ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Ступеньки к школе» (социально-коммуникативное развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста)
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кулакова Ольга Владимировна, воспитатель, г.Новосибирск.    МКДОУ  детский сад № 333 Теремок

Цель программы:

Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к будущей новой социальной позиции школьника; эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребенка.

Задачи:

1.Сформировать у детей подготовительной группы правильное представление о школе и обучении, познакомить с традициями  школьной жизни.

2. Развивать интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-психологическую  и личностную готовность к школе.

3. Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению, подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_okonch_-_kopiya.docx71.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №333 «Теремок» комбинированного вида»

ПРИНЯТО                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МКДОУ д/с №333                                        Приказом №_____

Протокол № 21                                                                                    От «_____»____________2017г

От «___»_____________2017г                                                                 Заведующей МКДОУ д\с №333                                                                                      

                                                                ________________Е.Ф.Киселева

Парциальная программа

«Ступеньки к школе»

(социально-коммуникативное развитие

детей старшего и подготовительного к школе возраста)

                           Автор:

Воспитатель Кулакова О.В.

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Развитие социально-коммуникативной сферы  детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, ведь, согласно ФГОС,  социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок ко взрослым и сверстникам.

При этом огромное значение на развитие личности ребенка и его готовности к школьному обучению имеет интеллектуальное развитие.

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольников чрезвычайно важна.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей социальной  жизни.    

Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память.

Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей формой в жизни ребёнка. В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена образовательная область «Социально- коммуникативное развитие». Основная задача психолого-педагогической работы в данной области – развитие игровой деятельности.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более

сложные и творческие формы игровой активности. Существуют возможности применения данных знаний и умений.

Одной из них является проведение различных интеллектуальных игр и викторин. Использование интеллектуальных игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти к познавательной игровой деятельности.  Педагогическая ценность такой неформальной совместной деятельности детей и взрослых состоит в том, что дошкольники приобретают положительный опыт взаимодействия с партнерами, управляют своими действиями в соответствии с установленными правилами  и требованиями, проявляют самостоятельность. Радость удачи поддерживает хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности, создает бодрое настроение, раскрепощает ребенка.

Содержательной основой данных форм познавательной активности детей может стать любая образовательная область.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального и социального развития детей старшего дошкольного возраста.  

Умение работать в команде также является одним из важнейших навыков, важных для человека в современном мире. Все люди живут в социуме. И дошкольникам также придется со временем вливаться во все новые и новые виды социумов: сейчас это семья и детский сад, у некоторых спортивные секции и творческие кружки. С возрастом круг расширяется: ребенок идет в школу, у него появляется новый коллектив со своими правилами и интересами, появляются друзья во дворе.. Затем человек поступает в учебное заведение, приобретает профессию. И, наконец, он попадет в коллектив, где ему предстоит работать и развиваться.  Чтобы умение работать в команде, уважительное и конструктивное общение стали привычкой, им нужно учиться с дошкольного возраста.

Интеллектуальные игры и викторины как ничто другое позволяет педагогу формировать навыки работы детей дошкольного возраста в команде, способствуют развитию чувства товарищества и ответственности перед командой, групповой сплоченности, развивать умения  слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Многие дошкольники в силу своих психологических особенностей не умеют проигрывать. Каждый ребенок в этом возрасте считает себя самым лучшим, и зачастую  очень болезненно воспринимает любое поражение или проигрыш.

Интеллектуальные игры как ничто иное учат умению проигрывать, сдерживать свои эмоции при проигрыше, уметь совладать со своими эмоциями.

Также интеллектуальные игры способствуют развитию  памяти детей, переключению с одного вида деятельности на  другой.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы:

Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к будущей новой социальной позиции школьника; эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребенка.

Задачи:

1.Сформировать у детей подготовительной группы правильное представление о школе и обучении, познакомить с традициями  школьной жизни.

2. Развивать интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-психологическую  и личностную готовность к школе.

3. Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению, подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы

А) Личностно-ориентированные принципы:

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача – это развитие будущего школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности  и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической готовности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Б) Культурно-ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня – это мои знания. Это не мир вокруг меня – это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах  своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами ожиданиями других людей.

В) Деятельно-ориентированные  принципы:

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические  детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих вопросов в процессе учения интеллектуальных  и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове  ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

1.1.3.Особенности развития детей старшего и подготовительного к школе возраста детей.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 - 10 см, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих

взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

     По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро – день – вечер - ночь; вчера – сегодня – завтра – раньше - позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже и т. д.

     Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки; опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

     В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается  фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

     Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000 - 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

      Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование - любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

    Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей.

Все более близко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек.

    Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают Сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с введением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего познания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, мотивы  самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их  избирательные отношения становятся устойчивыми.  Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.

Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

 Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.

Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.

1.2.Планируемые результаты освоения программы.

1. Развитие у детей устойчивой самооценки и самосознания.

 2. Сформированность у детей навыков работы в команде,      способности

      к совместной деятельности.

3.Психологическая готовность детей к школе.

4. Сформированность культуры общения.

5. Развитие  у детей интеллектуальных способностей, сообразительности, логического мышления, смекалки.

1.2.1.  Планируемые результаты освоения ООП в каждой возрастной группе, конкретизирующие требования ФГОС к целевым ориентирам.

Старшая группа:

Любознательный, активный. Ребенок проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес. Он может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать). Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям,

находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.

Эмоционально отзывчивый. Ребенок понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т.п.), проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения (радость, печаль, восторг, задумчивость).

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия взрослыми и сверстниками. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Ребенок внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество. Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и

характер взаимоотношений («Мы дружно играли»). Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопрос,  привлекает к общению других детей.

Подготовительная группа:

-Поведение ребенка положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их.

- Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, вступает в общение, в совместную деятельность, стремится к взаимопониманию, в случае затруднений апеллирует к правилам.

-Имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм.

-Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках.

-Имеет близких друзей (друга), с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями.

- Имеет представления о школе, стремится к своему будущему положению школьника, проявляет уверенность в себе, положительную самооценку, чувство собственного достоинства.

Сделав вывод, можно  с уверенностью сказать, что парциальная программа «Ступеньки к школе» способствует овладению детьми определенным набором качеств, соответствующих ФГОС, таких как

уверенность в собственных силах;

любознательность;

способность к волевым усилиям;

самостоятельность;

инициативность;

готовность отвечать за свои поступки;

доброжелательность;

уважительное отношение к семье и социуму.

1.2.2. Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогическая диагностика)

Диагностика связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

 Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет) и подготовительного к школе возраста (6-7-лет).

 Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Диагностика  позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса

1        балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2        балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3        балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,

4        балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5        баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год— в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики:

 

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности.

Основные диагностические методы:

•        наблюдение;

•        проблемная (диагностическая) ситуация;

•        беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

•        индивидуальная;

•        подгрупповая;

•        групповая.

                                       2.Содержательный раздел программы

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Содержательный раздел Программы разработан и сформирован в соответствии с ФГОС ДО с учетом возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Согласно п.2.6 ФГОС ДО – содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Направление развития

Описание образовательных областей (направлений развития дошкольников)

в соответствии с ФГОС ДО

Содержание работы

Социально-коммуникативное развитие

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в  обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,формирование готовности к совместной деятельности  со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Социализация, развитие

общения, нравственное

воспитание.

Ребенок в семье и

обществе.

2.1.1.Взаимодействие воспитателей и узких специалистов в образовательном учреждении.

Музыкальный руководитель – оказывает помощь в подготовке к проведению интеллектуальных игр, музыкальное сопровождение игр, подготовка детей для проведения музыкальных пауз (постановка танцев, разучивание песен) в процессе игр.

Старший воспитатель – оказывает помощь в методической разработке материалов, предоставление методических материалов.

Руководитель по физической культуре- оказывает  помощь в проведении игр, организует  физическую активность детей во время реализации программы.

Педагог-психолог – проводит психологическую диагностику – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамики процесса их развития. Проводит диагностику на психологическую готовность детей к школе, на готовность принятия на себя роли школьника. Проводит  развивающую и психокоррекционную  работу с воспитанниками.

2.1.2.Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области социально-коммуникативного развития детей.

Основные формы взаимодействия с семьей

Беседы, консультации, анкетирование родителей, выявление проблем в процессе социально-коммуникативной подготовки детей к школе, поиск методов для их  решения. Оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток. Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: днях открытых дверей, индивидуальных и групповых консультациях, родительских собраниях.. Знакомить родителей с достижениями и трудностями при социально-коммуникативной подготовке детей к школе в детском саду.

Совместная деятельность: привлекать родителей к организации и активному непосредственному участию в  интеллектуальных играх.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

2.2.Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы и способы реализации Программы

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Свободная

(нерегламентированная) деятельность воспитанников

Индивидуальные,

подгрупповые,

групповые, комплексные, интегрированные формы.

