Конспект занятия по познавательному развитию Для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Олисова Надежда Сергеевна

Памятники и исторические места Великой Отечественной войны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92              комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по познавательному развитию

Для детей старшего возраста

Памятники и исторические места Великой Отечественной войны».

                                                                                     

Разработал:

воспитатель

Олисова Н. С.

г. Санкт-Петербург

2020 г

Введение

Детство -это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою страну. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой Родине. Знакомство с родным краем: с историко- культурными, национальными, географическим и, природным и особенностям и формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родном крае, об истории родного города полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей по которой он ходил не раз; с двором где посадил первое дерево. Поэтому всё, что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения, черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Цель: развитие у старших дошкольников интереса к прошлому и настоящему Санкт-Петербурга, приобщение детей к отечественной культуре и истории, воспитание чувства любви к родному городу, патриотизму.

 Предполагаемые результаты:

 -развит интерес детей к истории отечества в годы Великой отечественной войны;

- дети понимают подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда;

-дети знают о героическом подвиге юных жителей блокадного Ленинграда;

-  знают о памятниках местах, посвященные детям Блокадного Ленинграда.

      Актуальность:

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла

жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И

всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех

тяжёлых, далёких 900 блокад.

            Дети блокадного Ленинграда. «Цветок жизни»

Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями Рассказать о героизме юных солдат - ровесников современных мальчишек и девчонок, как они были сильны духом.

Методы: словесный рассказ, сопровождающий показом слайдов

Задачи: Привлечь к истории нашей Родины; воспитание современных дошкольников на примере подвигов юных героев во времена блокады Ленинграда.

Познакомить с историческими местами и памятниками, посвященные Детям Блокады Ленинграда

Ход занятия:

Воспитатель: Одной из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны является оборона Ленинграда. 8 сентября 1941 года замкнулось блокадное кольцо. 872 дня голода, страха, потерь и безысходности. 3 191 304 человек оказались в лапах вермахта. 150 тыс. снарядов, упавших на северную столицу. 13 часов и 14 минут обстрелов за период блокады. И заветные «125…». Те самые карточки на хлеб, по 125 грамм на человека в сутки .В Ленинграде осталось 400 тысяч детей, не успевших выехать в глубь страны,400 тыс. пар детских глаз, которые, несмотря ни на что верили, что наступит день, и их детство вернется(см. слайд 1)  Им пришлось пережить трагедию осажденного фашистами города. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми   Многие из них вместе со взрослыми встали на защиту своего родного города.

  Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать.

Они трудились на заводах. В 12–15 лет, освоив профессию станочника или сборщика, выпускали детали для автоматов и пулеметов, артиллерийских и реактивных снарядов.(см. слайд 2) Над их рабочими местами нередко можно было увидеть написанные детской рукой плакаты: «Не уйду, пока не выполню норму!», «Папа!

Такой был высокий порыв юных защитников города Ленинграда, их посильный вклад в общую победу над врагом. Они «чинили» одежду раненных, делали бинты, носили воду, рубили дрова разносили письма по домам и даже выступали перед семьями красногвардейцев с импровизированными концертами. (См. слайд 3)При бомбежке города подростки, юноши и девушки дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках своих домов, ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве, ухаживали за ранеными, снаряжали патронами пулеметные ленты. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом (рабочим выдавалось 250 гр  хлеба, детям до 12 лет 125 гр.)(см. слайд3)

 Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам.

 У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Какими были  мысли малышей, чей нежный возраст пришёлся на непрекращающиеся обстрелы и бомбежки, навсегда запечатлено в монографии «Рисуют дети блокады». Однажды 3-летний Саша Игнатьев в детском саду нарисовал рисунок. Лист был зарисован черным цветом, а по середине - белый овал. Воспитательница спросила у мальчика, что означает его картина. Малыш ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ни чего»

Зимой 1941–1942 года город сковала лютая стужа. Замерзли водопровод и канализация. Прекратилась подача электричества, остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Но истощенные, голодные, обессилевшие и измученные люди продолжали оказывать сопротивление врагу..

