Конспект НОД "Виртуальная экскурсия по Эрмитажу"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

предлагаю вашему вниманию конспект НОД  "Виртуальная экскурсия по Эрмитажу" для детей подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermitazh.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

познакомить детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно историческим музеем мира – Эрмитажем;

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
  • познакомить с разнообразием экспонатов хранившихся в этом музеи;

Развивающие:

  • Развивать мышление и познавательную активность воспитанников.
  • Вызвать интерес и желание побывать в Эрмитаже

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, формировать чувства прекрасного.
  • закреплять правила поведения в музее;

Интегрированные образовательные области:

1.        Познавательное развитие

2.        Социально-коммуникативное развитие

3.        Художественно- эстетическое развитие

4.        Физическое развитие

5.        Речевое развитие

Использование современных образовательных технологий:

игровая технология обучения в сотрудничестве

здоровьесберегающая

        

Предварительная работа:

Обзорные экскурсии по городу, в музеи, чтение книг, стихов о Петербурге

Материал: презентация «Эрмитаж», игрушка бибабо кот

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое музей, что это за место и что там находится?

Дети: кладовая сокровищ, хранение экспонатов, картин, проведение выставок, там собирают предметы старины.

Воспитатель: Правильно, музей - это постоянное место расположения, кладовая сокровищ, хранение экспонатов, картин, проведение выставок, там собирают предметы старины.

Воспитатель: Ребята, а вы были в музеях? В каких?

Дети: в Зоологическом, В Русском, музее Артиллерии

Воспитатель: Музеев в нашем городе очень много и все они очень разные.

У нас сегодня мы с вами будет на экскурсию, необычная, виртуальная. И пойдем мы в главный музей нашей страны. А в какой попробуйте отгадать

Собранием сокровищ знаменит,

Музей со всей земли гостей манит.

Картины, вазы, древние гробницы

И мумия (ей много тысяч лет!)

Скульптуры, люстры, дорогой паркет,

Сервизы, мебель, гардероб царицы…

По-царски выглядит с фасадов

Дворец-музей главнейший наш.

В Париже – Лувр, в Мадриде – Прадо,

А в Петербурге … .

Дети: Эрмитаж

Воспитатель: правильно, молодцы! А проведет нас по нему кот Кузя, который давно работает в Эрмитаже. Да-да, не удивляйтесь, я не оговорилась, кот Кузя там работает и еще 50 кошек и котов, которые там живут и охраняют картины и мебель от мышей и крыс.

Сегодня он будет нашим экскурсоводом.

Кот Кузя: Здравствуйте, ребята. Я рад вас всех видеть у меня дома. Но мой дом непростой, а музей. Вы знаете, как там себя вести?

Дети: Не трогать руками экспонаты и витрины;

Не мешать другим посетителям;

Не разговаривать громко и не шуметь;

Передвигаться не спеша.

Нельзя есть и мусорить в залах музея.

Не приносить посторонние предметы

Кот Кузя: Молодцы, ребята. Все правильно сказали. А самое главное внимательно слушать. Добро пожаловать в Эрмитаж. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Это второй по величине художественный музей в мире. 

Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства Екатериной II. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения; ныне Малый Эрмитаж) — откуда и закрепилось общее название будущего музея[3]. Сейчас главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворецЗапасной дом Зимнего дворцаМалый ЭрмитажБольшой (Старый) ЭрмитажНовый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов.

До середины 19-го века посетить его могли только приближенные ко двору знатные дворяне.

Достоверно известно, что долгое время посетить Эрмитаж не мог даже Александр Сергеевич Пушкин. В итоге он получил пропуск стараниями своего друга, поэта Василия Жуковского, который был наставником будущего императора Александра II.

Сейчас Эрмитаж на восьмом месте в списке самых посещаемых музеев мира.

Сегодня я смогу вам рассказать только о трех чудесах Эрмитажа.

