НОД по экспериментированию "Путешествие в страну растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хваткова Эльвира Рифкатовна

НОД по экспериментированию "Путешествие в страну растений". 

Педагог ставит с ребятами экперименты с растениями, чтобы выяснить, что нужно им для правильного развития ии роста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну растений»

Эльвира Сафина
НОД по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну растений»

НОД по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну растений»

Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская, восприятие музыки, изобразительная.

Цель: Систематизировать знания детей об условиях роста растений, с помощью экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять методы посадки растений.

2. Формировать представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность, терпение, любознательность, смекалку, кругозор.

2. Развивать желание общаться с растительным миром.

3. Расширять словарный запас: почва, влага, лунка.

Воспитательные:

1. Воспитывать трудолюбие.

2. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

1. Посадка семян: ржи, кинзы, тмина.

2. Пересадка растений: лук, чеснок, каланхоэ.

3. Наблюдение за ростом растения в прозрачном горшке: развитие корней, прорастание семени из земли и его дальнейший рост.

4. Эксперимент с влиянием света на растение, с луком. Одна луковица растёт на свету, вторая в тёмной коробке.

5. Эксперимент с влиянием воды на растение. Одно растение поливается, второе нет.

6. Эксперимент с влиянием тепла на растение. В группе в тепле распускаются ветки черёмухи, а почки на ветках на улице ещё нет.

7. Беседы о цветах. Об уходе за ними.

Ход занятия.

Музыка. «Полет бабочки»

Из-за ширмы появляется Бабочка.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела бабочка из сказочной старны «Флорандии», только мне кажется, что она какая - то грустная.

Бабочка: Здравствуйте ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Бабочка: - Злой волшебник Кактусис, заколдовал жителей моей страны растений и они забыли, как ухаживать за растениями.

На ИКТ изображение Кактусиса. Аудиозапись его голоса.

Кактусис: Это я заколдовал Вас! Я хочу, чтобы вы никогда не вспомнили как ухаживать за растениями, когда они погибнут, вы наконец-то полюбите нас - кактусов!

Бабочка: Если вы нам поможете, то мы спасём все растения?

Дети: - Да, поможем!

Воспитатель: А как мы можем помочь.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я кажется придумала. Мы должны посадить семечко и вспомнить все условия роста растений.

Дети подходят к столу с горшочками, лопаточками и всем необходимым для посадки растений.

Воспитатель: Давайте мы посадим Кинзу. Это зелень, которую потом можно съесть. Может тогда мы задобрим Кактусиса?

Дети сажают семечки. Воспитатель задаёт наводящие вопросы?

1. С чего мы начнём? (Ответы детей - выкопаем лунку).

2. Лунку мы выкопали, что дальше? (Ответы детей - кладём в землю семечко).

3. Положили семечко. Какой следующий шаг? (Ответы детей - закопать семечко).

4. А что будет с этой семечком?

5. Почему она будет расти?

6. Как можно назвать землю ещё?

7. И последний, очень важный шаг? (Ответы детей - полить семечко).

8. А зачем его поливать?

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Ребятки у меня есть карточки, но они к сожалению перепутались, давай разберёмся.

Дети на ковролине выкладывают по порядку карточки поэтапного роста семечка. По ходу выкладывания карточек, дети рассказывают о порядке развития растения из семечка.

Воспитатель: Какие молодцы! Чудно!

Лежало семечко в земле.

Тут облако приплыло

И дождиком то семя напоило,

Потом и солнышко пригрело,

Вот посмотреть бы на него решило семя

Сначала высуну я нос,

Затем и руку протяну.

Смотрите - я уже большой, я солнца луч возьму.»

Воспитатель: Скажите ребятки, сможет ли семечко расти, если мы его не посадим в землю?

Дети: Нет, оно засохнет.

Воспитатель: Правильно. Значит какое первое условие для роста? Дети: Первое условие для роста - это земля. Растения хорошо растут в земле.

Воспитатель на ковролин прикрепляется карточка с землёй.

Звучит звук волшебства

Воспитатель: Ребята, слышите звук, мы кажется немного сняли злые чары.

Бабочка : А, я вспомнила, как сажать растения, спасибо!

