Методическая разработка совместной деятельности педагога и детей средней группы "Путешествие к Лунтику на Луну"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Материал полезен для проведения занятий по лексической теме "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.puteshestvie_na_lunu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида

Василеостровского района  Санкт - Петербурга

Конспект совместной деятельности педагога и детей средней группы

 «Путешествие к Лунтику на Луну»

                           Составила:

                                                      воспитатель Гриненко О.А.

Санкт – Петербург

Использование современных образовательных технологий:

•        Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ

•        Игровая технология

•        Здоровьесберегающие педагогические технологии

•        Технология развивающего обучения

Форма проведения: фронтальная.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Расширить представления детей о космосе.

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы.

2.Закрепить знание геометрических фигур. Составлять предметы из фигур по схемам.

3.Развивать умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

4. Развивать опытную деятельность и экспериментирование.

Речевое развитие: 

1. Расширить и активизировать словарный запас детей словами: космос, планета, космонавт, скафандр, звезда, космический корабль.

 2. Развивать умение слушать и задавать вопросы.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

Физическое развитие:

1.Развивать умения ориентироваться  в пространстве, передвигаться различными   способами.

2.Активизировать двигательные навыки и способности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»

Виды деятельности:

Игровая,  двигательная, коммуникативная, познавательная, исследовательская.

Формы реализации детских видов деятельности:

Игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание музыки, ответы на вопросы в ходе беседы, проведение опытов, подвижные игры.

Материалы: Презентация «Путешествие на Луну», проектор, экран, ноутбук, аудиозапись музыки про космос; письмо от Лунтика; схемы ракет из «Альмы»; мячи – большой и маленький; компасы; игрушка Лунтик; блоки Дьенеша на каждого ребенка; схемы звезд для каждого ребенка.

Предварительная работа:

Чтение стихов, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседы о космосе, подвижные игры и игры с речевым сопровождением.

Ход НОД:

-Ребята, посмотрите нам принесли письмо. Давайте прочитаем, но чтобы узнать от кого оно  отгадайте загадку.

 Загадка:

 Он сиреневый такой.

 Машет весело рукой.

 Он свалился к нам с луны,

 Очень добрый, знаем  мы. (Это Лунтик)

 - Правильно, письмо от Лунтика.

Письмо: «Здравствуйте, дети. Я Лунтик. Живу на планете Луна и приглашаю вас к себе в гости, на Луну». (Схемы кораблей космических)

-Дети, вы хотите к Лунтику в гости? (Да)

-Ребята, а как нам попасть на Луну? (На ракете, космическом корабле)

-Правильно, чтобы отправиться путешествовать, нам нужен космический корабль, и мы его построим сами. Воспользуемся схемами, которые прислал нам Лунтик вместе с письмом.

А ты рассмотри все его чертежи

И полный корабль из деталей сложи.

Все надо заметить, все надо учесть

Быть может, детали не нужные есть.

Строят ракеты из конструктора Альма по схеме. 

- Наши ракеты готовы.  А кто мне скажет, как называют человека, который летает в космос в космической ракете?  (Космонавт)

 -Ребята, чтобы мы полетели в космос как настоящие космонавты, нам нужен специальный костюм. Как он называется?  (Скафандр)

Правильно. Так как мы собираемся лететь на Луну, нам надо надеть скафандры  (проводится имитация)

Подвижная игра «Космонавты»

Ждут нас быстрые ракеты,

Для полета на планеты,

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет, опоздавшим, места нет.

(дети произносят слова и делают движения, а на последней фразе садятся на свои места)

-И так, космонавты, заняли свои места. Приготовились.  Начинается отсчет: 5-4-3-2-1-Старт. Полетели!  (космическая музыка)

(Презентация слайд №2 - картинка  ракеты)

Смотрите – вот звёздное небо. (Презентация слайд №3 - звёздного неба)

Большая  звезда (Презентация слайд №4 – звезда Солнце)

СОЛНЦЕ — это звезда, которую вы видите на небе каждый день. Она, круглая, желтая и кажется маленьким шариком, но на самом деле…Солнце – это огромный шар! Оно во много, много раз больше Земли и состоит из газов. Солнце такое горячее, что способно не только освещать, но и согреть Землю. Растениям и животным необходим солнечный свет и тепло. Если Солнце когда  – нибудь  перестанет светить, то жизнь на Земле погибнет. Земля вращается вокруг солнца, правда мы этого движения не замечаем. Опыт «Как Земля вращается вокруг солнца» (Презентация слайд №5)

Описание опыта: Предложить ребёнку взять в руки маленький резиновый мяч. Ведущий берёт в руки большой резиновый мяч. Ведущий - солнце, а ребёнок - Земля. На полу обозначить верёвкой или шнуром траекторию движения Земли вокруг Солнца. Предложить ребёнку медленно обходить вокруг ведущего, одновременно совершая оборот вокруг себя. Таким образом, земля вращается вокруг Солнца.