Первое чудо музея, которое я вам покажу – часы-Павлин – это уникальное механическое приспособление мастера Джеймса Кокса. это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя. "Павлин" не просто часы, а целая многофигурная композиция, получившая свое название от главного персонажа. Это маленький "кусочек" волшебного сада, все элементы которого выполнены из позолоченного металла и серебра и украшены кусочками хрусталя. Вокруг дуба с искусно выполненными листьями и желудями собрались сова, павлин и петух. Эти фигуры приводятся в движение специальными механизмами.
Кроме них рядом с деревом растут цветы и грибы, ползают улитки, летают стрекозы, а на ветвях сидят белки. Механизм самих часов спрятан в самом большом грибе, а время на циферблате-шляпке указывает изящная стрекоза. Все фигурки животных и насекомых, листья и цветы выполнены настолько искусно и реалистично, что кажутся живыми.
"Павлина" приобрела сама Екатерина II в подарок князю Потемкину. Часы хранились в нерабочем состоянии в Таврическом дворце. И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы.
Для этого Кулибину потребовалось 2 года. Ему пришлось полностью разобрать механизм, чтобы понять принцип его действия, найти все неисправности, а затем заново собрать и позолотить. Когда наконец часы заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи. Каждый час композиция приходила в движение. Порядок работы механизма имеет глубокий смысл. Сначала оживает сова, символ ночи: двигает головой и лапкой, вращает глазами. Потом просыпается павлин, распускает свой золотой хвост — символ солнца, поворачивается и показывает оборотную сторону хвоста, символизирующую ночь. Последним вступает петух и кукареканьем сообщает, который час.

В Эрмитаж "Павлин" переехал только по приказу Павла I
Если вам будет интересно посмотреть на музыкальный механизм в действии, то приходите в Павильонный зал в среду в 19:00.

Второе чудо, которое я хочу вам показать – это статуя Юпитера

Юпитер — Верховный бог древних римлян. Мраморная скульптура бога Юпитера находится в зале Юпитера Экспонат высотой почти 3 с половиной метра и весом более 16 тонн — одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира.
Пусть скульптуры Юпитера в Санкт-Петербург был отнюдь не коротким, но и удивительным. Её создали в конце I века. А найдена она была в XVIII столетии во время раскопок на вилле римского императора Домициана. Лишь в XIX веке она очутилась в коллекции маркиза Джованни-Пьетро Кампаны. Маркиз, большой знаток античного искусства, археолог и страстный коллекционер, создал коллекцию, которой не было равной во всей Европе. Увы, великая любовь к собирательству старины и погубила Джованни-Пьетро Кампану. Будучи директором Римской ссудной кассы, он взял деньги из неё и потратил на Юпитера. Маркиза отдали под суд, а коллекцию изъяли и выставили на продажу. И тут за право обладания ею началась борьба мирового масштаба. Бились все ведущие державы Европы. И только представитель Российской империи смог заполучить самое ценное — 792 предмета, включая уникальную статую Юпитера.

Представляю вашему вниманию третье чудо Колыванскую вазу, которую называют «царицей ваз». Еще бы: вес этой вазы из зелено-волнистой яшмы — 19 тонн, высота с пьедесталом — 2.57 метра, а диаметр — более 5 метров. 38 лет изготавливали эту чашу. На сегодняшний день это самая большая ваза в мире.

Ваза была создана в первой половине XIX века из цельного монолита, добытого в Алтайском горном округе. Ваза считается одним из символов Алтайского края: она даже изображена на гербе и флаге этого региона.

