о многообразии природных

сообществ.

Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

4 неделя

1 неделя

Дать детям представления о планетах Солнечной системы,

Май

2 неделя

«Солнечная система»

о Солнце (Солнце – это большая горячая звезда),

его роли в жизни человека (Солнце – источник света и тепла).

Формировать понятие о Земле как части Вселенной.

3 неделя

13

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности

Старшая группа

Тема

Образовательная

Опыты и

Беседы

Наблюдения

Итоговое

п/п

деятельность

эксперименты

мероприятие

«Как солнце помогает

«Какие объекты называют

Растения в групповом

живыми», «Что интересного

растениям»: два ком-

помещении и на улице

можно увидеть в лесу», «Что

Выставка

«Живое и

натных растения одного

в разное время года.

1

«Мир вокруг нас»

сделано руками человека, а

рисунков

неживое»

вида помещают на тене-

Уменьшение и

что создано природой»,

«Жизнь моря»

вой и солнечной

увеличение светового

«Почему надо беречь

сторонах группы

дня

природу»

«Что вырастет из семян?»,

«Рассматривание

Проращивание семян

«Как долго живет дерево?»,

Развитие ягод и

2

«Семена и

фруктов, плодов и

овощных культур.

«Какие плоды съедобны?»,

плодов в летний

Оформление

плоды»

ягод», «Орехи и

Проращивание семян в

«Растения разных стран»,

период, рост овощей

коллекции семян

семена растений»

темном месте

«Как вырастить урожай

на огороде

овощей»

«Свойства воды –

Замораживание воды.

«Зачем человеку вода»,

жидкая,

Изготовление цветных

«Сколько воды на Земле?»,

Дождь и лужи,

Разработка

прозрачная»,

льдинок.

«Как человек может

испарение воды на

«Вода и её

проекта

3

«Где живет

Рассматривание льдинок.

позаботиться о чистоте воды»,

асфальте и на земле.

свойства»

«Почему надо

вода?»,

Исследование таяния

«Какие моря и океаны ты

Полив растений.

беречь воду»

«Приключения

льда и снега: что тает

знаешь?»,

Изменение цвета воды

капельки»

быстрее в тепле

«Почему в море вода солёная»

«Снег и вода»,

Какие свойства

«Откуда берется снег»,

Снегопад, снежные

Выставка

(сравнение свойств

«Почему тает снег»,

тучи, снежинки,

4

«Снег и его

«Как зимуют

рисунков

снега, льда и воды)

«Любимые игры зимой»,

таяние снега,

свойства»

растения»,

«Такие разные

«Куда делась

«Зимние развлечения»,

оттепель, образование

«Свойства снега»

снежинки»

Снегурочка?»

«Зимние виды спорта»

снежного наста

14

Продолжение табл.

Тема

Образовательная

Опыты и

Беседы

Наблюдения

Итоговое

п/п

деятельность

эксперименты

мероприятие

«Какие органы помогают

«Как обнаружить

Свойства воздуха.

человеку дышать», «Почему

Сила ветра, направление

Разработка

нам нравится гулять в лесу»,

5

«Воздух»

воздух», «О пользе

Воздух сжимается и

ветра в разное время

проекта «Что

«Зачем нужен свежий воздух»,

свежего воздуха»

расширяется

года

такое ветер»

«Солнце, воздух и вода –

наши лучшие друзья»

Изделия

гжельских

мастеров

–  посуда  и

Выставка работ

«Где прячется глина», «Как

малые  скульптурные

6

«Для чего нужна

Выявление

«Глиняные

«Глина»

добывают глину», «Для чего

формы; глина – серая,

глина»

свойств глины

игрушки»,

нужна глина»

белая, голубая,

«Гжель»

коричневая

(рассматривание)

Разнообразие камней

«Как люди используют камни

Коллекция камней

Оформление

7

«Откуда берутся

в строительстве», «Что такое

коллекции

«Камни»

по внешним

(рассматривание).

