Экология
план-конспект занятия по окружающему миру

Титенко Марина Александровна

Знакомство детей с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект НОД  по окружающему миру (младшая группа) на тему: 
«НАСЕКОМЫЕ»

Составитель воспитатель Титенко М.А.

Цель: Формировать умение ориентироваться в природном окружении.

Познавательные задачи:

- уточнять и обобщать знания воспитанников о насекомых;

- закреплять в речи названия насекомых,

- формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания

- Различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, белый;

 Развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

- закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- совершенствовать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- активизировать и стимулировать цветоразличительные способности зрения.

- развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

- развивать эмоциональный отклик.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

-воспитывать толерантное отношение к ответам воспитанников;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа:

Предметы: жук, бабочка, кузнечик, муха, комар, гусеница, божья коровка.

Признаки: красная, желтая, синяя, зеленая, маленькая, красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая. Действия: ползает, летает, прыгает.

Материал к занятию: фланелеграф, музыка для динамической паузы.

Раздаточный материал: бабочки разного цвета (красные, желтые, синие, зеленые) на шнурках по числу детей.

Предполагаемый результат:

Углубить у детей знания о мире насекомых.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за бабочкой и жуком.

2. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.

3. Разучивание пальчиковых игр.

Ход деятельности:

1. Организационный момент. Игра «Отгадай-ка».

Здравствуйте, ребята. Наше занятие начнем с отгадывания загадки.

На фланелеграфе картинка                                                                                                       Всем уютно и тепло

Солнышком земля согрета.

Что же вдруг произошло?

Просто наступило    ( Лето)

2. Вводная беседа. Пальчиковая и дыхательная гимнастика

Летом  ярче светит солнышко. Все улыбнулись солнышку - и цветы, и птицы, и насекомые и мы! Улыбнитесь друг другу,  и мне!

Ребята! Нам пришла  телеграмма, а вы хотите узнать, кто ею вам прислал?

А для этого надо отгадать загадку:

Красная капелька в чёрную точку

К солнышку в гости ползет по листочку.               (Божья коровка).

Сегодня я приглашаю вас на солнечную полянку. И хочу познакомить вас со своими друзьями.

Ну что вы готовы отправиться в гости.

Маленькие ножки идут по дорожке (указательными и средними пальцами,

Большие ноги идут по дороге (Дети топают ногами, сидя на стульчиках) .

Посреди поляны много цветов. Воздух наполнен сладким ароматом, вдохните его. (Дети поворачивают голову вправо-влево, вдох на каждое движение) .

Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Хотите познакомиться с ними?

3. Упражнение «Кого ты видишь? ». 

Кого вы видите? (Я вижу муху. Я вижу жука. И т. д.)

Вот сколько маленьких жителей мы увидели! Как их можно назвать одним словом? (Насекомые).

4. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

5. Повторите  чистоговорки

Ры - ры – ры - зажужжали комары

За – за - за – прилетела стрекоза

Ки –ки – ки- ползают жуки

Ла – ла – ла – мохнатая пчела

6. Гимнастика для глаз «Бабочка»

 Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

 А вот и бабочка полетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: В одну сторону летит, в другую. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит.

Только грустно ей одной летать. Где же её подружки.

7. Дыхательная гимнастика «Бабочки летят». Воспитанники встали около стульчиков.

На летнем  на лугу

Бабочки летают.

Красные бабочки полетели (желтые, синие, зеленые ).

Воспитанники держат бабочек разного цвета на шнурке. Дуют, только те у кого бабочка названного цвета, чтобы бабочки отлетели как можно дальше (не поднимая плеч, вдох через нос, выдох через рот, не надувая щек) .

 Посмотрите на полянке, сколько удивительных цветов. Давайте посадим бабочек на цветы такого же цвета.

8. Динамическая пауза «Бабочка», "Кузнечики" под музыку.

 А теперь и мы с вами в бабочек превратимся.