В далёком 1815 году на каменоломнях в Алтайском крае горнорабочими был обнаружен утёс зелено-волнистой яшмы.
Автором проекта чаши стал Авраам Мельников. Силами 230 работников камень переместили к каменотесному сараю и немного приподняли. Здесь более двух лет рабочие занимались предварительной обработкой монолита.
В 1830 году обтесанную глыбу переложили на дворни, и 567 человек вручную толкали ее 30 верст до каменотесной фабрики в селе Колывань. Там следующие одиннадцать лет искусные мастера-каменотесы создавали внутреннюю часть чаши, наносили резной орнамент, полировали поверхность. В это время уже был обнаружен камень, достойный стать пьедесталом для чаши.
С огромными предосторожностями в нем сделали отверстие для стержня, который должен соединить постамент с чашей. Яшма — камень твердый, но очень хрупкий, сложный в обработке. Мелкие трещины, возникавшие в процессе работы, русские мастера заделывали с великим искусством: даже при детальном рассмотрении их сложно обнаружить.
К февралю 1843 года чаша была полностью готова. Для её транспортировки в Барнаул использовали почти 200 лошадей, впряженных в специально оборудованные сани. Далее обоз проследовал в Екатеринбург к Уткинской пристани, откуда начинался речной путь в Москву и Санкт-Петербург.
Полгода плыла баржа по рекам России, и, наконец, в августе 1843 года чаша прибыла в столицу. Еще долгие четыре года для Колыванской царицы сооружали фундамент: было решено определить это чудо в здании Нового Эрмитажа. Зал, в котором поместили изделие, называется теперь Залом Большой вазы

А теперь немного разомнемся
Физкультминутка про моего друга кота Маркиза

То прогнет,
То выгнет спинку,
Лапку вытянет вперед —
Это делает зарядку
Наш Маркиз —
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.

А сейчас я хочу вам показать один из моих любимых залов — Рыцарский, мимо которого невозможно пройти равнодушно.  В нем нет ни картин, ни скульптуры, ни каменных или фарфоровых ваз. Он привлекает другим - здесь все напоминает о суровых и героических страницах жизни минувших времен. Здесь можно увидеть блестящие доспехи, старинные шлемы и чудесные щиты, большие двуручные мечи и изящные шпаги, кинжалы, изысканно украшенные ружья и пистолеты, а кроме того, много других предметов вооружения.  А самое необычное - нас встречает конная группа из четырех рыцарей. "Кавалькада рыцарей": представлена в натуральную величину. Она позволяет увидеть, как выглядели рыцари в латах и кони в полудоспехах. Общий вес такой амуниции составлял до 80 килограмм. Поэтому раньше мальчики тренировались с детства: в Рыцарском зале, можно увидеть комплект детских доспехов.
Экспозиция Рыцарского зала обязана своим происхождением императору Александру I и его увлечению историей европейского вооружения.
Коллекция, которую он собирал лично, была составлена не только из уникальных работ лучших мастеров Италии, Германии, Франции, Испании. В неё также вошли трофеи, привезенные с войн с Турцией, Персией, из кавказских походов. Александр не обошел вниманием и русские доспехи, и оружие. Его собрание артефактов хранилось в Царском Селе, а затем легло в основу эрмитажной коллекции оружия.
Вот и окончилась наша виртуальная экскурсия. Из трех миллионов экспонатов я вам рассказал только о трех. Поэтому я вам предлагаю обязательно сюда вернуться с родителями, друзьями. Я вас приглашаю в Эрмитаж.

Воспитатель: Ребята, с каким знаменитым музеем мы сегодня познакомились?

Дети: с Эрмитажем.

Воспитатель: что сегодня интересного вы узнали о Эрмитаже?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами посетили рыцарский зал и познакомились с знаменитыми на весь мир часами «Павлин», увидели статую главного римского бога Юпитера и самую большую вазу в мире. Мы с вами поняли насколько огромный и прекрасный наш петербуржский Эрмитаж и сколько уникальных редких, старинных экспонатов он хранит. И я вам предлагаю на выходных с родителями посетить Эрмитаж, а затем дома нарисовать то, что вам больше всего понравилось в музее, принести нам в группу и рассказать всем ребятам.