Решение проблемы: Смогли бы  мы полететь на звезду Солнце?

 (Ответы, версии, доказательства, опыт с увеличительным стеком: лучи от солнца через увеличительное стекло сжигают бумагу, лист от цветка, нагревают воду).  (Презентация слайд № 6)

Вывод: на звезду Солнце мы полететь не сможем, так как мы сгорим на ней.

(Презентация слайд №7  -  Летим дальше на Луну)

-Корабль летит в каком-то тумане. И вдруг – мягкий толчок и … тишина! Мы прилунились! Мы совершили посадку на Луне. Район посадки называется: «Море дождей». Посмотрите, нас встречает  Лунтик. (Презентация слайд № 8  - Лунтик)

Дети здороваются с Лунтиком (игрушкой)  Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что прилетели ко мне в гости.

Лунтик приглашает ребят на прогулку по Луне. (Презентация слайд № 9 Луна )

ЛУНА – это спутник Земли, который вращается вокруг нашей планеты. По размеру Луна почти в четыре раза меньше Земли, хотя на небе она выглядит почти как Солнце. Мы видим Луну потому, что её освещают солнечные лучи. Здесь то очень – очень жарко, то очень – очень холодно. Луна всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось изучать поверхность Луны.

- Мы высадились в «море дождей», значит, нам понадобятся, кое  какие предметы?  (лодка, ласты, спасательный круг) И тут нас ждет  первая неожиданность:  в лунных «морях» … нет воды! Лунные «моря» — это не моря, а просто равнины, покрытые застывшей вулканической лавой, вылившейся когда-то из недр Луны. (Презентация слайд  №10)

-Ребята, раз нет воды, то нам нужны будут лодка, ласты и т.д.?

Вывод: Раз в «морях» нет воды, значит, не понадобится нам ни лодка, ни ласты.

Больше того — на Луне, оказывается, вообще нет ни капли воды. Никогда не идёт дождь, не бывает снега.

-Пойдём пешком.  Ребята, как вы думаете без скафандров можно гулять по Луне?   (Нет)

 -Жизнь в Космосе сильно отличается от жизни на Земле. В Космосе существует невесомость, и нет воздуха. Поэтому без скафандра нам в открытый Космос нельзя. Скафандр защищает тело космонавтов от холода и солнечных лучей. А на плечи одевают – тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха.  (В таком костюме не побегаешь, в футбол не поиграешь)

-На Луне нет воды, нет здесь и воздуха! Поэтому на Луне человеку без скафандра не обойтись.

-Помните, что Луна меньше Земли? А это значит, что на Луне каждый груз, в шесть раз легче, чем на Земле. Значит тяжелые скафандры, и ранцы на Луне окажутся не такими тяжёлыми, как на Земле. Мы идем гулять по Луне…

- Смотрите внимательно под ноги здесь острые камни и множество  ям. (Презентация слайд № 11 )

-Я хочу вам напомнить, что космонавты очень смелые, сильные, умелые. И для этого много тренируются.

Сейчас мы проведём небольшую тренировку для космонавтов.

Физкультминутка:

Руки вверх,

Руки  вниз,

Руками потрясём

И повернёмся кругом.

Правую ногу вперед,

Правую ногу назад,

Правой ногой стряхнём

И повернёмся кругом.

Левую ногу вперёд,

Левую ногу назад,

Левую ногу стряхнём

И повернёмся кругом.

Всем туловищем вперёд.

Всем туловищем назад

И повернёмся кругом.

 -А куда же мы идём? Давайте сориентируемся. Определим, где здесь север, где юг?… Ну-ка, где у нас компас?