Вокруг себя повернитесь

В бабочек превратитесь

Утром бабочка проснулась. (Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась. (Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Вокруг себя повернитесь

В кузнечиков превратитесь

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. Стоп.

Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали.

Выше-выше веселей прыгай на носках скорей

А теперь все дружно сели,

На меня все посмотрели.

9. Беседа на тему «Враги насекомых»

 Ребята, есть ли у насекомых враги? (Есть) .

 Кто? (Птицы, люди, животные) .

Как насекомые спасаются от врагов? Обращает внимание на окраску насекомых. Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев). Приложить к растению.

Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться) .

 Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться?

Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых (Они живые) . Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат.

10. Игра «Кого не стало». Воспитанникам предлагается запомнить насекомых, которые сидят на полянке, закрыть глаза (в этот момент убрать одно из насекомых, открыть глаза и припомнить, кого не стало.

11. Итог. Оценка работы воспитанников.

 Вот наша прогулка закончилась. Где мы с вами были? Кого видели?  Куда прячется божья коровка? Чем мы еще занимались? (Ответы).

Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, старательными.

На волшебной полянке сегодня побывали,

Её жителей узнали.

Хоть и маленькие они, но нужные,

Обижать не нужно их.

На площадку  нам идти пора,

Сейчас идём все, не спеша.

Источник: Собирательный материал сети Интернет



Предварительный просмотр:


Конспект НОД по экологии во второй младшей группе. Тема: «Чудесница-вода».

                                                           Составитель воспитатель  Титенко   М.А.         

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическое.

Цели: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Образовательные задачи.

Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе).

Воспитательные задачи.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к воде, не лить воду без нужды, закрывать плотно кран.

Материал: стаканчики с кипячёной водой по количеству детей, 3 прозрачных стаканчика, один стаканчик с соленой водой, один со сладкой, стаканчики с теплой и холодной водой, с молоком; краски, кисти, салфетки; капельки из бумаги; солнышко.

                                                Ход занятия:

Воспитатель:  Посмотрите, к нам прилетела «Божья коровка» и она нам принесла конвертик, а хотите узнать, что в конверте.

Дети:   Да.

Воспитатель: А здесь загадки.

                         

1.  Я вам загадаю загадку, если вы отгадаете, покажу отгадку.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
           И стеклянной быть могу!

    Очень добродушная,
   Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
 Даже камень источу.

   Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

   Догадались вы, друзья,

  Как зовут меня? (Вода)

Ребята «Божья коровка» попросила вас, чтобы вы ей рассказали о водичке, какая она, откуда она бежит, что можно делать водой.

Ну что расскажем нашей гостье.

Дети – Да.

Воспитатель: Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся? Правильно, из крана. Но чтобы попасть к нам в дом, вода проделывает долгий путь.

Воспитатель: Для чего нужна вода? (пить, мыть руки, купаться, стирать, мыть пол, поливать цветы).

Воспитатель: Посмотрите, у меня два стакана. Один с водой, другой с молоком.

Предлагаю 2-3 детям посмотреть через стакан с молоком. Что вы видите? (ответы детей). А что видите через стакан с водой?

Значит вода какая? Правильно вода прозрачная. А молоко? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Ответы детей).  Вода не имеет запаха.

Воспитатель: У каждого из вас есть стаканчики с водой, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая вода? Сладкая? Солёная? Горькая? 

Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Воспитатель: А сейчас проведем опыт, попробуем воду, которая находится у меня на столе (воспитатель разливает в несколько стаканчиков сладкую воду). Предлагает нескольким детям попробовать воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей) Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: ребята, вода может изменить цвет в зависимости от того, что в нее добавили. (Опускает кисть с краской в стаканчик).

Какого цвета стала вода?

Воспитатель: Ребята мы с Вами узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха.

2. Дидактическая игра «Подари капельку».

Нужно подарить капельку тому, кому необходима вода.

Воспитатель: Дима, кому ты подарил свою капельку? (цветку).

Зачем цветку капелька? Правильно, чтобы цветок не засох.

3. Подвижная игра «Капелька и тучка». Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками  (взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.

Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь воду?

Правильно, когда помоешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Рефлексия:

Что мы сегодня узнали о воде? (прозрачная, без вкуса, без запаха)

Вот сколько нового мы узнали о воде. Ребята  «Божья коровка» благодарит вас за интересный рассказ, и она вам оставила угощение яблочки.

  Источник: собирательный материал из Интернета



Предварительный просмотр:

План конспект НОД (2 младшая группа) по ознакомлению с окружающим

Тема:  « Кто живёт в воде?»

Составитель воспитатель Титенко.М.А.                                                                                                                              

 

Цель: Познакомить с обитателями водоёма.

Задачи: Формировать представления детей о рыбах и других речных обитателях, понимание того, что они могут существовать только в чистой воде. Учить выделять общие признаки, различие и сходство между рыбами.

Развивать речь, мышление, память, умение анализировать, размышлять.

Воспитывать экологическую грамотность детей.

Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов о речных обитателях, рассматривание картинок, игра «Рыболов», «Рыбки в пруду».

Словарная работа: река, озеро, пруд, водоём.

Оборудование: «Волшебная коробочка», игрушечные рыбка, Б.К (божья коровка) картинки «Рыбы», наборное полотно «На речном дне»

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята к нам в гости прилетела Б.К и принесла с собой волшебную коробочку. И просит нас чтобы мы ей рассказали что лежит в коробочке.

Спрашивает детей, хотят ли они узнать, что внутри коробочки. Для этого нужно отгадать загадки.

Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

-О ком эти загадки? (о рыбках)

Достаёт из коробки игрушечную рыбку.

                                                      Основная часть

Рассматривание игрушечной рыбки.

- что есть у рыбки?

- чем покрыто тело рыбки?

Рассматривание картинок «Рыбы», выделение общих признаков.

- как передвигаются рыбы?

- где живут рыбы?

- какие бывают водоёмы?

(рассматривание картинок)

Вводит словарь: река, озеро, пруд.

- рыбы могут жить без воды?

- кто ещё живёт в воде?

- кто живёт на берегу водоёма?

                                                     Физминутка

Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут

Они весело резвятся в чистой тёпленькой воде. (танцуют, кто как может)

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. (сжимаются, приседают)

То помашут плавниками,(встают, руки в стороны.Машут руками)

То заплавают кругами. (кружатся)

Экологическая игра «На речном дне»

Предлагает надеть гидрокостюмы, и спуститься на речное дно (имитируют надевание гидрокостюмов)

Рассматривание наборного полотна: водоросли, камешки, рыбы, улитки, среди них пакеты, банки, ботинок.

- все ли предметы здесь речные?

- что лишнее?

- хорошо рыбам и другим обитателям живётся среди мусора?

- чем можно помочь речным обитателям?

Дети приходят к решению убрать весь мусор из речки, чтобы рыбкам легче дышалось.

-Молодцы! Стало чисто и светло! Рыбки вам очень благодарны за помощь и просят всех людей не мусорить возле водоемов.

Б.К. Благодарит вас за то что вы ей рассказали: что такое водоём и кто в нём живёт.

Заключительная часть

-О чём мы сегодня говорили?

-Что нового вы узнали?

Источник: Собирательный материал интернета.



Предварительный просмотр:

План конспект НОД ( вторая младшая группа) по ознакомлению с окружающим

Тема «Изучаем воздух»

Составитель воспитатель Титенко М.А.

Цель: знакомство с качественными характеристиками воздуха

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к окружающему миру, к экспериментированию, познанию нового, поощрять активность, инициативность.

Развивающие задачи: развивать умения детей решать проблемные задачи, умение логически мыслить, воображать, развивать мелкую моторику рук.

Образовательные задачи: познакомить детей с качественными характеристиками воздуха (легкий, невидимый, движется, ощущается). .

Методы и приемы: методы: игровые, практические, словесные, наглядные, поисково – исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: постановка цели, вопросы, указания, художественное слово, напоминания, поощрения, экспериментирование.