Воспитатель: Но это ещё не все, без чего не могут жить растения? Для роста растения нужны ещё условия. Ребята, кто ответит?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Сейчас я вам немного подскажу.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Не погибли чтобы цветы -

Не прожить нам без.

Дети: ответ (Воды)

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель приглашает подойти к столику, где стоят два растения. Одно растение хорошо поливалось. Второе нет.

Воспитатель: Посмотри, ребятки на эти два растения. Какие они красивые и замечательные. А все ли растения радуют глаз?

Дети: Нет.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы:

1. Ребятки, а почему листики такие сухие и жёлтые?

2. А земля какая?

3. А почему это растение так странно выглядит?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Правильно ребятки. У растения листики, как у нас, например пальчики. Если мы не будет пить, кожа у нас на пальчиках станет сухая.

Воспитатель задает наводящие вопросы:

1. А какие листики у этого растения?

2. А земля какая?

3. А почему же это растение такое красивое по сравнению с первым?

Дети: Его поливали.

Бабочка: Какое красивое!

Воспитатель: Да, сразу видно, это цветок поливали, а этот нет.

Бабочка: Сейчас я в него целую лейку вылью!

Воспитатель: Ребята, а разве можно столько много воды наливать в цветок?

Дети: - Нет! Растение погибнет. Корешки сгниют.

Воспитатель: Да, бабочка. Правильно говорят ребята, нельзя поливать большим количеством воды. Если мы выпьем ведро воды, то мы лопнем! Ребята, какое же второе важное условие

Дети - это вода.

На ковролин прикрепляем карточку символ воды.

Звук волшебства

Воспитатель: Ребятки, слышите звук, злые чары слабеют.

А давайте немного разомнёмся?

Воспитатель проводит физкульминутку «Воздух».

Воздух - невидимка,                 руки вверху вправо-влево

Выходи гулять!                       «зовут»

Воздух - невидимка,                 руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать?               Хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу,      бегут на месте

Чистого - пречистого воздуха найду!    Потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду,      шаги на месте

Самого полезного воздуха найду!             Руки накрест к плечам 

Если вместе с папой в горы я пойду,       тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду!     «фонарики»

Воспитатель: А ты знаешь, бабочка, как дышит растение?

Бабочка: Нет.

Воспитатель: В листиках, есть маленькие отверстия, через которые растения дышат, но это можно увидеть только под микроскопом.

Дети смотрят листики через микроскоп.

Воспитатель: Ребятки, в микроскопе изображение маленькое, поэтому посмотрите на экран, как выглядит листик под микроскопом. Вы видите отверстия в листочке?

Дети: Да

Воспитатель: Вот так они и дышат, через маленькие дырочки. А раз они дышат, то какое важное условие необходимо для их роста?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

На ковролин, крепится карточка с символом воздуха.

Звук волшебства

Воспитатель: Опять этот звук. Кажется мы на верном пути и колдовство слабеет. А знаешь, бабочка, наши ребята очень любят играть. Давайте поиграем?

Бабочка: Конечно, с удовольствием!

Воспитатель проводит дыхательную гимнастику. «Бабочка лети».

Воспитатель: Ребятки, а посмотрите какая у нас тут клумба с цветами.

Дети выбирают себе любой понравившийся цветок с бабочкой.

Воспитатель: Ребятки, только чтобы поиграть с нашими бабочками, мы должны встать красиво, спинки выпрямить, дуть надо на одном выдохе, вытягивая губы, но не надуваем щёчки.

- Посмотрите, если подуть на бабочку, то она полетит, - Умнички! Все бабочки полетели.

(игра проводится 3 раза)

-Воспитатель: А мы знаем бабочка, ещё одну интересную игру «Разноцветные бабочки».

Дети одевают на себя бабочек, которые им больше приглянулись.

Музыка

Воспитатель: Все бабочки засыпают. Просыпаются и летят только те бабочки, чей цвет я назову.

(дети выбирают цветную бабочку и садятся на корточки).

- Будьте внимательны! 1,2,3, розовая бабочка лети! 1,2,3 – красная бабочка лети. Синяя, оранжевая или жёлтая.

Бабочка: Какая хорошая игра! Спасибо. Мне было очень весело! Теперь я знаю, что для роста растений нужна земля, вода и воздух. Это всё? Я полетела?