камни», «Горы»

горы?», «Что может

«Камешки

признакам

Поиски камешков

рассказать камешек»

морские»

«Свойства бумаги и

Выявление свойств

бумаги: картон

Изготовление

8

«Бумага и

картона», «Как

«Почему надо беречь книги»,

Разные виды бумаги

гофрированный,

книжки «Моя

картон»

изготавливают

«Что делают из бумаги»

(рассматривание)

бумага цветная и

любимая сказка»

бумагу»

гофрированная

«Какая одежда мне нравится»,

Разные образцы ткани и

«Из чего шьют

изделий из нее (рассмат-

«Ателье

«Одежда для мальчиков и

одежду»,

ривание). Сравнение

одежды»

9

Выявление свойств

девочек», «Одежда для

«Ткани»

«Сравнение

разных видов одежды –

Выставка работ

натуральных тканей

спорта», «Как шьют платье»,

натуральных

для мальчиков и девочек,

«Платье ля

«Как рубашка в поле выросла»

тканей»

праздничной и

Золушки»

(по К. Ушинскому)

повседневной

15

Продолжение табл.

Тема

Образовательная

Опыты и

Беседы

Наблюдения

Итоговое

п/п

деятельность

эксперименты

мероприятие

«Какие дома были рань-

Выявление свойств

ше», «Какие деревья

Жизнь деревьев в разное

Драматизация

растут в лесу», «Деревья в

время года. Разные

10

«Жизнь растений»,

дерева.

сказки

«Дерево»

городе и деревне», «Что

видов домов, игрушки

«Какие бывают леса»

Деревья хвойных

«Заюшкина

делают из древесины»,

из дерева

пород и лиственных

избушка»

«Почему надо беречь

(рассматривание)

леса»

Выявление свойств

металла –

прочность,

«Где используются

Изделия из металла –

Разработка

«Что делают из

упругость,

изделия из металла», «Из

проекта «Зачем

11

мебель, посуда,

«Металл»

металла», «Металл и

твердость,

чего предметы сделаны»,

предметы

игрушки, инструменты

железо»

долговечность.

«Почему много предметов

делают из

(рассматривание)

Исследование

изготовлено из металла»

металла»

взаимодействия

железа и магнита

«Можно ли жить в мире,

Выявление свойств

«Какое бывает стекло»,

в котором все предметы

«Почему надо быть

стекла –

стеклянные?»,

аккуратными при

Стеклянные изделия,

Оформление

прозрачность.

12

«Стекло»

«Сравнение свойств

использовании предметов

украшения

фотоальбома

Сравнение воды и

стекла и пластмассы»,

из стекла», «Что люди

(рассматривание)

«Мир стекла»

стекла, льда и

«Свойства дерева

использовали раньше

стекла

истекла»

вместо стекла»

«Бытовая техника»

Предметы из

Выявление свойств

пластмассы – игрушки,

Оформление

(из чего изготовлена и как

«Пластмасса»,

пластмассы –

посуда, мебель,

выставки «Мои

используется),

13

«Пластмасса»

«Свойства стекла и

легкость,

инструменты,

любимые

«Какие предметы

пластмассы»

прочность, безо-

канцелярские

игрушки из

изготавливаются из

пасность

принадлежности

пластмассы»

пластмассы»

(рассматривание)

16

Продолжение табл.

Тема

Образовательная

Опыты и

Беседы

Наблюдения

Итоговое

п/п

деятельность

эксперименты

мероприятие

Выявление свойств

«Что бывает

Разработка

«Свойства резины»,

проекта «Зачем

резины –

резиновым»,

Изделия из резины

14

«Резина»

«Что делают из

люди придумали

непромокаемость,

«Какая бывает обувь»,

(рассматривание)

резины»

обувь из

эластичность

«Обувь для машин»

резины»

«Зачем нужно знать

Составление

Что такое масса?