Решение  ситуации: красно-синяя стрелка компаса беспомощно крутится, показывает то в одну сторону, то в другую…Что с ним случилось?

(Может быть, размагнитилась стрелка, сломался компас?)

-Нет. Давайте подумаем, что нам делать?

Опыт: Предлагаю поднести к одному компасу другой, и красный конец стрелки первого притянется к синему концу стрелки второго.  (Дети выполняют… и приходят к выводу, что стрелки встали на своё место)

-Значит всё в порядке? Почему же здесь, на Луне, они так упорно отказываются показывать нам направление? Это – ещё одна неожиданность! Знаете ли вы, почему на Земле магнитная стрелка компаса направлена всегда в одну сторону? (Нет)

Вывод: Потому что Земля – имеет магнитное поле. Вот оно и притягивает стрелку. А Луна — не магнитит. И любой компас на Луне бесполезен.

-Давайте подумаем, как мы поступим, чтобы не заблудиться на планете Луна? (делать заметки мелом; сыпать камушки; громко покричать; ориентироваться по небу)

-Правильно вы сказали, чтобы не потерять дорогу надо следить за небом.

 -Лунтик, скажи,  откуда на Луне столько больших и малых ям на поверхности?

 Лунтик: По этому поводу учёные долго спорили. Одни говорили, что виноваты метеориты – небесные камни из далёкого космоса. Это они падали на Луну и оставили на ней свои следы. Другие учёные уверяли, что это дело вулканов. Только после того, как побывали на Луне люди, спорщики согласились, что есть здесь и то, и другое.

Лунтик: Посмотрите впереди горы. Это «Лунные Карпаты». Смотрите-ка, на Луне они очень большие. (Презентация слайд №12)

-Что вы видите? (Огромный кратер)   (Презентация слайд № 13)

-На поверхности Луны немало чудес, над которыми до сих пор ломают головы учёные.  К примеру «Прямая Стена» (Презентация слайд № 14) Удивительнейшее сооружение Природы. Будто кто-то провёл прямую линию , но высотой с большой дом и очень длинную.

-Здесь так красиво, что хочется потанцевать и поиграть.

«Космическая игра»  (аудиозапись)

В невесомости плывем мы под самым потолком!

Корабль качается – раз!

Корабль качается – два!

Корабль качается – три!

В космическом танце замри!

Игра проводится: пока звучит музыка, дети танцуют, музыка прекращается – все замирают. Водящий выбирает фигуру, тот становится водящим. И так несколько раз.

Лунтик: Ребята, я часто любуюсь звездным небом, звездами, а иногда даже их фотографирую. Посмотрите, на мои фотографии.

(Презентация слайд  №15,16,17)  (Звездное небо)

-Какие красивые фотографии у тебя получились, Лунтик.

Лунтик: Ой, ребята посмотрите, прошел звездный дождь, который оставил на поверхности Луны осколки звезд. Помогите собрать все осколки и выложить звезды.

Составляют звезды из фигур блоков Дьенеша  (по схемам)

-Очень много неизвестного и загадочного на Луне мы увидели. На Земле такого не встречается. Но нам пора возвращаться домой.   Всем занять свои места. Начинаем  обратный отсчет: 5-4-3-2-1. Старт! (музыка космическая) (Презентация слайд №18, 19,20 – возвращение на Землю)

-Мы вернулись назад в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? А когда вырастите, возможно, кто – то из вас станет космонавтом или исследователем, чтобы покорять космос, кто – то конструктором, чтобы создавать новые ракеты. А пока мы будим, расти, играть и узнать новые знания, учиться беречь и любить свою планету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст

Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"

Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по конструированию. Строительство «Сказочной деревни»

Это смешанный, сложный, среднесрочный монопроект по конструированию с детьми старшей группы.Основной целью данного проекта являлось :развитие коллективных взаимоотношений между детьми.В процессе ...

Методическая разработка "Совместная деятельность педагога с детьми по экспериментированию "Воздух".

О том, как можно весело, интересно, познавательно провести совместную деятельность по экспериментированию в младшей группе....

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми " Путешествие с магнитом в царство льда и холода ".

Игры с мягнитом на выявление его свойств и расширение кругозора детей об обитателях севера....

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»

Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми во II младшей группе на тему « Моя Семья»

Дан конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе на тему "Моя семья". Выделена интеграция образовательных областей. Определены задачи педагога. ...