Наглядные средства обучения: приглашение для божьей коровки, воздушные шары на каждого ребенка, стакан с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова: бесцветный, невидимый, прозрачный.

Предварительная работа: беседа о некоторых свойствах воздуха, оформление приглашения для божьей коровки.

                                                       

                                              Ход образовательной деятельности:

Божья  коровка за ширмой:

- Здравствуйте, ребята! Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его нарисовали?  Я так рада, что нашла вас, я даже принесла вам подарок (дарит воздушный шар воспитателю).

- Ребята, что нам подарила Б.К? А сколько шариков? Разве хватит одного шарика всем ребятам. Сколько должно быть шариков, чтобы хватило всем? (Б.К достает шарики для всех детей) Какого они цвета? Какой формы? Б.К: Что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?

Воспитатель: - Что же случилось, ребята, кто скажет?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик снова стал большим и красивым?

- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?

- Как он там оказался (появился)?

 Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем (дети отгадывают).

Б.К:

- А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?

Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты  (дыхательную гимнастику комментирует Б.К).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?

- Для чего нам нужен воздух?

Б.К: Ой! Получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха?!

- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха?

Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух? (воспитатель вместе с Б.К и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)

Б.К : А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

Воспитатель: Хотите я вас научу ловить воздух?

(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет).

Воспитатель: Получилось? (подвести детей к выводу, что воздух невозможно поймать).

- А какого он цвета? Мы его видим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).

Демонстрирует карточки "невидимый" и "бесцветный".

Б.К :  Что-то этот воздух какой-то невидимый... И поймать его невозможно... А почувствовать-то его можно?

Воспитатель: А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?

(Воспитатель раздаёт каждому ребенку по одному вееру и предлагает помахать на себя веером.  Она с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать. Демонстрирует «карточку» движение воздуха (ветер).

Воспитатель: А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.

Солнце, солнце высоко!                  руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;

Нам от солнышка тепло!               ладонями гладим щёки;

Тает снег от лучей,                       садимся на корточки;

С горки побежал ручей.                бежим по кругу друг за другом;

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните.              идём большими шагами;

Вот весёлый воробей                   руки за спину сгибаем в локтях;

В лужице купается,                     хлопаем сложенными "крылышками";

Чистит свои пёрышки                 руки вытягиваем вперед и поглаживаем;

И отряхается.                               трясём руками;

А теперь полетели                       руки в стороны, бегаем в рассыпную;

И на место тихо сели.                 встаём в круг, на свои места;

садимся на корточки .

Воспитатель: Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать.  Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним (подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка)

- Что вы здесь видите?

- Как вы думаете, для чего нам это нужно?

- Ребята, я хочу вам показать опыт!

(Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки).

Б.К : Ой! А что это булькает?

(Если дети затрудняются, воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы).

- Откуда он появился?

- Почему он булькает?

(Вывод - воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой - водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет).

Б.К : Что-то я устала.. Я-то думала, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть? Хотите, я вас научу играть в любимую игру моих друзей?

Вот правила этой игры: воспитатель будет у нас птицей-коршуном, а мы все с вами будем божьеми коровками. Мы с вами встанем в круг и споём любимую , когда мы её допоём, птица-коршун нас ловит, а мы стараемся прибежать на свои места.

Б.К: Как много я с вами сегодня узнала про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещала своим друзьям  рассказать всё.

 Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть? (воздух невидимый, но мы можем его почувствовать; руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде).

Б.К:

- Ну, теперь я всё запомнила! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!

Источник: собирательный материал из интернета.



Предварительный просмотр:

План конспект НОД  (во второй младшей группе) по ознакомлению с окружающим на тему: «Ориентировка во времени. День-ночь»

Составитель воспитатель Титенко М.А.

Цель: Подведение детей к осмыслению временных понятий.

Задачи: Помочь детям понять особенности дня и ночи.

Научить различать части суток: день-ночь. Расширять представления детей об окружающем мире, его объектах и явлениях.