 В день рабочие и инженерно-технические работники получали всего 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего 125 граммов. Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Для ленинградцев самым тяжелым периодом была зима.

 Как только наступала весна, появлялась надежда, что теперь они не останутся  голодные. Первые листочки крапивы, березы, лебеды шли в пищу. Дети блокады работали не покладая рук. Взяв лопаты, дети вскопали все скверы, парки, клумбы.(см. слайд 4) Каждый свободный клочок земли засеяли семенами капусты, редиса, щавеля, лука, чеснока. Ухаживая за своими участками, поливая, пропалывая, дети получили хороший урожай овощей к свое скудному пайку (см. слайд 5)                                                                                                                   

 Но все же главным подвигом юных жителей города было их стремление к учебе, невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.(см. слайд 6)  Детям и учителям в морозы приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали.  Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Недостаток питания сказывался на всех. Но учеба шла.

 Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя в Новый год совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек это был незабываемый праздник(см. слайд 7)

  Из записок одной школьницы: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Шла и пионерская работа. Ребята брались за любую, даже самую сложную работу.  .Рубка дров, стирка бинтов, уход за раненными, очистка улиц от снега, доставка почты, сборка урожая – работа, которую выполняли детские руки. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили на ровне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города. (см слайд 8)

За мужество, стойкость и веру в победу сотни ленинградских пионеров – активных участников обороны города были награждены медалью «За оборону Ленинграда».(см. слайд 9)

Воспитатель: Так жили и боролись дети за наш город Ленинград, как взрослые они трудились.  Помогали взрослым воевать, и город фашистам не отдавать, что б в мире жить.

  В дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время войны создан мемориальный комплекс в Ленинградской области, недалеко от Всеволожска, на 3 километре Дороги жизни,  открытый в 1968 году и, носящий название «Цветок жизни».(см. слайд 10)

Памятник представляет собой комплекс, состоящий из трех частей: 15-метровый цветок, выполненный скульптором П. Мельниковым, аллею Дружбы (проект архитектора А. Левенкова) и курган с восемью стелами-страницами, символизирующими записи из дневника-блокнота Тани Савичевой, . (архитекторы М. Коман, Г. Фетисов, А. Левенков).

На лепестках каменной ромашки изображено лицо мальчика, который улыбается, и слова из детской песенки «Пусть всегда будет солнце». Неподалеку стоит плита, на которой написано «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941-1944 г.

Вокруг памятника растут 900 берез, по 1-ому дереву, символизирующему каждый день блокады. В январские дни до сих пор на березах можно увидеть алые галстуки (см. слайд 11)

Аллея дружбы соединяет «Цветок жизни» и траурный курган. На стелах, которые расположены вдоль аллеи, повествуется о героизме детей-защитников Ленинграда..

Особенное внимание привлекают «странички» из дневника Тани Савичевой, девочка которая вела записи в те годы о своей не простой жизни. Этот дневник стал символом Ленинградской блокады. Эту миниатюрную записную книжечку представили на Нюрнбергском процессе в качестве документа, который обвиняет фашизм (см слайд 10)

Прослушивание стихотворения «Шел месяц май сорок второго» Александр Еськов (слайд 11)

 Заключительная часть:

Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Мы каждый год «9 мая» отмечаем  победу над фашистами Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.

Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "Город мой, дорогой!"

Занятие по познавательному развитию познакомит детей и историей возникновения родного города, его названием. Воспитывать интерес к истории родногогорода и страны....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "Много есть городов..."

В этом занятии детям будет рассказано о что такое флаг, что такое гимн, что такое герб, объяснить символику герба города Южноуральска. Целью этого занятия является уточнение знаний детей о родном...

"Япония" конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста

Цель: Дать общие представления о стране. Задачи:Образовательные: Познакомить детей с флагом страны, названием столицы, расположением на карте. Познакомить с культурными особенностями страны. Расш...