доклад из опыта работы для воспитателей «Формирование любви к Родине, в процессе ознакомления с родным краем».
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Фомина Оксана Ивановна

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_noyabr_oksana_1.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Улыбка» с. Таремское

Доклад из опыта работы

на тему: «Формирование любви к Родине, в процессе ознакомления с родным краем».

Подготовила воспитатель высшей категории

Фомина О.И.

2020-2021 гг

Любовь к Отчизне начинается  с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

                                                                                             Д.С.Лихачёв

          В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с  дошкольниками становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,  культуре,  народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.       

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает  всё  большее  общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. 

         Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.  

В работе  с дошкольниками  большое внимание уделяю воспитанию любви к истории и культуре малой Родины. Эту задачу считаю актуальной и важной.

Но прежде чем приступить к данной теме,  прочла много исторических местных очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Нижегородский край - самое лучшее место России, а отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Работая над данной темой, ставлю перед собой целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам Павловского района;

– расширение представлений о родном селе;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Нижегородского  края;

– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи стараюсь решать во всех видах детской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Основными  формами патриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность. 

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети старшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находится  детский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, клуб , библиотека, почта рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для  людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и село в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница - это  истории села. Для этого я побывала в сельской библиотеке и побеседовала с заведующей библиотеки Клавдией Осиповной. Она мне рассказала, что в государственных архивах ничего не говорится об исторических основах села Таремское. Поэтому приходится пользоваться рассказами старожилов, кому эти сведения переходили из поколения в поколение. Из её рассказа я узнала, что впервые упоминание о Таремском появилось в 1621в книге Ротштейн О. В. и Шилова Н.И. в описи Павловской вотчины графа Шереметева, в которой наряду с 20-ю селениями, названо и Таремское. Деревня состояла из 18 домов. К тому времени в селе проживало 130 мужских и 129 женских душ. Конечно, село появилось значительно позже. Почему село носит название Таремское? Это мордовское слово. Ранее в этих краях жила мордва. Постепенно эти земли стали заселяться русскими. Предания гласят, что в места, где сейчас расположена улица Центральная, напротив пруда, наезжал в свои времена мордовский воевода Тарема со своим войском, где жил и нес охрану границ мордовского княжества. Потом, когда русские воины постепенно стали вытеснять из этих краев мордву, место, где жил воевода, так и осталось в памяти русских людей. А когда здесь стали селиться первые жители, местечко Тарема стало постепенно называться Таремск, а затем и Таремское. Как и любой населенный пункт, начинается с застройки одной улицы. Застройка села Таремское началась с улицы Совхозной. Старожилы рассказывали, что она перенесла два сильных пожара. Кроме того, жителям мешали и ближние воды, особенно весной. Все погреба заливались талой водой. И тогда сход решил обратиться с просьбой к павловскому обществу – передать им в аренду землю, где сейчас расположена улица Центральная, с расчетом, чтобы сюда перенести жилые дома. Павловчане оказались добрыми людьми, пошли навстречу таремцам. передали им свободные земли. С тех далеких пор Таремское и здравствует.

Образцы мужества и героизма на фронте проявили многие таремцы. От Москвы до Праги прошел фронтовыми дорогами капитан А.А. Медведев, награжденный четырьмя боевыми орденами. Он являлся жителем ул. Совхозной. Не всем было дано вернуться домой, а кто вернулся помнит о подвигах, о боевых друзьях. В честь всех погибших на фронте в годы войны в Таремском, в самом живописном месте, рядом с прудом на улице Совхозной воздвигнут памятник-монумент, один из лучших в районе. На плитах золотыми буквами вписаны все имена погибших. Ежегодно 9 Мая, в День Победы, собираются к этому священному месту жители всех окрестных деревень, чтобы отдать почести павшим в годы войны. снимок памятника-монумента запечатлен в областной «Книге памяти». На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

В детском саду создан мини-музей «Бабушкина избушка», где  для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом»,  приобщиться  к культурному наследию  своего народа.

В  «Бабушкиной  избушке» можно найти старинную  прялку, чугунный утюг, крынку, каток и валёк, ухват и  чугунок  для приготовления каши и щей.

Эти  предметы использую в образовательной деятельности  по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Масленица». Музей «Бабушкина избушка» постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного труда  педагогов, детей и родителей.  

         Считаю, наличие  мини - музея в ДОУ одним из достоинств детского сада. Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу». В работе с детьми сособое внимание уделяю такой  теме, как «Мое село»

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника патриотические чувства не менее, чем героизм военного подвига, а родное село может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками и  лучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослых  показываю  общественную значимость  труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.

Важное место в патриотическом  воспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники  побывали в библиотеке, где познакомились  с историей сёла, а также смогли и сами продемонстрировать достаточные знания.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края. Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная среда, которая  позволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать.

Как важно -  не опоздать!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"

Нравственно-патриотическое воспитание стало одной из главных задач МДОУ...

Консультация для воспитателей "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром....

Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»

Данная  работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...

консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края".

консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"....

Проект на тему: «Формирование любви к родине через любовь к природе родного края»

Формировать у детей любовь к родному краю, расширять познания детей о природе родного края....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края »

Формирование любви к родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено неск...