Материалы для воспитателя: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня и ночи.

Ход НОД

К ребятам в гости прилетает божья коровка и рассказывает, что недавно с ней произошло что-то странное. Когда она возвращалась домой, на улице, вдруг, стало темно и Б.К нашла звёздочку.

«Игра со звёздами»

Детям раздаются вырезанные из картона звёздочки. У воспитателя в руках облачко. В соответствии со словами стихотворения дети выполняют движения (сначала дети-звёздочки прячутся за облачко, затем показывают, как дремлет звёздочка, в конце грозят пальчиком, показывая, что звёздочка озорница). Игра проводится по стихотворению М. Петрова

Спряталась за облачко

Маленькая звёздочка.

Задремала в небе

Слабым огоньком.

Не спалось, наверно,

Озорнице днём.

Чтение сказки «День и ночь» Любовь Вощенко.

Показ детям картинок «день-ночь», обсуждение, что когда происходит.

Игра «День-ночь»

Дети стоят в кругу, воспитатель в середине круга. Когда воспитатель произносит слово «день», дети поднимают руки вверх, как лучи солнца, улыбаются и повторяют слово «день». Когда воспитатель произносит слово «ночь», дети закрывают ладошками лицо и садятся на корточки, повторяя слово «ночь». Игра проводится3раза.

Дети выполняют задание, когда что бывает. Воспитатель загадывает загадки и получают символ отгадки.

В конце игрового сеанса предлагаю детям шаблоны солнца и звёзд, которые дети наклеивают на полотно соответствующего цвета (ночь-чёрное, день-голубое).

Источник: собирательный материал из интернета.



Предварительный просмотр:

План конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему:  «Путешествие в «Зелёную аптеку»

Составитель воспитатель Титенко М.А.

Программные задачи: 

Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани. Знакомить с их строением. Формировать представление об использовании лекарственных растений в оздоровлении человека. Развивать наблюдательность, внимание, воспитывать гуманное отношение к природе, сочувствие к людям. Пробуждать интерес к театрализованной игре.

  Методы и приемы: Художественное слово, игры, вопросы, рассматривание картинок, наблюдение, показ, уточнение, показ с объяснением,  массаж биологически активных точек «Неболейка».

Словарь: Лекарственные растения, календула, ромашка, одуванчик, аптека, уши.

Материал: «дорожка здоровья», слайд шоу, коробочки с лекарственными растениями, картинки с изображением частей каждого растения; ободочки с изображением растений, баночки с растениями (календула, ромашка, одуванчик), 3 стаканчика, чайная ложка и чайник с кипятком,Б.К с перевязанным ухом и горлом.

Предшествующая работа: рассмотрение лекарственных растений, разучивание стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «В аптеке».

Ход НОД

Дети - сидят на стульчиках ( на веранде), стук в дверь, воспитатель вносит «Божью коровку с    перевязанным горлом и ухом.

Воспитатель. Здравствуй, Божья коровка! Что же,  случилось, что с тобою приключилось?

Б К. Здравствуйте. Горло, уши, все болит.

Ребенок.

Надо доктора позвать,

Надо Божью коровку спасать.

Воспитатель.

Вы, ребята, не спешите,

Доктора вы не зовите.

Я сама ей помогу,

О лекарстве расскажу.

Ребята, а где продаются лекарства?

(Иллюстрация «В аптеке)

Дети. Лекарства продаются в аптеке.

Воспитатель.

А что еще в аптеке продается? (ответы детей) Мы с вами пойдем в аптеку другую – «Зеленую», а вот что в ней продается, мы сейчас узнаем. Божья коровка пойдем с нами В «зеленую» аптеку дорожка длинная, трудная.

"Дорожка здоровья "

По дорожке мы пойдем, через камушки шагнем, под веревкой проползем

и по мостику пройдем, до аптеки так дойдем.

(Подходят к столу, на котором расставлены коробочки с лекарственными растениями, рассматривают их.)

