Познавательно – исследовательский проект «Много стран на белом свете». Знакомство с США.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Дзюба Наталия Геннадьевна

Расширять представления детей об окружающем мире. Дать представления о Соединенных Штатах Америки. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

«Много стран на белом свете».

Описание проекта.

Тема проекта: «Много стран на белом свете».

Воспитатель: Дзюба Наталия Геннадьевна.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта: Краткосрочный 26.03 2018г. – 28.04.2018г.

Цель проекта: Расширять представления детей об окружающем мире. Дать представления о Соединенных Штатах Америки. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.

Задачи проекта:

Расширять знания детей о том, что в мире много стран, и у каждой свои традиции, своя культура.

Способствовать накоплению у детей представлений о США, развивать познавательную активность.

Способствовать  развитию у детей взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.

Формировать у детей чувство гражданина мира.

Воспитывать  доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитывать художественно – эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.  Формировать умение вести диалог с педагогом, умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Актуальность проекта.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время  Россия переживает  непростой исторический период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня -  в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Россия – многонациональное государство, поэтому в современных условиях возросла социальная направленность в формировании личности, одним из факторов которой является воспитание толерантности. Определение слова «толерантность» в разных языках имеет  схожее значение. В русском  языке толерантность  означает  способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

Методических разработок по воспитанию у детей толерантного  поведения, способствующего развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Поэтому мы разработали систему занятий, направленных на воспитание толерантности у  дошкольников.

Предполагаемый результат проекта:

Дети получат первоначальные представление об истории, культуре, традициях Соединенных Штатов Америки. Познакомятся с растительным и животным миром США.

Познакомятся с художественной литературой США.

Познакомятся с некоторыми американскими праздниками.

Познакомятся с американскими  музыкальными произведениями.

Предполагаемый продукт проекта:

Цикл НОД, способствующей знакомству детей с США, ее историей, традициями.

Фотографии занятий.

Выставки творческих работ детей.

Участие в фестивале «Песни и танцы народов Америки».

Презентация  «Знакомимся с  США».

Оформление уголка «Соединённые Штаты Америки».

Виды детской деятельности:

Непосредственная образовательная деятельность.

Изучение народных праздников Америки с целью знакомства детей с культурой и традициями американского народа.

Знакомство со сказками и  литературными произведениями американских писателей.

Знакомство и проведение американских подвижных игр.

Сюжетно – ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Взаимодействие  с родителями:

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются  разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной деятельности, совместные праздники,  развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Консультация для родителей «

Участие в фестивале «Песни и танцы народов Америки».

Список литературы:

  1. Страны мира. Справочник – путеводитель. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 256с.
  2. Страны и континенты: Начальная школа/ Сост. И.Ф. Яценко. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016. – 96с.

3. Энциклопедия для детей. США/(сост. А.Л. Лисовецкая). – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 40с.: ил. – (Страны мира).

4. «Кухня народов мира» «Американская кухня». – М.: Комсомольская Правда, 2015. – 70с.

5. Картушина М.Ю. Праздники народов мира в детском саду. Ч. 1 Лето – осень. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 136с.

Содержание проекта.

Подготовительный этап:

1.  Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.  Подбор методической литературы для реализации проекта.

3.  Подбор наглядно-дидактического материала,  художественной литературы, иллюстраций.

4.  Организация развивающей среды в группе, оформление уголка страны.

Большое значение имеет создание развивающей среды.В специальном уголке в группе находится информация о стране, книги и фотографии, которые ребенок может рассмотреть. Содержание развивающей среды периодически изменяется  и обогащается с учетом актуальной информативности и индивидуальных возможностей детей.

Основной этап:

1. Реализация запланированных мероприятий.

Заключительный этап:

1.  Выставка творческих работ детей.

2.  Итоговое мероприятие, фестиваль детского творчества «Песни и танцы народов Америки».

3.  Оформление материалов проекта.

4.  Анализ результатов проекта.

Планирование работы по реализации проекта

«Много стран на белом свете».

Познавательная деятельность:

Беседы: «Разные страны».

«Первые американцы».  

«Как появились США».

«Животный  мир США».

«Растительный мир США

«Государственные символы США»

«Праздники США».

«Штат Аляска».

Комплексные и интегрированные занятия:

«Много стран  на белом свете».

«Поездка в  Америку».

Продуктивная деятельность:

Аппликация «Американский флаг».

Аппликация «Вигвам – жилище северных американцев».

Лепка «Ужин в американском кафе».

Рисование «Американский футбол».

Раскрашивание картинок  «Герои диснеевских мультфильмов».