Воспитатель: Постой Бабочка! Это еще не все.

Воспитатель приглашает посмотреть на эксперимент с луковицами.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что здесь у нас? Эта луковица у нас стояла на окошке. На свету. А эта луковица, в тёмной коробке.

Чем они отличаются?

Дети: У одной луковицы, лук вырос, а у этой нет.

Воспитатель: Правильно. А ещё?

Дети: Они отличаются по цвету. Одна темно зелёная, а вторая нет.

Воспитатель: Верно. Дети, какое же условие нужно, чтобы растение росло и было ярко-зелёного цвета?

Дети: Чтобы листики были зелёными нужен свет.

Воспитатель: А зачем же ему нужен свет?

Дети: Чтобы растение быстрее и лучше росло.

Воспитатель: Правильно! Бабочка, ты поняла, зачем растению нужен свет?

Бабочка: Да, спасибо, ребятки

Воспитатель: Ребятки, мы нашли следующее условие - это свет!

На ковролин прикрепляем карточку с символом света.

Звук волшебства.

Воспитатель: Ребятки почти получилось расколдовать жителей страны «Флорандии». Но у нас не хватает, ещё одного условия.

Воспитатель подводит к следующему столику с ветками черёмухи. Те, что стояли в тепле распустились. А вторые с улицы, ещё нет.

Воспитатель: Кто знает? Какое последнее условие?

Дети: Тепло. Нужно тепло.

Воспитатель: Правильно. Смотрите, что произошло с почками веточек, которые стояли в тепле?

Дети: они распустились, показались листики.

Воспитатель: А те что были на улице?

Дети: Ещё не распустились.

Воспитатель: Что же им помешало распуститься?

Дети: холод

Воспитатель: Значит для того, чтобы растение хорошо росло, ему нужно что?

Дети: Тепло!

На ковролин прикрепляем карточку с символом тепла.

Воспитатель: Ребятки, давайте повторим, что же нужно нашим растениям, для того чтобы они росли и были красивыми и здоровыми? Воспитатель, показывает поочередно карточки символы.

Дети: Земля, вода, воздух, свет и тепло.

Звук волшебства

На ИКТ Изображение цветущего кактуса

Воспитатель: Ребята, смотрите, а злой Кактусис зацвёл и превратился в доброго волшебника.

Бабочка: Ура! Спасибо, ребята! Злые чары волшебника Кактусиса спали! И я Вас приглашаю в фото - путешествие по моей любимой стране «Флорандии». Идите за мной.

Включается музыка или песня. На ИКТ слайды с изображением растений и цветов.

Бабочка : Ребята, Вам понравилась моя страна?

Дети: Да!

Бабочка: Она сохранится такой прекрасной и красивой, благодаря Вам! Ведь доброе сердце и взаимовыручка, могут рассеять любые, даже самые злые чары! Спасибо вам! До свидания! До новых встреч!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие, верные, хорошие друзья! А теперь ребятки, можно сесть за столы, раскрасить наши комнатные растения, и у нас в группе будет своя страна «Флорандия».

Итог выставка раскрасок: «Моё любимое растение»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе на тему: "Волшебная страна растений"

Тема: «Волшебная страна растений».Программное содержание: познакомить детей с комнатным растением – фикус, помочь запомнить и правильно называть части растений: листья, ствол. Учить  различать и ...

Конспект игровой обучающей ситуации «Невероятная экспедиция или путешествие в страну растении»

Дети путешествуют по стране растений выполняют задания королевы Флоры,узнают много нового о растениях, и приходят к выводу что растениям необходима защита и помощь человека....

Путушествие в страну растений и насекомых

Путушествие в страну растений и насекомых...

Конспект НОД "В стране растений"

Конспект НОД " В стране растений" с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группе....

Конспект НОД «В стране растений» в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ

Образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Ребенок открывает мир природы»Интеграция образовательных областе...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Путешествие в страну растений».

Данная НОД позволяет осуществить формирование представлений детей подготовительной группы о строении, росте,развитии и семенном  размножении растений....

Путешествия в страну растений

Цель: формирование представлений детей о строении, росте, развитии и  семенном размножении растений.Задачи: - упражнять в отгадывании загадок; - расширить представления детей о ча...