Воспитатель. В «зеленой аптеке» продают растения, которые растут на Кубани и по всей России, они лекарственные. Эти растения лечат людей. Давайте, Божьей коровке о них расскажем. Слушайте, ребятки, мою первую загадку:

Стоит в поле кудряшка, Белая рубашка.

Сердечко золотое,Что это такое? (показывает картинку с изображением ромашки)

Дети. Ромашка

(Воспитатель сопровождает рассказ показом частей растения)

Ромашка растет на поляне, на лугу, у речки. У нее какой стебель? (ответы детей) У ромашки высокий, тонкий, ветвистый стебель. Какие листья и цветы? (ответы детей) Листья узкие, похожие на укроп. Цветки маленькие, их много, лепестки белые, а середина желтая.

А вы знаете, как ромашка лечит людей?

(Выходит ребенок «ромашка»)

«Ромашка»:

Я – ромашка, Белая рубашка,

Вы, ромашку заварите, Горло ей пополощите.

Воспитатель: Видишь, Божья коровка, можно горло ромашкой полоскать.

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут-

Мягкие, воздушные-

Ветерку послушные!

Воспитатель. Что это, ребята, что за травянистое растение? (картинка с изображением одуванчика)

Дети. Одуванчик.

Воспитатель. Где он растет?

Дети. Одуванчик растет на лугу, на дорожке, на полянке и у нас на площадке.

Воспитатель. Что есть у одуванчика?

Ребенок (рассказ сопровождает показом): У одуванчика есть стебель, лист, цветок.

Воспитатель. Какой стебель, лист, цветок?

Ребенок. Длинный тонкий прямой стебель, резные листья и желтый похожий на солнце цветок.

Воспитатель. А что станет с цветком одуванчика, когда он станет стареньким.

Дети. На месте цветка появятся пушинки – семена одуванчика. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны.

Воспитатель.

Палочка волшебная, раз, два, три,

Деток в одуванчики преврати.
Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)

Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)

Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки.

Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Воспитатель. А кто знает, как помогает одуванчик человеку?

Ребенок «одуванчик».

А я – желтый одуванчик, золотистый сарафанчик.

Аппетит я улучшаю и при кашле помогаю.

Лучший при ожогах лекарь, Одуванчик, как аптека.

Воспитатель. Вот, Божья коровка, ты узнала ещё одно лекарственное растение. Ещё на цветы одуванчика слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно. А пчелки собирают нектар, и получается вкусный и полезный мед.

А это, что за лекарственное растение? (показывает картинку с изображением календулы)

Что за странные цветки

Под названьем Ноготки?

Так похожи на ромашки –

Все в оранжевых рубашках.

Дети: Календула.

Воспитатель: Какого цвета цветок и листья календулы? (Листья зелёные, цветочки оранжевые). А какой формы лепестки у цветов? (овальной формы). Как ещё называется это растение? (ноготки). Почему его так называют? (Потому, что семена очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.)

Как её используют люди для лечения?
«Календула».

Вот календулы цветки,

В народе просто - «ноготки»,

Если их в стакан сложить,

Кипятком простым залить,

И немного настоять-

Можно горло полоскать.

Ноготки должны помочь-

Уходи ангина прочь!!!

Воспитатель. Также её используют при кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта. Вот, Б.К, чем надо лечить твое горло. А сейчас я вас научу, что надо делать, чтобы не болеть.

Массаж биологически активных точек «Неболейка»

(для профилактики простудных заболеваний).

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело. (Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. (Указательными пальцами растирают крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрем

Ладошки держим козырьком. (Прикладывают ко лбу ладошки козырьком и растирают его движениями в стороны одновременно.)

«Вилку» пальчиками делай,

Массируй уши, ты умело. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и за ушами.)

Знаем, знаем – да – да – да

Нам простуда не страшна. (Потирают ладони друг о друга.)

Воспитатель. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берем стакан. Насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан ромашку, в другой календулу, в третий корни одуванчика. Заливает горячей водой. Накрываем стаканы крышкой, и ждём, пока настоится.