Игровая деятельность:

Д/и: «Кто в Америке живет?» «Чудесный мешочек», «Кто герой?», «Собери картинку», «Чего не стало», «Кто в какой стране живет», «Назови страну», «Четвертый лишний», «Слоненок, слониха, слон», «Собери семейку».

Настольные игры:  «Парные картинки», «Одень индейца», «Подбери пару».

Подвижные игры: «В джунглях», «Ручьи и озера», «Где мы были, что делали», «Море волнуется», «Регби», «Найди гномика», «Свой цвет найди».

Сюжетно-ролевые игры: «Отправляемся в путешествие», «Ужин в вигваме»,«На диком западе», «Раз ковбой, два ковбой».

Чтение художественной литературы:

Американские сказки для детей «Золото в печке», «Комары, медведи и бизоны». «Кофе по – ковбойски». «Атласные туфельки».«Джонни яблочное зёрнышко», «Белоснежки и семь гномов», «Приключения Винни и его друзей».

Музыка:

Слушание  музыкальных произведений североамериканских индейцев «Музыка ветра». Слушание музыкальных произведений из диснеевских мультфильмов.

Разучивание танца североамериканских индейцев.

Участие в фестивале «Песни и танцы народов Америки».

Заключительный этап.

1.  Анализ результатов проекта.

Предложенная нами система занятий позволяет активизировать интерес дошкольника  к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе. Систематическое толерантное воспитание ребенка с дошкольного возраста  обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Критерии уровня познавательной активности и сформированности знаний о США в процессе реализации проекта «Много стран на белом свете».

Для выявления познавательной активности и сформированности знаний о США выделены следующие критерии:

-  ребенок имеет элементарные представления  о стране: название, местоположение, столица, символы, умение находить страну на карте.

- имеет представления о животном и растительном мире страны.

- имеет представления о некоторых традициях, праздниках  страны, значимых исторических событиях.

- сформировано умение узнавать и называть некоторые достопримечательности страны.

Высокий уровень (з балла):

Владеет элементарными знаниями о стране:  называет столицу, местоположение страны. Умеет находить флаг страны, знает цвета флага, знает, что обозначают цвета флага. Умеет находить и показывать страну на карте. Знает, какие природные условия преобладают, умеет называть представителей растительного и животного мира. Знает и называет некоторые праздники и традиции страны. Называет значимые исторические события. Узнает и называет некоторые достопримечательности страны. Умеет рассуждать и объяснять, имеет обширный словарный запас.

Средний уровень (2 балла):

Владеет элементарными знаниями о стране:  называет столицу, местоположение страны. Умеет находить флаг страны, называет  цвета флага, затрудняется ответить, что обозначают цвета флага. Умеет находить и показывать страну на карте. Знает, какие природные условия преобладают. Умеет называть представителей растительного и животного мира. Затрудняется в  назывании   праздников и традиций страны, значимых исторических событий. Ответы дает без рассуждений и объяснений. Узнает и называет некоторые достопримечательности страны с помощью воспитателя.  Речь с ограниченным запасом слов.

Низкий уровень (1 балл):

Имеет поверхностные знания о стране, затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Умеет находить флаг страны, называть  цвета флага, показывать страну на карте с помощью воспитателя. Затрудняется в  назывании представителей растительного и животного мира. Затрудняется в  назывании   праздников и традиций страны, значимых исторических событий, достопримечательностей  страны. Ответы дает без рассуждений и объяснений, помощь педагога не принимает.  Речь односложная,  с ограниченным запасом слов.

Итоговые показатели на начало проекта:

низкий уровень        64%

средний уровень      36%

Высокий уровень 0

Итоговые показатели на конец проекта:

низкий уровень        0

средний уровень       62%

Высокий уровень      38%

В ходе реализации проекта предложенная нами система занятий, систематическое знакомство с культурой, традициями другой страны позволила активизировать интерес дошкольников  к самому себе, к своему окружению,  обществу, другой стране, что  способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Конспект занятия в ОО «Художественно – эстетическое развитие» «Жилище коренных жителей Америки».

Цель: Познакомить детей с жилищами  разных стран (юрта, шалаш, вигвам, изба, хата). Дать представления о жилище коренных жителей Америки. Развивать внимание и логическое мышление,  зрительное внимание.

Ход занятия:

Воспитатель проводит организационный момент. Предлагает детям послушать стихотворение и закончить строчку:

Медведь живет в (берлоге),

Лиса, барсук – в (норе),

Бобёр построил хатку,

Белка живет в (дупле),

Крот под землей ютится –

Там он с семьёю всей.