Целевая прогулка

Экскурсии

Тематические встречи

Викторины

Конкурсы

Презентации

Игры, где замысел или

организация принадлежит

педагогу (дидактические,

сюжетно-ролевые,

подвижные,театрализованные и др.)

Чтение художественной

литературы

Концерты

Тематические досуги

Интеллектуальные игры

Спонтанная игровая

деятельность

Свободная творческая,

продуктивная деятельность

Рассматривание книг,

иллюстраций и т.п.

Самостоятельная двигательная

активность

Уединение

Методы и средства реализации программы

Методы

Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение,

работа с книгой

Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.), скороговорки, загадки

Наглядные методы:

Наблюдаемые объекты, предметы, явления, наглядные пособия

Метод иллюстрирования

Предполагает применения изображений, рисунков, картинок, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, карт, репродукций и др.

Метод демонстрации

Связан с демонстрацией объектов, мультфильмов, кинофильмов

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Методы практического обучения

Стихотворения, скороговорки

Музыкально- ритмические движения, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Дидактические игры.

Различный материал для продуктивной деятельности

Упражнения: устные,графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики)

Технические и творческие действия

Методы проблемного обучения

Рассказы, содержащие поисковый компонент, логические задачи, проблемные ситуации, дидактический материал.

Проблемная ситуация

Диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

2.3.Комплексно-тематическое планирование

МЕТОДЫ

СРОКИ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

                 

  1 этап-

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

1.Диагностика по мотивационной готовности к школе

Сентябрь

Май

подг. группа

Выявление уровня мотивационной готовности к школе

Психолог

Дульбеева М.Н.

2. Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником»

Октябрь  подг.группа

Выявление психологической компетентности по вопросам подготовки детей к школьному обучению

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В.

3. Оформление в группе школьного уголка

Сентябрь-май

ст. и подг.группа

Вызвать интерес у детей к школьной жизни

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В.

4. Оформление информационного стенда для родителей  по подготовке ребенка к школе

«Кризис 7 лет»

«Социально-коммуникативная готовность ребенка к школе», «Как выбрать программу обучения для своего ребенка» и пр.

Сентябрь-май

ст.и подг. группа

Расширение знаний родителей о различных сферах (интеллектуальной, волевой и личностной) подготовки к школе

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В.

                             2ЭТАП -

ОСНОВНОЙ

1.Непосредственно образовательная деятельность

Сентябрь-май

ст. и подг. группа

Расширение представлений детей о школе и ее роли в жизни людей; развитие стремление стать школьниками

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В.

2.Беседы:

-Профессия «Учитель»

-«Школьный урок»

-«Школьные годы чудесные»

-«Путешествие в прошлое ручки»

-«Путешествие в прошлое школьной формы»

-«Школьные годы родителей» (Рассматривание школьных фото родителей)

Сентябрь-май

ст. и подг.гр

Расширение представлений о содержании школьной жизни, об учителе и его роли человека, о его качествах, необходимых школьнику, развитие интереса детей к школьным годам родителей, желание общаться на школьную тему

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В.

3. Экскурсия в школу

Октябрь подг.гр

Формирование положительного отношения к школе, знакомство со школьными помещениями: классами, столовой, библиотекой, спортивным залом. Принятие роли ученика

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В.

4. Дидактические игры

-«Тренировка памяти»

-«Говорящие рисунки»

-«Дорожные знаки»

-«Угадай, где спрятано»

-«Составь число»

Сентябрь-май

ст. и подг.гр

Развитие творческого мышления, логического мышления, памяти, воображения, пространственного  мышления в арифметических действиях, расширение словаря.

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В.

4. Интеллектуальные игры

-«Что, где, когда»

- «Самый умный»

-«Любознайка» с детьми детского сада №330

-Семейная викторина

«Мой ребенок»

- «Лучше всех»

-Викторина  с учениками 1 класса школы№24

«Хочу все знать!»

Сентябрь-май

ст. и подг.гр

Развитие умений работать в коллективе, обогащение знаний, развитие умений рассуждать на различные темы; самостоятельно находить решение поставленных задач

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В.

5. Чтение художественной литературы:

-Загадки

-В.Драгунский «Денискины рассказы»

-В.Осеева «Вырванный лист», «Синие листья», «Все вместе».

-Сборник «Смешные рассказы  про  школьников».

