Исследовательский проект "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Оксана Викторовна Быкова

Проведение с детьми "Опыты с солью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovatelskiy.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе

«Удивительная соль»

                                                         

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с детьми решили всё узнать о соли, мы её едим , а не чего о ней не знаем.

Актуальность:

Дети по своей натуре – исследователи, они очень любознательны и настроены на познание окружающего мира. Главное достоинство  метода проекта- возможность самостоятельно, с небольшой помощью взрослого установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом. Соль, которая есть в каждом доме, на каждом столе- известная и знакомая, непознанная и таинственная.

Цели проекта:

1. Формирование представлений детей о соли, изучение ее свойств.

2.Способствовать развитию познавательно- исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования с солью. .

Исходя из цели, были поставлены задачи:

·  Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?

· Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль разная?

.  Расширить представления о добыче соли

·  Исследовать свойства соли опытным путём.

· Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

·  Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

·  Развивать коммуникативные навыки детей.

.  Вырастить кристалл поваренной соли.

· Найти сведения о соли в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Тип проекта: исследовательско- творческий

Участники проекта: дети разновозрастной группы, их родители, воспитатель.

Срок реализации проекта: среднесрочный, 1 месяц (с 1 по 30 ноября)

Этапы работы над проектом: 

 1.Подготовительный этап.

• Создание проблемной ситуации «Что мы знаем о соли?»

• Постановка целей и задач проекта.

• Подбор познавательной, научной, художественной литературы, иллюстраций, фотографий про соль.

• Ознакомление родителей с темой и целями проекта.

• Консультация для родителей «Интересно о соли».        

2.Основной этап 

• Проведение бесед «Какая бывает соль», «Польза и вред соли», рассматривание иллюстраций о соли.

• Просмотр видео «Добыча соли на озере Баскунчак».

• Ознакомление детей с сказками, загадками, пословицами, народными приметами о соли.

• Просмотр мультфильмов о соли «Как казаки соль покупали», «Приключения Адибу. Откуда берется соль».

• Опытно-экспериментальная деятельность «Солѐные фокусы».

• Наблюдения дома и на прогулке: «Как мама использует соль», «Снег похож на соль».

 • Подготовленные рассказы детей по теме проекта

 • Творческая деятельность : рисование солью в нетрадиционной технике

3. Заключительный этап: 

• Изготовление картотеки проведенных опытов «Солѐные фокусы».

• Выставка рисунков детей.

• Выставка совместного творчества детей и родителей «Соль- волшебница».

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

анализ познавательной литературы

опытно-экспериментальная деятельность,

исследовательская деятельность,

наблюдения,

творческая деятельность,

игровая деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Эта удивительная соль». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.

 Дети познакомились с румынской сказкой «Соль в кушанье» и русской народной сказкой «Соль», с удовольствием рассматривали иллюстрации к сказкам. Мы узнали, что о соли составлено много пословиц, поговорок, загадок.Большой интерес вызвал у детей просмотр мультфильма «Приключения Адибу. Откуда берется соль». 

В ходе ООД «Путешествие по соляным месторождениям» дети узнали, что соль  добывается разными способами, смотрели видео «Добыча соли на озере Баскунчак». Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомились с трудом соледобытчиков. В дальнейшем ребята использовали в творческой игре «Добыча соли», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о соли и ее путешествиях

 Также дети подготовили дома с родителями рассказы из личного опыта по теме проекта. Сабира рассказала  о своих впечатлениях после посещения соляной комнаты в г. Дюртюли. Ислам подготовил рассказ о своей поездке в Соль-Илецк.

Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Следующим этапом нашего проекта стало экспериментирование «Солѐные фокусы» .

С чего начались наши исследования?

Сначала мы изучили свойства и качества соли.        

Опыт №1 «Такая разная соль». Оказалось, что соль бывает  разная: крупная, мелкая, морская, для ванн. В мире существует столько разных видов соли.  Из опыта №2  «Соль растворяется в воде» дети выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

 Опыт №3 « Выпаривание соли». 

Опыт № 4 «Плавающее яйцо».

 Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента

№5 «Выращивание кристалла».Дети сами вырастили причудливые кристаллы. 

Опыт №6 «Окрашивание соли».Ребята научились окрашивать соль с помощью цветных мелков. А потом вместе сделали красивую поделку «Радуга из цветной соли».

 Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.

В свободное время я предложила поиграть русская народную подвижную игру «Без соли- соль!»

Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети научились рисовать в нетрадиционной технике «акварель+ соль». Так были созданы рисунки на тему: «Рыбки». Далее попробывали нарисовать, используя клей ПВА, соль, акварель. Снеговички на рисунках получились как настоящие, словно из снега. Рисунки на тему: «Бабочки» тоже сделаны в нетрадиционной технике « соль, клей ПВА, цветные мелки».

Все рисунки получились объемными, яркими и подарили много приятных эмоций  и впечатлений.

Заключительным этапом проекта стала выставка совместного творчества детей и родителей «Соль - волшебница». Дети с родителями сделали интересные поделки из соленого теста.

Вывод:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с способом выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей:  научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать  причинно-следственные связи. А также убедились, что самые простые  и знакомые вещи могут быть необычными и волшебными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник наблюдений и опытов в исследовательском проекте «Соль - волшебница».

Цель ведения дневника наблюдений и опытов:-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль разная;- исследовать свойства соли опытным путем;- стимулировать познавательную активность;-...

Исследовательский проект "Соль-вред или польза?"

Проект для детей старшего дошкольного возраста, в котором гармонично сочетаются традиционные и современные педагогические технологии, интеграция различных видов деятельности детей и взрослых (исс...

Познавательно - исследовательский проект "Соль дороже золота"

Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение ...

Исследовательский проект "Соль - волшебница"

Цель проекта: узнать больше о соли и о ее свойствах. Доказать, что соль - не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества. Участники проекта: дети, родители,...

Презентация детского исследовательского проекта "Соль"

Детский позновательно исследовательский проек о соли, ее свойствах, особенностях. Примеры опытов с солью....

детский исследовательский проект "Соль"

Описание детского позновательно-исследовательского проекта по теме Соль...