рост и вес», «Когда

«Измерительные

«Условные мерки»,

антропометрии

15

Сравнение

человек растет», «Что

Рост растений

приборы»

«Весы»

«Как мы растем

предметов по массе

мы едим? Еда

- наш вес и рост»

полезная и здоровая»

«Природные явления

круглый год» (зима –

«Какие природные

Разработка

иней, снегопад,

явления можно

лэпбуков

морозные узоры на

наблюдать в разные

Наблюдения в природе,

«Природные

«Осень»,

16

окнах; весна – капель,

-

времена года», «Что

рассматривание

явления»

«Весна»,

гроза; лето – радуга,

бывает только зимой

иллюстраций на природу

«Зима»,

роса, ливень, облака и

(летом, весной,

«Лето»

тучи; осень – туман,

осенью)?»

листопад)

17

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности

Подготовительная к школе группа

Тема

Образовательная

Опыты и

Беседы

Наблюдения

Итоговое

п/п

деятельность

эксперименты

мероприятие

«Почему надо беречь воду»,

«Вода и её

«Круговорот воды в

«Можно ли прожить без

Фильтрование воды.

воды?», «Как человек

Дождь, лужи на

свойства

природе»,

Разработка

1

Растворение в воде

использует воду», «Кто живет

асфальте и

»

«Приключения

проектов

разных веществ

в воде», «Как разные

земле, водоемы

капельки»

«Вода – это

животные приспосабливаются

жизнь», «Как мы

к жизни в воде»

можем сберечь

«Пар и его

«Три состояния

«Пар – это вода»

«Туман»

воду»

свойства

«Где встречается вода?»

Туман, роса,

2

воды»

«Что бывает с паром при

»

«Вода вокруг нас»

кипячение воды

«В царстве воды,

охлаждении?»

«Роса»

пара и

льда»

Изготовление вертушек

«Как работают водолазы»,

Разработка

и наблюдение за силой и

«Как под водой дышат рыбы»,

Движение

«Сила ветра», «Как

проекта

направлением ветра. Как

«Зачем нужна дыхательная

облаков, сила

растения очищают

«Что может

3

«Воздух»

нагревается воздух.

гимнастика», «Почему трудно

ветра, работа

воздух», «Почему

сделать человек

Опыт «Парашют»,

дышать, когда очень жарко»,

фена,

надо беречь

для чистоты

«Реактивный шарик»,

«Путешествие на воздушном

вентилятора

природу»

воздуха»

«Вертушка»

шаре»

«Что растения получают из

«Песочница

после дождя и в

Эксперименты «Сухая и

почвы»,

сухую погоду».

Изготовление

влажная почва»,

«Почему на тропинке не

«Кладовая Земли»

Экскурсия детей

макета

4

«Почва»

«Соревнование», «Где

растёт трава»,

«Наш весёлый

к месту, где

«Маленький мир

лучше растут растения?»

«Почва бывает разная»,

огород»

можно хорошо

в банке»

«Берегите почву».

наблюдать за

«Почва – особое тело земли»

почвой

18

Продолжение табл.

Тема

Образовательная

Опыты и

Беседы

Наблюдения

Итоговое

п/п

деятельность

эксперименты

мероприятие

«Орехи и семена

Эксперименты «Секрет

«Что вырастет из семян?»,

Развитие ягод и

«Семена и

растений»,

«Как долго живет дерево?»,

плодов в летний

Оформление

5

сосновой шишки»,

«Рассматривание шишек

«Какие плоды съедобны?»,

период, рост

коллекции шишек

плоды»

«Хитрые семена»

хвойных деревьев»

«Растения разных стран»

овощей

Исследование свойств

«Безопасность при

Изделия из

пользовании стеклянными

стекла – прозрачность

стекла, фигурки

Оформление

предметами», «Где

6

«Стекло»

«Профессия стеклодува»

и хрупкость.

из стекла, посуда

фотоальбома

используется стекло»,

«Необычные

из хрусталя

«Мир стекла»

«Если бы не было стекла,

кораблики»

(рассматривание)

то...»

«Что мы знаем о мыле»

«Мыло и

«Мыло-фокусник»

«Как делают мыльные

Разработка

«Уроки Мойдодыра»,

пузыри?»