Сентябрь-май

ст. и подг.гр

Обогащение представлений о школьной жизни

Воспитатели

Шеина А.В.

         Кулакова О.В

6. Коррекционная работа:

-Артикуляционная гимнастика

-Логоритмические упражнения

-Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи «Подбери признак», «Исправь ошибку» «Подскажи словечко».

-Упражнения «Нелепицы», «Иностранка».

-Составление описательных рассказов

-Пальчиковая гимнастика

-Работа в прописях и рабочих тетрадях.

Сентябрь-май

ст. и подг.гр

Развитие тонкой моторики, развитие слухового и зрительного внимания и памяти; закрепление правильного употребления и согласования различных частей речи; обогащение словаря различными частями речи; работа над  дыханием, темпом , ритмом и силой голоса;

над  правильным звукопроизношением; работа по профилактике дисграфии и дислексии.

Воспитатели

Шеина А.В.

         Кулакова О.В

7. Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сентябрь-май

 подг.гр

Закрепление в игре правил поведения в школе. Принятие детьми роли ученика.

Воспитатели

Шеина А.В.

Кулакова О.В

                       

 3 ЭТАП-

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1 Диагностика на конец года

Май подг.гр

Выявление уровня готовности к школе

Воспитатели

Шеина А.В.

   Кулакова О.В

Психолог

Дульбеева М.Н.

2. Выпускной бал

Май

подг.гр

Сформировать эмоциональное положительное отношение к школе

Воспитатели

Шеина А.В.

   Кулакова О.В

Музыкальный руководитель

3.Организационный раздел программы

3.1 Материально-техническое обеспечение программы

МАТЕРИАЛЫ

КОЛИЧЕСТВО

ЦЕНА

ОРГТЕХНИКА:

Фотоаппарат цифровой

1 шт

40000 рублей

Персональный компьютер

1 шт

Принтер

1 шт

Сканер

1 шт

Мультимедиа

1 шт

Методические материалы(дидактические пособия, картинки, дидактические игры)

5000 рублей

Художественная литература

1000 рублей

КАНЦТОВАРЫ (Бумага, ручки, карандаши, стирательные резинки, бейджи и др.)

3000 рублей

ПОДАРКИ УЧАСТНИКАМ ИГР, ГРАМОТЫ, МЕДАЛИ

4000 рублей

ИТОГО:

53000 рублей

3.2. Режим дня

7.00-8.20  Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, общение

8.20-8.50  Подготовка к завтраку, завтрак

8.50-9.05  Игры и свободное общение детей

9.05-10.10 Организованная образовательная деятельность: образовательные

ситуации (общая длительность, включая перерыв)

10.10-12.15  Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд,

экспериментирование, общение по интересам), возвращение с прогулки

12.15-12.45 Подготовка к обеду, обед

12.45-13.00 Закаливающие мероприятия, релаксируюшая гимнастика перед сном

13.00-15.00 Подготовка ко сну, сон

15.00-15.20 Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.20-15.45 Подготовка к полднику, полдник

15.45-16.35 Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность и общение

по интересам и выбору детей

16.35-18.20 Подготовка к прогулке, прогулка

19.00 Уход домой

3.3. Особенности организации традиционных событий, праздников, мероприятий

Одной из форм развития социально-коммуникативных навыков является проведение интеллектуальных игр.

Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей формой в жизни ребёнка. В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена образовательная область «Социально- коммуникативное развитие». Основная задача психолого-педагогической работы в данной области – развитие игровой деятельности. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более  сложные и творческие формы игровой активности. Существуют возможности применения данных знаний и умений.

 Одной из них является проведение различных интеллектуальных игр и викторин. Использование интеллектуальных игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти к познавательной игровой деятельности.  Педагогическая ценность такой неформальной совместной деятельности детей и взрослых состоит в том, что дошкольники приобретают положительный опыт взаимодействия с партнерами, управляют своими действиями в соответствии с установленными правилами  и требованиями, проявляют самостоятельность. Радость удачи поддерживает хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности, создает бодрое настроение, раскрепощает ребенка. Содержательной основой данных форм познавательной активности детей может стать любая образовательная область.

Умение работать в команде также является одним из важнейших навыков, важных для человека в современном мире. Все люди живут в социуме. И дошкольникам также придется со временем вливаться во все новые и новые виды социумов: сейчас это семья и детский сад, у некоторых спортивные секции и творческие кружки. С возрастом круг расширяется: ребенок идет в школу, у него появляется новый коллектив со своими правилами и интересами, появляются друзья во дворе. Затем человек поступает в учебное заведение, приобретает профессию. И, наконец, он попадет в коллектив, где ему предстоит работать и развиваться.  Чтобы умение работать в команде, уважительное и конструктивное общение стали привычкой, им нужно учиться с дошкольного возраста.

