Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берётся дождь?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Козлова Лариса Павловна

Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей.

     Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе.

     Задачи:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений об образовании дождя;

- Обеспечить развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- Способствовать развитию у детей экологической культуры.

 

Оборудование: банка трехлитровая, горячая вода, крышка или небольшой противень, куски льда.

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром

«Откуда берётся дождь?»

Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей.

     Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе.

     Задачи:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений об образовании дождя;

- Обеспечить развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- Способствовать развитию у детей экологической культуры.

Оборудование: банка трехлитровая, горячая вода, крышка или небольшой противень, куски льда.

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Ход НОД

(звучит мелодия  «Дорогою добра»)

Воспитатель входит в группу и держит за ниточку геливые шарики в виде небольшого облачка.

- Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила…

Как вы думаете что это? Правильно, ребята это облако. Но облако это непростое. Облако это с письмом. Давайте с вами посмотрим, что же это за письмо (читаю). Ребята, письмо это из научной лаборатории. Адресовано оно вам – ребятам- дошколятам. Давайте все вместе его прочитаем!

Дорогие ребята!

Мы знаем, что вы очень любознательные дети и вас интересует физика и всё что с ней связано. Ведь слово «физика» переводится как «природа». Поэтому у нас к вам есть вопрос «Откуда берётся дождь?»  

- Вот такое интересное письмо. Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь? Я сегодня предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Но для начала отгадайте загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны.

         (глобус)

Работа с глобусом

- Ребята, глобус – это макет земного шара. Давайте с вами внимательно его рассмотрим. Какие цвета мы можем увидеть на глобусе (голубой, жёлтый, зелёный коричневый, белый).  Что обозначают эти цвета на глобусе? ( Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают  сушу, белый – снег или лёд, голубой, синий цвета – обозначают воду).

Какого цвета больше на глобусе? (голубого)

Какой вывод мы можем сделать? На нашей Земле много воды. Большие голубые  пространства – это океаны и моря, реки и озёра, пруды. Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)

Иллюстрации  с изображением природных явлений: В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь, туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)

В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь)

Воспитатель: Дети, а что такое дождь?

Дети: Это капельки, которые падают с неба.

Воспитатель. А откуда он идет?

Дети. Из облачка или тучки.

 Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том как же НА САМОМ ДЕЛЕ появляется дождь .

  1. Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя.

       Как рождается дождь? (Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.)

        Где собираются капельки воды, и что происходит потом? Капельки воды превращаются в  большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой.   Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.

А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место где учёные проводят опыты и эксперименты). Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Как нужно себя вести? (тихо, спокойно)

Что нельзя делать? (толкаться)

Почему? (чтобы не испортить оборудование)

 А ещё ничего нельзя трогать без разрешения.

Опыт № 1

Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды.  Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

(пояснение опыта:  - Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. То же самое происходит в природе. Идёт дождь. Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча….(дождь).

Физминутка « Дождик»

 - Мы с вами сказали в воздухе капельки воды образуют облако. Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками?  Оказывается облака тоже бывают самых разных форм и размеров. С виду облака похожи на громадные комья ваты. Они крошечные и легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.

Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Перед вами лежат контуры облаков. Внимательно рассмотрите их, обведите карандашом и назовите.

(пока выполняется задание звучит мелодия облака)

http://50ds.ru/img/_3MO0Y2ML9.jpg

Звучит мелодия «Весна. Лёгкий дождь»

Дождь… Как много он способен рассказать. Его часто ругают, не любят, но иногда и очень ждут. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости.

- А какое настроение у вас вызывает дождь? (ответы детей)

Дождь – это известное явление природы. Но дождь дождю рознь, очень уж разный у них характер и внешний вид.  Я предлагаю вам посмотреть какие бывают дожди?

Показ презентации

Беседа после показа

  • В какое время года идёт тот или иной дождь?
  • Почему вы так решили?
  • Похож ли летний дождь на осенний?  

ИЛЛЮСТРАЦИИ :

Так чем же полезен дождь? (растениям он нужен для роста);

Человеку облегчает труд поливает огороды

Летом дождь спасает от жары и людей и животных

Опыт № 2

Форма дождевых капель при приземлении.

Наполни пипетку чистой водой. Держи пипетку на высоте примерно 30 см над бумагой и капни одну каплю воды. Обведи край капли фломастером или ручкой. Повтори действия. Получились капли одной формы? Вывод: все капли разной формы.

Какой бывает дождь? Обогащение словарного запаса детей.

Цель игры: обогащать словарь детей новыми словами.

Стихи к игре:

Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот так много есть дождей
Для растений и людей (О. Григорьев)

Как играть:  Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал? Собираем все слова из стихотворения.

Можно провести игру со словами в игровой форме -  нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения -  это одна капелька дождя, которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку). Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения.

Рефлексия:

На этом наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Что было для вас самым интересным? Что вас удивило больше всего?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и я хочу наградить каждого из вас медалью, на ней написано «Маленький учёный». Это значит, что вы и дальше будете узнавать много нового и интересного, проводить чудесные и необычные опыты.( вешаю медальки в форме капелек на грудь каждого ребёнка)

И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”

Есть люди на которых дождь нагоняет тоску и уныние, Есть люди, очарованные поэзией дождя, его прелестью и многогранностью. Да и о каком однообразии можно говорить, если дождь в городе не похож на дождь в деревне, дождь в поле – на дождь в лесу, весенний – на летний или осенний. А радуга после дождя! А запахи, обостренные дождем! Все это даровано Земле Богом, поэтому не может не восхищать. А тем более наводить тоску и уныние. Дождь – явление уникальное, разнообразное и многоцветное.

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения мастер-класса нод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берётся дождь?»

Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей.     Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе.     Задачи:-...

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берётся дождь?»

Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей.     Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе.     За...

07.01.2021г. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Откуда ёлка к нам пришла?»

Цель: Уточнение и закрепление представлений у детей о ели и традициях встречи Нового года в разных странах....

Конспект проведения мастер-класса нод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берётся дождь?»

Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей.     Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе.     Задачи:-...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)Образовательная: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.Задачи:Образовательные:Изучить историю в...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Откуда берется хлеб на столе"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  для детей старшего дошкольного возраста....