Мыльные пузыри,

проекта «Всё про

7

его

Исследование свойств

«Варим мыло душистое»

«Можем мы сами сделать

пена

мыло мыльное,

свойства»

мыльного раствора

мыло»

пузырчатое»

«Для чего нам нужно мыло»

«Кремлевские куранты»,

Изменения

«Часы: часы – петух,

Измерение темпе-

«Как люди измеряли время

движения часовой

Составление

«Измерител

песочные, солнечные,

ратуры тела детей.

раньше», «Зачем нужно

и минутной

антропометрии

8

ьные

механические,

«Температура. Как

знать температуру», «Как

стрелок.

«Как мы растем -

приборы»

электронные»,

согреть руки?»

температура тела помогает

Измерительные

наш вес и рост»

«Компас», «Термометр»

«Чудесный мешочек»

животным приспособиться

приборы

к окружающей среде»

(рассматривание)

«Передача солнечного

«Почему тень движется?»,

Солнечные

«Есть ли у тени свет?

«Где живёт тень?»

зайчика»

зайчики, радуга,

Игры со светом и

«Свет,

«Почему тень прячется и

9

«В стране солнечных

«Разноцветные

образование тени

тенью

тень»

убегает от нас?», «Свет

зайчиков»

огоньки», «Теневой

от предметов,

«Теневой театр»

бывает разным»,

театр»

людей

«Волшебные лучи»

19

Продолжение табл.

Тема

Образовательная

Опыты и

Беседы

Наблюдения

Итоговое

п/п

деятельность

эксперименты

мероприятие

Опыты с магнитом

«Почему Земля –

(притягивание

«Какие бывают магниты»,

магнит?» «Как

различных

Магниты

Изготовление игры

10

«Магнит»

«Как люди применяют

применяют магнит

предметов)

(рассматривание)

«Рыбалка»

магнит на производстве»

на производстве?»

«Поймай рыбку»,

«Магнитный театр»

Определение погоды

«Как вести себя во время

по приметам («Если

грозы», «Что нужно делать

Роса, изморозь,

«Вулканы»,

на траве утром есть

«Природные

в сильный мороз, чтобы не

появление инея,

Изготовление

11

«Наводнения»,

роса, то дождя не

явления»

обморозить щеки», «Где

гроза, снегопад,

лэпбука «Вулкан»

«Землетрясения»

будет»)

бывают землетрясения»,

дождь, ливень

Опыт «Извержение

«Как работает вулкан»

вулкана»

«Северный и

«Как животные могут

предупредить людей об

Глобус,

Изготовление

южный полюсы»,

«Земля-магнит»,

опасности», «Как

географические

макета «Северный

12

«Наша Земля»

«Пустыня»,

«Полярное сияние».

наблюдают землетрясения»,

карты

полюс»

«Строение Земли»,

«Как образуются цунами»,

(рассматривание)

«Погода на Земле».

«Жители Севера»

«Планета Земля в

Как Земля вращается

«Что такое Солнечная

Луна, движение

Изготовление

космосе», «Солнце

вокруг Солнца

система», «Сатурн –

солнца,

лэпбука

«Солнечная

– большая звезда»,

13

«Солнечная

интересная планета», «Как

продолжительность

«Планеты

система»

«Планеты

система», «Солнце и

изучают Космос», «Зачем

светового дня в

Солнечной

Солнечной

Земля»

люди исследуют Космос»

разное время года

системы»

системы»

20

Способы и направления поддержки детской инициативы

  • Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

  • Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

  • Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

  • Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах.

  • Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

  • Оформить мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».

  • Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.

  • Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников, педагогов, родителей.

  • Принять участие в конкурсе «Я исследователь».

  • Оформить фотовыставки « Эксперименты дома».

  • Оформить презентации «Мы экспериментируем».

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:

  • участие родителей в пополнении выставки «умных книг» познавательной литературы, иллюстрированными альбомами и детскими энциклопедиями;

  • участие родителей в пополнении детской лаборатории различными материалами, для проведения исследований;

  • проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; «Организация домашней лаборатории»;

  • оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведение опытов с детьми дома»;

  • презентация центра опытно-экспериментальной деятельности в группе;

  • проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов, семинаров-практикумов «Встречи в семейной лаборатории»;

  • участие родителей в совместных детско-взрослых проектах по опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности;

  • участие родителей в разработке, изготовлении и реализации лэпбука – проектной формы совместной деятельности взрослых и детей.

