Экологическая тропа "Хочу все знать!"
учебно-методический материал по окружающему миру

Василенко Наталия Михайловна

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.  Познакомить детей с природой, воспитать любовь к  ней поможет учебная экологическая тропа на территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области

Верхопенье, 2015г.

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.  Познакомить детей с природой, воспитать любовь к  ней поможет учебная экологическая тропа на территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.

Задачи:

  1. Систематизировать знания воспитанников о растениях и природных явлениях;
  2. Развивать умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  3. Делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
  4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам.

Формы и методы работы на экологической тропе в ДОУ:

  • экологические беседы;
  •  наблюдения;
  • экологические конкурсы, викторины;
  • мини – проекты, исследовательские работы;
  • решение экологических  ситуативных задач;
  • экологические игры;
  • обсуждение и проигрывание экологических ситуаций

Ожидаемые результаты

  • повышение уровня экологических знаний,  познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
  • улучшение состояния психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;

Правила поведения на экологической тропе

В целях сохранения природной среды каждый посетитель тропы должен подчиняться определённым правилам:

  • Запрещается срывать любые наземные и водные растения.

  • Движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызвать беспокойства у обитателей тропы.

  • Запрещается мусорить на данном маршруте.

  • Не разрушать объекты, созданные природой в естественных условиях (муравейники, птичьи гнёзда)

Утверждаю:                                                                   

заведующий МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида

                                                                    «Родничок» с. Верхопенье                                                                                                                            Приказ № 70 «06» сентября 2018г.

________ А.А. Атанова

Паспорт

учебной экологической тропы «Хочу всё знать!»

Местонахождение – на территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье  Ивнянского района Белгородской области

Землепользователь экологической тропы – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области

Протяженность экологической тропы: 195метров

Тип экологической тропы: учебная

Назначение экологической тропы: экологическое просвещение, обучение, воспитание экологической культуры.

Краткое описание границ маршрута: маршрут начинается с остановки №1«Роза», пересекаем асфальтированную дорожку и остановка №2«Каштан», находящийся в 7 метрах от первого объекта. По прямой направляемся к объекту №3«Клён», расположенном в 33 метрах. В 15 метрах юго-западном направлении, расположен объект №4«Ель». На расстоянии 3 метров следующий объект №5«Туя», за ним в 23 метрах объект №6«Дуб». Меняем направление на южное и через 16 метров подходим к объекту №7«Липа». Восточном направлении через 58 метров расположен объект №8 «Птичий городок», через 12метров объект №9 «Малина». Продолжаем  двигаться в северном направлении  на расстоянии 8 метров объект №10 «Вишня» и через 20 метров подходим к последнему объекту №11«Яблоня». В итоге длина учебной тропы составляет 195 метров.

Остановки на экологической тропе:

Остановка №1 « Роза»

Остановка №2 « Каштан»

Остановка №3 « Клен»

Остановка №4 «Ель»

Остановка №5 «Туя»

Остановка №6 «Дуб»

Остановка №7 «Липа»

Остановка №8 «Птичий городок»

Остановка №9 «Малина»

Остановка № 10 «Вишня»

Остановка № 11 «Яблоня»

Тропа создана в 2015 году

Приложения:

А) карта-схема маршрута экологической тропы  

Б) разработки ООД по остановкам.

Экологическая тропа разработана для детей дошкольного возраста.

Остановка №1 « Роза»

Цель: формирование начальных представлений о цветке роза,  развитие эстетического вкуса и бережного отношения к миру природы.

Возраст детей: от 2 до 4 лет                  

Задачи: дать начальные представления  о садовом цветке розе,  познакомить с особенностями строения роз, развивать эстетический вкус.

Возраст детей: от 4 до 7лет                                                                                                             Задачи:  систематизировать   представления дошкольников о садовых цветах,  расширять кругозор, развивать познавательный интерес,  любовь к цветам, желание сохранять  красоту природы.

Остановка №2 « Каштан»

Цель: формирование первоначальных знаний у дошкольников о лиственных деревьях на примере каштана

Возраст детей: от 2 до 4 лет                                                                                                     Задачи: дать понятие о каштане, как о дереве, воспитать бережное

отношение к природе и желание сохранять ее красоту.

Возраст детей: от 4 до 7 лет                                                                                          Задачи: формировать знания детей о каштане  как о дереве, о его внешних признаках, умение отличать клен  от других деревьев, об его пользе в жизни человека.

Остановка №3 « Клен»

Цель: формирование первоначальных знаний у дошкольников о лиственных деревьях на примере клена

Возраст детей: от 2 до 4 лет                                                                                      Задачи: дать понятие о лиственных деревьях, воспитать бережное отношение к природе и желание сохранять ее красоту.

