Волшебная соль
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бляблина Елена Владимировна

Волшебная соль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_blyablina_e.v.docx30.85 КБ
Файл kartinki_sol.docx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Владимирский институт развития образования

Кафедра дошкольного образования

Конспект НОД для детей подготовительной группы дошкольного возраста

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Волшебная соль»

Подготовила и провела:

воспитатель I кв. категории

Бляблина Елена Владимировна

Дата: 16.04.2018г.

детский сад №128

Группа 64-2

 

г. Владимир, 2018 г.

  • Тема: «Волшебная соль».
  • Возрастная группа - подготовительная группа.
  • Дата -  март 2018 года.

Программное содержание (задачи НОД):

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах

Задачи:

  • Воспитательные задачи:

- Создавать условия для активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками,  сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства (удивление, радость, разочарование).

- Воспитывать детей на примере любознательности сказочных героев, углублять их знания о тайнах природы.
- Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.
-  Воспитывать познавательную  культуру ребёнка, способствовать возрастанию интереса к экспериментированию.

  • Развивающие задачи:

- Создавать условия для проявления любознательности, инициативы в познавательно-исследовательской деятельности.

- Развивать мышление: познавательный интерес, умение наблюдать, экспериментировать, объяснять и устанавливать причинно-следственные связи.

- Развивать волевые качества, самостоятельность, умение преодолевать трудности (через решение проблемных ситуаций).

- Развивать воображение, творческие способности - умение обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения в продуктивной деятельности.

- Развивать внимание, произвольную память через самостоятельную  постановку ребёнком задачи на запоминание.

  • Обучающие задачи:

- Познакомить детей  с понятием «соль», «растворение», «ученый», с правилами поведения в лаборатории.

- Заинтересовать детей удивительным, многообразным природным миром.

- Расширять и уточнять знания детей об истории соли.

- Развивать интерес к русским путешественникам и научным сотрудникам.

- Закреплять знания детей о том какая бывает соль и как ее добывают.

- Расширять знания детей о природном и социальном мире, в котором ее употребляют.

  • Речевые задачи:

- Способствовать развитию устной речи, формированию умений свободно общаться, выражать свои мысли, чувства.                              

 - Упражнять в построении речевого высказывания в ситуации общения.

- Побуждать детей высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

- Помогать осваивать формы речевого этикета.

- Активизировать и обогащать словарь детей (эксперимент, добыча соли, выпаривание, пипетка, кристалы).

Материалы и оборудование: компьютер, тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.

  • Взаимосвязь с другими видами деятельности (образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей): 

- Ситуативный разговор «Какие правила поведения надо соблюдать в химической лаборатории» (культура поведения), «Правила поведения в детском саду», «Неизведанное рядом» (безопасность).

- Поручения «Каждой игрушке - своё место», «Сложи аккуратно» (труд).

- Составление рассказов из личного опыта «Как мы с мамой дома пробовали соль на вкус» (коммуникация).

- Чтение загадок, пословиц, стихов о соли (чтение худ. литературы).

- Посещение  музея  в нашем городе.

- Дидактические игры: «Узнай по картинке музеи нашего города», «Сложи пазл кристалика соли», «Опиши - я угадаю», «Похвали блюдо приготовленное с приправой » (социализация).

  • До НОД:- рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

- Пополнение библиотеки книгами про полезные ископаемые.

- Папка-передвижка «Кристаллы из соли  своими руками».

- Информационный лист «Продуктовые магазины» (где можно купить приправы для приготовления пищи.)

- Просмотр видеосюжетов как добывают соль (из интернета).

- Участие в создании коллекции кристаллов соли.

Этапы

деятельности

Содержание деятельности

Время проведения

(приблизительно)

Процесс вовлечения в деятельность

Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

1-2 минуты

Процесс целеполагания  

А хотите, и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

5 минут

Процесс проектирования и планирования деятельности

Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

 

15 минут

Процесс осуществления деятельности

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью. Как определить, есть ли у соли запах? Понюхать её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Положите немного соли в мисочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная). Ребята, как вы думаете, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. Хотите узнать, как она помогает? Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем. Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.

Физкультминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.

Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Как вы думаете, какому ослику было легко плыть? Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Что вы видите на стенках колбы (Белый налет). Это и есть наша соль. Даю попробовать.

Давайте вернемся в нашу лабораторию, и вспомним, как мы выращивали соляные кристаллы. Рассказы детей.

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).

Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Процесс рефлексии  

Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей.

5 минут


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа

Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....

Волшебная соль

В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но  возможно её можно ещё сократить или у...