21

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо:

  • наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования в группе;
  • демонстрационное лабораторное оборудование;

  • дидактический материал, игры экологического содержания.

Компонент

Компонент оборудования

Компонент

дидактический

стимулирующий

Схемы,

таблицы,

Материалы

распределены

по

Мини-стенд

«О

модели  с  алгоритмами

разделам:

«Песок,   глина,  вода»,

чем

хочу

узнать

выполнения опытов.

«Звук»,

«Магниты»,

«Бумага»,

завтра».

Серии

картинс

«Свет», «Стекло», «Резина».

Личные

блокноты

изображением

Природный   материал:   камни,

детей

для

фиксации

природных сообществ.

ракушки,  спил  и  листья  деревьев,

результатов опытов.

Книги

мох, семена, почва разных видов и

Карточки-

познавательного

др..

подсказки

характера, атласы.

Утилизированный

материал:

(разрешающие

Тематические

проволока,   кусочки   кожи,   меха,

запрещающие знаки)

альбомы.

ткани, пластмассы, дерева, пробки и

«Чтоможно,что

Коллекции.

т.д..

нельзя».

Мини-музей

Технические материалы: гайки,

Персонажи,

(тематика

различна,

скрепки, болты, гвозди, винтики,

наделанные

например,

шурупы, детали конструктора и т.д..

определенными

«Часы

бывают

Разные виды бумаги: обычная,

чертами

разные»,  «Изделия  из

картон, наждачная, копировальная и

(«Почемучка»)

от

камня»).

т.д..

имени

которого

Красители:

пищевые

и

моделируется.

непищевые   (гуашь,   акварельные

краски и др.).

Медицинские        материалы:

пипетки с закругленными концами,

колбы,        деревянные        палочки,

мерные        ложки,        резиновые        груши,

шприцы без игл.

Прочие        материалы:        зеркала,

воздушные        шары,        масло,        мука,

соль, сахар, цветные и прозрачные

стекла, свечи и др.

Сито, воронки.

Половинки мыльниц, формы для

льда.

Проборы-помощники:

увеличительное        стекло,        песочные

часы, микроскопы, лупы.

Клеенчатые        фартуки,

нарукавники,        резиновые        перчатки,

тряпки.

22

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Требования        к        оформлению        и        содержанию        центра        экспериментальной

деятельности

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода»,

«Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д‚ расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование:

Приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейки).

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

Природный материал (шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д).

Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д).

Технические материалы (гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д).

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварель и т.д.

Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д).

Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д).

Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.

Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном

  • был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта

Контрольно-измерительный материал

Педагогическое обследование детей по выявлению уровня сформированности навыков и

умений по познавательно - исследовательской деятельности в рамках

реализации программы «Маленькие Эйнштейны»

Цель: Выявить уровень развития познавательно  исследовательских способностей

дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.

23

Показатели:

  • Умеет задавать вопросы.

  • Умеет ставить проблему, выявляет ее.
  • Умеет выдвигать гипотезы.

  • Умеет давать определение понятиям.
  • Умеет классифицировать.

  • Умеет наблюдать.
  • Умеет проводить эксперименты.

  • Умеет рассуждать, делать заключения.

Диагностика исследовательской активности

старших дошкольников в процессе экспериментирования

Задачи педагогической диагностики:

Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.

Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.

Определить наличный уровень развития исследовательской активности старших дошкольников.

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментиро-

ванию используетсясистематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее

направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование.

  • процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования.

Получив общее представление о содержании детского экспериментирования,

необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности: предпочитаемые объекты для экспериментирования; проявление настойчивости в исследовательском поиске;

умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы; эмоциональное отношение к процессу экспериментирования; Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности,

помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.

Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

Цель  исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

— игровая;

— чтение книг;

— изобразительная;

— детское экспериментирование;

— труд в природе;

— конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.