Возраст детей: от 4 до 7 лет                                                                                           Задачи:  формировать знания детей о клене  как о дереве, о его внешних признаках, умение отличать клен  от других деревьев, об его пользе в жизни человека.

Остановка № 4 «Ель»      

Цель: формирование первоначальных знаний у дошкольников о хвойных деревьях на примере ели обыкновенной.

Возраст детей: от 2 до 4 лет                                                                                        Задачи: научить детей сравнивать листья и хвою, воспитать бережное отношение к природе, желание сохранять ее красоту, дать понятие о вечнозеленом дереве.

Возраст детей:  от 4 до 7лет                                                                                           Задачи: формировать знания детей о ели обыкновенной как о дереве, о ее внешних признаках, умение отличать ель обыкновенную от других деревьев, о её пользе в жизни человека.

Остановка №5 «Туя»

Цель: формирование знаний  у воспитанников о многообразии хвойных деревьев, изучение внешнего строения хвои туи, сравнение обычных листьев и хвои.  

Возраст детей: от 2 до 4 лет        

Задачи: научить сравнить листья и хвою, воспитать бережное отношение к природе и желание сохранять ее красоту, дать понятие о вечнозеленом дереве.

Возраст детей: от 4 до 7 лет                                                                                          Задачи: закреплять знания детей о хвойных деревьях путем сравнения, учить выделять признаки сходства и различия, развивать мышление, связную речь, воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.                             

Остановка №6 «Дуб»

Цель: расширять, обогащать знания детей о биологических особенностях дуба, хозяйственном применении.

Возраст детей: от 2 до 4 лет                                                                                                      Задачи: дать понятие о дубе, как о дереве, воспитать бережное отношение к природе и желание сохранять ее красоту.

Возраст детей: от 4 до 7лет                                                                                                        Задачи: расширять знания детей о дубе, о созревании желудей, значении этого дерева для человека.

Остановка №7 «Липа»

Цель: знакомить детей с особенностями дерева липы.
Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста деревьев.

Возраст детей: от 2 до 4 лет

Задачи: дать детям представление о липе, познакомить с ее характерными особенностями: корень, ствол, ветви, листья,  учить детей находить различия и отличать от других деревьев.

Возраст детей: от 4 до 6 лет

Задачи: формировать знания детей о липе, как о дереве, времени ее цветения, познакомить с применением ее в жизни человека, с ее лечебными свойствами.

Остановка №8 «Птичья столовая»

Цель: формирование  наблюдательности за жизнью и поведением птиц в разное время года.

Возраст детей: от 2 до 4 лет

Задачи: выделять характерные особенности внешнего вида птиц, способов передвижения, питания.

Возраст детей: от 4 до 6 лет

Задачи: продолжать углублять знания детей о птицах: видах птиц (тропические, домашние, лесные и др.) среде обитания, повадках, их пользе, внешнем виде, вести наблюдения за птицами в любое время года.

Остановка №9 «Малина»

Цель: расширение представлений дошкольников о кустарниках и ягодах.

Возраст детей: от 2 до 4лет

Задачи: дать детям представления о ягодах и кустарниках, развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения.

Возраст детей: от 4до7лет.

Задачи: закреплять у детей знания о ягодах и кустарниках, расширять и активизировать словарный запас, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, воспитывать бережное отношение к природе.

Остановка № 10«Вишня»

Цель: расширение и закрепление знаний детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.

Возраст детей  -  от 2 до 4 лет

Задачи: дать детям представление о фруктовом дереве вишня, познакомить с его характерными особенностями: корень, ствол, ветви, листья,  учить детей находить различия и отличать от других деревьев.

Возраст детей  -  от 4 до 6 лет

Задачи: расширять знания детей о фруктах,  о месте их произрастания, учить выделять характерные признаки фруктов, продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожай

Остановка №11 «Яблоня»

Цель: формирование знаний у  детей о фруктовых деревьях и фруктах на примере яблони обыкновенной.

Возраст детей  -  от 2 до 4 лет

Задачи: дать детям представление о фруктовом дереве яблоня, познакомить с его характерными особенностями: корень, ствол, ветви, листья,  учить детей находить различия и отличать от других деревьев.

Возраст детей  -  от 4 до 6 лет

Задачи: уточнить и расширить знания детей о яблоне обыкновенной,
учить понимать разницу между диким и садовым деревом, продолжать расширять представление о фрукте – яблоке, его полезных свойствах, использовании в кулинарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая гостиная для родителей "Это интересно знать"

Это мероприятие поможет обогатить знания родителей в направлении экологического воспитания дошкольников...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Хочу все знать!"

конспект занятия по экоголическому воспитанию для дошкольников...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему " Что нужно знать о витаминах"

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему :" Что нужно знать о витаминах" ...