Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Кудашева Ирина Викторовна

познакомить детей с историей появления книг, со способами передачи информации в разные исторические эпохи.

Задачи:

- познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги;

- дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики;

- возбудить интерес к творческой деятельности человека;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- развивать внимание, память, речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs_puteshestvie_v_proshloe_knigi.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Путешествие в прошлое книги»

Цель: познакомить детей с историей появления книг, со способами передачи информации в разные исторические эпохи.

Задачи:

- познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги;

- дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики;

- возбудить интерес к творческой деятельности человека;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- развивать внимание, память, речь.

Ход занятия

  1. Орг. Момент (слайд 2)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружится?

Я Ирина Александровна, а ты кто?

Ответь мне, как тебя ласково зовут.

  1. Проблемная ситуация

Дети, а вы умеете отгадывать загадки? (да). Сейчас мы это и проверим, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Сегодня день у нас особый.

Я познакомлю вас, друзья.

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта

Кто её открывает,

Тот много знает.

 (книга)

Педагог обращает внимание детей на книжную полку (на ней: камень, книга, глина, береста, кувшин).

Вопросы педагога:

- как вы думаете, что это лежит на книжной полке? (все предметы выставить на стол).

- как это можно использовать?

- а как вы думаете, какое отношение эти предметы имеют к книге?

Сегодня мы с вами поговорим о книге.

Рассказ воспитателя с использованием мультимедиа

Давным- давно были времена, когда книг не было.

Чтобы передавать друг другу информацию люди стали делать небольшие рисунки на скалах, высекали слова, значки на камнях, стенах пещер (слайд 3-4). Например: рисунок медведя, стрелки и три палочки,  означал что в трех днях пути водится медведь. Ученые эти записи называли каменными книгами.

Прошло много лет и единственным средством сохранения и передачи информации о событиях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы(слайд 5).

Как вы считаете легко было передавать информацию таким способом? (нет, очень тяжело запомнить столько информации, чтобы достоверно все передать).

Много запомнить было трудно, и тогда люди придумали на длинной веревочке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. Чтобы прочитать такое «веревочное письмо»(слайд 6), надо было её развернуть, проводя пальцами по всем узелкам рассказать информацию. Можете себе представить, как неудобны были такие «веревочные письма», узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть. А если «веревочное письмо» попало к другому человеку, мог он его прочитать? (нет, так как не знал о чем оно). Вот с тех давних пор и пошло выражение «Узелок на память».

В древнем Вавилоне люди делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острыми палочками на табличках из мягкой глины(слайд 7). Потом эти таблички сушили или обжигали, и из них составляли книги.(слайд 8).  Представьте 30 глиненных страниц, удобно такую книгу читать? А хранить?

Практическая деятельность детей:

Ребята, а давайте мы с вами попробуем процарапать на глиняной табличке какие–нибудь знаки? А как вы думаете, что можно изобразить? (ответы детей).

А сейчас вы сами изобразите, что пожелаете. (деятельность детей). Ребята, знайте, что вы не просто рисуете на табличках, а создаете страничку для книги.

Кто из вас желает прочитать свою страничку? (1-2 ребенка). У меня тоже есть своя страничка, которую я заранее приготовила, как вы думаете, что я хотела вам сказать? (я очень рада. Что у вас все хорошо получилось).

Присаживайтесь на стульчики.

В Древнем Египте придумали писать на свитках т.е. узкой полосе, свернутую в трубку. Это одна из древнейших форм книг.(слайд 9). Их делали из растения папирус или из пергамента – кожи животных. Свитки были очень длинными и их накручивали на палочки. Когда их читали, один человек развертывал свиток, а другой сматывал. Хранили такие свитки в кувшинах.

В Японии делали шелковые свитки.(слайд 10)

На свитках писались письма, царские указы, книги.

У меня имеется свиток, я вам предлагаю его прочитать (2 ребенка держат, остальные читают).

Позже  люди догадались пергаментные и папирусные свитки разрезать на куски и сшивать в тетради. Такие книги удобнее читать.

В России в старину писали на бересте деревьев(слайд 11-12) или на восковых табличках(слайд13). Буквы процарапывались острой железной или костяной палочкой.

Бумажные книги появились позже всех(слайд 14). Бумагу изобрел китаец Цай Лунь(слайд 15) и рецепт ее приготовления долго держался в секрете. Но когда люди узнали его, книги стали писать, а потом и печатать на бумаге и делают это до сих пор.(слайд 16)

Как вы думаете, из чего состоит книга? (обложка, переплет, страницы, иллюстрации). Что такое переплет и обложка, для чего они нужны? (рассмотреть книгу простую).(слайд 17)

Ребята, а у меня есть старинная книга, и ее рассматривать можно только в перчатках. (почему? Так как страницы очень старые, и тонкие, а руки у нас бывают влажные и чтобы не испортить страницы мы надеваем перчатки). Посмотрите какой старинный кожаный переплет, и даже шрифт старославянский, странички тоненькие. (показ книги старинной).

В настоящее время появились электронные книги (слайд 18). Они компактные и удобные. В одном устройстве могут хранится сотни и тысячи книг. А ещё они меньше и легче бумажных.

Ребята, я вам предлагаю сегодня сделать старинную книгу из свитка. Для начала, что нам нужно сделать? (разрезать его)

Посмотрите, у меня есть брошюратор – специальный станок для сшивания книги. Брошюратор от слова брошюра, что обозначает слово брошюра? (это небольшая тоненькая книжица). Давайте вместе повторим слово брошюратор.

Сначала нам нужно продырявить страницы, чтобы потом их сшить в книгу. Кладем лист изображением вниз, с левой стороны до ограничителя и вставляем его так, чтобы он уперся в заднюю стенку. Резко опускаем на себя вниз. И так каждую страницу. Теперь складываем их по порядку.

У меня есть пружина для переплета. Вставляем в брошюратор  пружину для переплета на зубцы и плавно нажимаем рычаг от себя. И что же мы видим? (появились крючочки). На них мы и будем нанизывать продырявленные страницы будущей книги. Вот и готова наша книга.

Ребята, скажите а где сейчас изготавливают книги?

Рефлексия

Что бы вы хотели рассказать дома?

Что вы нового узнали?

Вам интересно было со мной общаться?

Мне тоже было интересно с вами общаться, и я хотела бы сказать вам большое спасибо, вы все умники и умницы. Я вам дарю на память вот такие блокнотики.(слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....

Занятие на тему: "Путешествие в прошлое книги"

laquo;Путешествие в прошлое книги».Программное содержание:...

Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.» Для детей средней группы.

Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.»Для детей средней группы.Ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традиц...

Конспект занятия старшая группа "Путешествие в прошлое телефона"

В данном заяние представленно путешествие в прошлое телефона. с помощью его дети узнают способы передачи информации из поколения в поколения....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое книги» с детьми подготовительной подгруппы

Знакомство детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....

Конспект НОД на тему «Путешествие в прошлое книги» в подготовительной группе

Конспект НОД на тему «Путешествие в прошлое книги» в подготовительной группе...