24

Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе. Результаты оформляются в сводную таблицу.

  • п/п

Имя ребенка

Выбор деятельности

Диагностическая ситуация «Что мне интересно?» (О. В. Афанасьева)

Цель — выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

Содержание ситуации. Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, отрезки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми:

Что можно делать с этими предметами?

Сможешь ли ты использовать их еще интереснее, по-своему?

После этого ребенку предлагается действовать с вышеуказанными предметами по своему усмотрению. Во время деятельности у него периодически спрашивают: «Что ты делаешь?» Это помогает уточнить направленность действий дошкольника. И так до тех пор, пока ребенок сам не прерывает деятельность с предложенными ему материалами. После завершения ребенком деятельности ему задают дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ее направленность: Что ты делал?

Интересно ли тебе было?

Почему ты выбрал именно это занятие?

Что ты сегодня узнал?

Диагностическая ситуация «Что нам интересно?» (О. В. Афанасьева)

Цель — выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

Содержание ситуации. Группе детей предъявляли те же предметы и материалы, что и в предыдущем задании.

Проводится беседа с детьми:

Кто что делал с этими предметами в прошлый раз?

Что при этом узнал?

Кто использовал эти предметы по-своему, необычно?

После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. В процессе деятельности периодически спрашивают: «Что ты делаешь?» Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задают вопросы:

С кем ты играл?

Что вы сегодня делали?

Кто придумал это делать?

А почему этим захотел заниматься ты?

Когда тебе было интереснее — в прошлый раз, когда ты играл один, или сегодня?

Что нового ты узнал?

Было ли такое, что ты предложил что-то делать, а твои друзья не захотели?

Для выявления особенностей и уровня развития исследовательской активности в экспериментировании можно использовать практические ситуации детского экспериментирования, которые могут быть построены по следующему алгоритму.

1 часть ситуации, знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельного исследовательского поиска решения проблемы в условиях экспериментирования:

25

  • выдвижение ребенком предположения (гипотезы) по поводу возможного пути решения проблемы;

  • самостоятельное практическое решение ребенком проблемы через экспериментирование
  • помощью различных средств (предметов, материалов, инструментов).

При этом ребенок ставится в условия самостоятельного выбора возможных вариантов решения.

  1. часть ситуации, ребенку предоставляется возможность самостоятельно продолжить аналогичное исследование путем экспериментирования с новыми материалами, предметами, инструментами по желанию ребенка.

  1. часть ситуации, проводится итоговая беседа с ребенком, выявляющая интерес к экспериментированию и осознание результатов его исследовательской активности.

В соответствии со схемой предлагаются следующие экспериментальные ситуации, представленные далее.

Диагностическая ситуация «Кораблекрушение» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)

Исследовательская задача ребенка  выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

Первая часть ситуации

Перед ребенком стоят макет корабля, тазик с водой, 6 мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, крупой, речным песком; коробочки, в которых находятся данные вещества; пустая миска или прозрачные стаканы.

Содержание ситуации. Корабль перевозил груз из одного порта в другой. На своем борту он вез мешки(показываем) с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (горох), речным песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывается картинка с изображением моря и тонущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну. Но, к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, они достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему?

Если ребенок высказывает предположение, педагог просит объяснить, почему он так думает. Затем ребенку предлагается проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами, лежащими на столе.

Задача ребенка  провести самостоятельно эксперимент и разрешить данную проблему. Фиксируется, насколько ребенок активен; какие пробующие действия он предпринимает; обследует ли все мешочки с веществами; какие высказывания он делает; проявляет ли настойчивость в поиске ответов; обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоцио-нальное состояние испытывает в процессе эксперимента; предпринимает ли попытки самостоятельно использовать разные предметы на столе для проверки своей гипотезы.

Если ребенок самостоятельно не делает попыток исследовать ситуацию, то педагог дает первую наводящую подсказку: «Посмотри, вот здесь стоит вода в тазике, представь, что это море, а рядом стоят такие же мешочки с продуктами, как на корабле, но случился шторм, и все мешочки упали в воду. Подумай, как можно проверить, что сохранилось, а что исчезло. Все, что тебе необходимо, лежит на столе».