Интеллектуальные игры и викторины как ничто другое позволяет педагогу формировать навыки работы детей дошкольного возраста в команде, способствуют развитию чувства товарищества и ответственности перед командой, групповой сплоченности, развивать умения  слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Многие дошкольники в силу своих психологических особенностей не умеют проигрывать. Каждый ребенок в этом возрасте считает себя самым лучшим, и зачастую  очень болезненно воспринимает любое поражение или проигрыш.

Интеллектуальные игры как ничто иное учат умению проигрывать, сдерживать свои эмоции при проигрыше, уметь совладать со своими эмоциями.

Также интеллектуальные игры способствуют развитию  памяти детей, переключению с одного вида деятельности на  другой

3.4. Сетевое взаимодействие (взаимодействие с социальными партнерами)

В нашем учреждении сформирована преемственность между детским садом и МОУ СОШ №24. Заключен договор о сотрудничестве.

В МКДОУ  «Детский сад №333 «Теремок» комбинированного вида» ведётся активная работа по преемственности между детским садом и школой:

- взаимные посещения воспитателями детского сада и учителями начальных

классов;

-организация совместных мероприятий между воспитанниками детского сада и учениками школы: викторин, интеллектуальных игр, спортивных соревнований, квестов.

- организация экскурсий для воспитанников детского сада в школу;

- сбор сведений об успеваемости выпускников детского сада в начальной

школе;

Администрация и учителя начальных классов  МОУ СОШ №24 отмечают высокий уровень готовности выпускников нашего детского сада к обучению в школе.

3.5. Особенности организации развивающей предметно-развивающей среды

Для формирования и развития  личности ребёнка в группе сформирована развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенная, трансформируемая, здоровьесберегающая, безопасная, полифункциональная, эстетически-привлекательная.

Группа  комплектуется по одновозрастному принципу (старшая группа от 5 до 6 лет, подготовительная от 6 до 7 лет).

Наполняемость одновозрастной группы 26 человек.

Организация развивающей предметно-пространственной среды  группы  построена  в соответствии с ФГОС.  При создании развивающего пространства в групповом помещении  учитывалась  ведущая  роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь,  должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована  так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.  И включает в себя:

-Двигательную активность

-Возможность уединения

-Реализация образовательных программ

-Трансформируемость

-Полифункциональность

-Вариативность

-Доступность

-Безопасность

  Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам . Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек  и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Принцип  интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды.

В групповом помещении созданы условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Игровая зона позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки,  создавать условия для творческой деятельности , развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

      Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

 В группе создан  уголок школьника, в котором представлены школьные принадлежности, предметы школьного быта, фотографии школы, школьных будней, а также альбом по истории школы.

В центре сюжетно- ролевых игр присутствуют игрушки школьной тематики: школьная парта, куклы в школьной форме, школьные принадлежности.

   Компоненты среды информативно богаты, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

       

.

3.6. Методическая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от

 17 октября 2013 года  (вступил в силу 01 января 2014 года).

  1. Веннецкая О.Е,Федина Н.В., «Игры, викторины и конкурсы»/

М, «Просвещение», 2013г

  1. Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием»/Психологическая наука и образование, 2010, №3.

      3.  Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. «Дошкольная педагогика. «Развитие      речи и     интеллекта в играх, тренингах, тестах.»/Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.

      4.        Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство». Программа развития и           воспитания детей в детском саду

       5.  Шипицина Л.М., Воронова А.П, Нилова Т.А. «Азбука общения». /М,                        «Детство- пресс»,         1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:Услышишь звук – хлопни в ладоши.Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми гла...

Рецензия На педагогическую разработку картотеки игр Тема: «Развитие логики и мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста».

РецензияНа педагогическую  разработку картотеки игр Тема: «Развитие логики и мышления у детей старшего и  подготовительного к школе  возраста». автор: воспитатель МАДОУ...

Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста

Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством воспитания. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазирова...

Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но ...

Дидактическое пособие для развития речи детей старшего и подготовительного к школе возраста (5-8 лет) "Речевые кубики"

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телев...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ современном обществе все большее внимание уделяется развитию коммуникативных навыков у детей. В...