А где живем мы с вами,

Кто скажет мне скорей?

Ответы детей.

Воспитатель: А где живет собака?

Дети: В будке.

Воспитатель: Где живет петух?

Дети: В курятнике.

Воспитатель: Где живет корова?

Дети: В сарае, коровнике.

Воспитатель: И у животных, и у людей есть свой дом. Дома бывают разные и называют их по – разному. Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы жить, спасаться от непогоды: холода, зноя ветра, чтобы спасаться от врагов.

Воспитатель: Правильно,  у каждого человека должен быть дом, куда бы он приходил после трудового дня, отдыхал, общался со своими родными и друзьями. А вы знаете, что дома бывают разные. Например,  деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия?

Дети: Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков. 

Воспитатель:  Дома иногда называют одноэтажными и многоэтажными. Как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом?

Дети: Дом состоит из 1 этажа, многоэтажный – значит, состоит из 2 и более этажей.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А еще у каждого народа есть свои особенности жилища.

Например – вигвам.  Вигвам – это жилище индейцев Северной Америки. Что бы построить вигвам,  в землю втыкают длинные и гибкие стволы деревьев, а верхушки связывают. Затем это сооружение накрывают ветками, корой деревьев и тростником  или расшитой тканью. А на самой вершине оставляют дымовое отверстие  (показ иллюстраций).

Еще одно жилище - это шалаш. Шалаш – это временное жилье пастухов и строилось оно из сена – сухой травы (показ иллюстраций).

Еще необычное жилище – юрта – это дом жителей Азии и южных районов Сибири. Юрта быстро собирается и быстро разбирается. Сначала ставят основу – решетки, связанные прочными веревками, потом привязывают дверь, а уже потом устанавливают крышу. Сверху юрту укрывают войлоком, на пол стелют теплые ковры. Войлок – это плотный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов. Внутри располагают кровать, сундуки для одежды, хранилища для посуды, на стены развешивают ковры.

Такая конструкция юрты позволяла ее жителям быстро разобрать свой дом и переехать в другое место при необходимости (показ иллюстраций).

Еще одно жилище - это чум.

Чум - жилище народов Сибири, кочевников. Кочевники – это народы, которые часто меняют свое место жительства. Ведь занимаясь оленеводством, жителям постоянно приходится переезжать с места на место.  Чуму не страшны ни ветер, ни снегопад. Он устанавливается летом за полчаса, а зимой – за час. Причем, устанавливают его женщины. Строился чум из жердей и имел форму конуса. Зимой покрывался сшитыми шкурами оленя, изюбра или лося, летом — берёстой или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом — грубой тканью. В центре чума  находился очаг. На пол стлали берёсту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, поверх — оленьи шкуры (показ иллюстраций).

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня тоже построим жилище. И это будет жилище индейцев Северной Америки -  вигвам.

Проводится физкультминутка.

Юрта, юрта, круглый дом. Шагаем на месте.

Побывайте в доме том! Разводим руки в стороны.

Гости явятся едва- Повороты туловища, влево, вправо.

В печку прыгают дрова. Прыжки на месте.

Печка жарко топится. Хлопаем в ладоши.

Угостить торопится. Приседание.

Ладушки, ладушки. Хлопаем в ладоши.

Круглые оладушки. Шагаем на месте.

Воспитатель объясняет порядок выполнения аппликации. Дети переходят к самостоятельной продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Песочная страна чудес"

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка....

много нас на белом свете

знакомство детей с дикими животными...

Занятие к Дню матери в старшей группе «Много мам на белом свете!».

Занятие проводится в конце тематической недели "Мамочку родную больше всех люблю". Обобщаются знания детей о маме, празднике День матери. В занятие включено художественное слово, музыкальное произведе...

Познавательно- исследовательский проект «Песочная страна»

Проект «Песочная страна» возник из интереса детей старшего дошкольного возраста.Во время прогулки детьми были заданы вопросы, которые нацелили на возникновение проекта о песке, который вме...

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Где-то на белом свете, там где всегда мороз»

В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любов...

Познавательно-исследовательский проект "Шоколадная страна"

Шоколад - одно из самых  распространённых кондитерских изделий. Это лакомство знакомо всем с детства. Но, как мы выяснили, дети ничего не знают о том, откуда пришёл к нам шоколад, из чего и как е...

Проект "Много мам на белом свете"

Главным человеком в жизни каждого ребёнка является мама.Задача педагога  стремиться сформировать   любовь, уважение, заботу к своей маме, умение радовать её хорошими поступками,ласковым...