Вторая наводящая подсказка: «Возьми один мешочек и опусти его в воду, как будто он упал за борт во время шторма. Создай шторм в тазике.

Теперь мы — спасатели, достань мешочек и посмотри, сохранилось ли в нем его содержимое, проверь также все остальные мешочки».

Фиксируется: принял ли ребенок проблему, потребовались ли подсказки, какие действия предпринимает и насколько они уверены; степень интереса, активности; результативность, повторяемость действий, количество вопросов, эмоциональное состояние и самостоятельность в использовании других предметов и материалов.

Вторая часть ситуации

26

Цель  выявить уровень устойчивости интереса ребенка к экспериментированию и умения переносить знакомые способы деятельности в новые условия.

Содержание ситуации. Посмотри, на соседнем столе находятся различные материалы и тазик с водой. Если ты хочешь, можешь проверить, растворятся они в воде или нет. Хочешь это проверить прямо сейчас?

Фиксируются: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.

Третья часть ситуации

Цель  выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.

  • этой целью проводится индивидуальная беседа: Расскажи, что ты сейчас делал?

Помогло ли тебе это узнать, что сохранилось в мешках, которые спасли спасатели, а что растворилось?

Что произошло с солью (сахаром, речным песком, акварельными красками, глиной и крупой)? Почему?

Понравилось ли тебе решать эту задачу?

Завтра мы будем снова проводить разные опыты. Будешь ли ты в них участвовать?

Диагностическая ситуация «Путешествие в пустыне»

(Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)

Цель  выявление знаний детей о способах очистки воды.

Исследовательская задача ребенка: найти различные способы очистки воды.

Первая часть ситуации

Содержание        ситуации: шел        в        пустыне        караван (показывается        изоб-

ражение), путешественники находились в пути уже долго, и у них осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган и вся вода, которая у них была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путешественники нашли вот это: марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые банки. Они очистили воду и утолили жажду.

Как ты думаешь, как им удалось очистить воду?

Задача  ребенка  решить  проблемную  ситуацию  и  ответить  на  вопрос:  «Какие  материалы

помогли очистить воду?»

Если        ребенок  высказывает        предположение,        воспитатель        просит        объяснить,        почему  он        так

думает.

Затем ребенку предлагается проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе (банка с грязной водой, пустая банка, марля, промокашка, сито, дуршлаг, воронка).

Фиксируется: как действует ребенок, какие пробующие действия предпринимает, обследует ли все имеющиеся материалы, какие высказывания он делает, обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает во время эксперимента, предпринимает ли самостоятельные попытки использовать разные способы очистки воды.

Если ребенок не делает попыток исследовать ситуацию, ему дается первая наводящая подсказка: «Посмотри, перед тобой находится такая же грязная вода, как и у путешественников,

  • такие же материалы и предметы, какие они нашли у себя в мешках. Посмотри и попробуй, какие предметы смогут лучше всего очистить воду».

Вторая подсказка: «Посмотри, перед тобой пустая банка. Как ты думаешь, для чего она? Давай возьмем пустую банку, положим в нее воронку, а воронку покроем марлей. Что получится? А теперь нальем загрязненную воду в получившееся сооружение (фильтр). Что происходит?» Фиксируется: принял ли ребенок проблему, какие действия предпринимает, какое эмоциональное состояние испытывает, каково речевое сопровождение деятельности, предпринимает ли попытки использовать другие материалы для очистки воды.

Вторая часть ситуации

27

Цель  выявить устойчивость интереса детей к экспериментированию, умение переносить полученные знания в новые условия.

Когда ребенок проделал данный эксперимент, задаются следующие вопросы:

Тебе понравилось помогать путешественникам?

Ты бы хотел попробовать использовать другие предметы в очистке воды?

Содержание ситуации. Вот здесь стакан с водой Красной Шапочки, которая не выпила ее сразу, а потом обнаружила, что в стакане плавают сосновые иголки, шишки, земля, листочки. Как же ей напиться?

Фиксируются: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.

Третья часть ситуации

Цель — выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.

  • этой целью проводится индивидуальная беседа: Расскажи, что ты сейчас делал?

Как тебе удалось очистить воду? Какие предметы тебе в этом помогли? Тебе понравилось?

Хотел бы ты еще прийти и поэкспериментировать?

Диагностическая ситуация «Перевертыши» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)

Цель  выявление знаний детей о плавучести тел в воде.

Исследовательская задача ребенка: определить степень плавучести различных предметов в воде.

Первая часть ситуации

Содержание ситуации. Ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина — на дне аквариума. Затем задаются вопросы: «Посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь?» Задача ребенка  провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему.

Дошкольнику предлагается проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, железным гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машиной, пустой пластмассовой банкой, тазом с водой.

Если ребенок не делает попыток исследовать ситуацию, ему дается первая наводящая подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы. Как ты думаешь, они могут помочь нам узнать, что плавает, а что тонет? Попробуй».

Вторая подсказка: «Посмотри, перед тобой лежат все предметы, которые изображены на картинке. Давай вместе сделаем аквариум. Что нам для этого нужно? А теперь будем по очереди опускать имеющиеся у нас предметы в наш аквариум и наблюдать, что происходит. Посмотри, что плавает, а что утонуло? Что перепутал художник?» Фиксируется: принял ли ребенок проблему; какие действия предпринимает, какое

эмоциональное состояние испытывает, каково речевое сопровождение деятельности, предпринимает ли попытки использовать другие материалы для проверки плавучести.

Вторая часть ситуации

Цель  выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия.

Содержание ситуации. На другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что тонет?

Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что же ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда — он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты сможешь помочь Незнайке?

28

Третья часть ситуации

Цель  выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.

  • этой целью проводится индивидуальная беседа: Расскажи, что ты сейчас делал?

Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот?

Что на самом деле плавает, а что тонет? Тебе понравилось решать эту задачу?

В дополнение к предложенным ситуациям используется проективная методика «Сахар». Проективная методика «Сахар» (Л.Н.Прохорова)

Цель — выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Содержание ситуации. Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»

Вопросы:

Кто взял сахар? Куда делся сахар?

Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар)?» Проводится качественный и количественный анализ ответов.

Результаты диагностики фиксируются в таблице.

Качественный анализ ответов

  • №п/п Имя ребенка

Полный ответ с аргументацией Правильный ответ с аргументацией Правильный ответ без аргументации Ответ с ошибкой Отсутствие ответа

Количественный анализ ответов

Оцениваемые показатели

Количество

%

Правильный ответ

Способ проверки

Нет ответа

Оценка исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующему комплексному показателю:

  • интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;
  • самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;

  • способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества);

29

  • результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата);

  • настойчивость, вариативность исследовательского поиска;
  • эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.

В результате педагогической диагностики выделяются уровни развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

  1. уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская деятельность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование.

  1. уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают по исковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствуют нацеленность на результат и попытки предварительного планиро-вания действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца, и выражают досаду.

  1. уровень (ниже среднего). Дети принимают задачу, проявляют интерес к проблемным ситуациям, но совершают непоследовательные, хаотичные пробы, обращаются за помощью к педагогу и пошагово продвигаются к разрешению проблемы. Без последовательной помощи воспитателя дети самостоятельно не достигают результата.

  1. уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

30

Список литературы

  1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,

2010. – 192 с.

  1. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.

  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов

  • детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

  1. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.

– М.: Учитель, 2012.

  1. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

  1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 320 с.

  1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 240 с.

  1. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО

«Метода», 2014 – 144 с.

  1. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2013. – 160 с.

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной  направленности«Азбука природы»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно научной направленности"Ступеньки творчества"

Программа разработана на основе развивающих игр семьи Никитиныхдля детей 3-5 лет...

Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"

Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»

Комплекс познавательных занятий программы  составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образователь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о пр...