Воспитатель Что происходит? (наблюдаем)

Дети. Вода меняет цвет.

Воспитатель. А почему вода изменила цвет, что это значит? (Ответы детей) Потому, что растения отдают воде свой цвет. А еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получится настой, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры.

(Воспитатель вместе с детьми приготавливает средство для лечения горла из календулы, ромашки, одуванчика. Б.К полоскать горло.)

Давайте, напомним , какие есть лекарственные растения и как они помогают человеку. (Ответы детей)

Ребята, растения нас лечат, а мы их должны беречь: не рвать охапками и тут же бросать, не топтать.

Травам нужно поклониться

И навечно в них влюбиться,

Трав лекарственных запас

Помогает в трудный час.

Источник: собирательный материал интернет.



Предварительный просмотр:

План конспект НОД  во 2-й младшей группе

на тему  "Путешествие в лес"

Составитель воспитатель Титенко М.А.


Цель:

  1. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства.
  2. Развивать речь, воображение, творческие способности.
  3. Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.
  4. Формировать чувство ритма, координацию движений.
  5. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
  6. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Ход НОД

1. Пальчиковая гимнастика «Колокольчик».

Динь-динь, динь-динь
Колокольчик, поскорей!
Динь-динь, динь-динь
Созывай моих друзей,
Динь-динь, динь-динь!

Возьмите колокольчики и позвоните: громко, тихо.

Молодцы!

2. Ребята! я сегодня пришла в детский сад, а у меня на столе лежит письмо. Я не знаю, кто его прислал. Хотите узнать? Тогда нужно сложить целое из частей.

- Кто это? (Божья коровка)

- Какая она? (грустная, печальная, сердитая, хмурая)

- Покажите мимикой какая она ? (психогимнастика)

- Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Случилась беда. Наступило лето. А в  лесу никого нет. Помогите пожалуйста найти цветы, зверей, птиц, насекомых. Божья коровка».

- Посмотрите ребята на картину. Никого не видно. Тишина. Поможем Б.К  найти всех в лесу? (да).

- Тогда нам нужно отправиться на прогулку в лес. Становитесь паровозиком друг за другом.

3. Массаж спины «Паровоз».

Паровоз кричит: «Ду-ду!» - кулачками
Я иду, иду, иду!
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так» - ладошками.
(музыка паровоза)

4. Вот мы и приехали в лес.

Здравствуй, лес.
Дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы – свои!

5. Вот мы и попали в лес на полянку «Вспоминалка»

Цель: уточнить и углубить знания о времени года.

* Всем уютно и тепло.

Солнышком Земля согрета.

Что же вдруг произошло?

Просто наступило лето.

*Чтобы найти птиц, мы должны доказать, что наступило лето.

- Скажите, ребята как мы узнали, что наступило лето? (ответы детей)

- А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»

Молодцы, справились с заданием и нашли всех птиц.

- Какие птицы прилетели в лес? (ласточка, скворец, грачи, жаворонки, журавли соловьи)

(Музыка птиц).

6. А теперь на одной ножке поскачем на другую полянку.

- Как вы думаете, на какую полянку мы пришли? (цветочную)

- Сколько цветов? (много)

Но цветы не простые, а волшебные.

Давайте, ребята, понюхаем их.

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

(Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, и медленно выдыхаем «А-ах!»)

- Вот вам такое задание: нужно собрать цветы, которые выросли на полянке.

- По лесу мы гуляли,
Цветы мы собирали.

Какого цвета цветок ты сорвал? (я сорвал красный цветок, синий цветок)

Сели на ковре. У кого был белый цветок? (у меня был белый цветок)

Цель: Развитие фразовой речи. Развитие зрительного внимания, памяти. Закрепить знания детей об основных цветах.

- Красивая получилась полянка. Разбудили  цветы.

- А какие вы знаете  цветы? (ромашка, роза, лилия, мак, колокольчик)

7. Этюд на имитацию (музыка дождя и грома).

- Ой, ребята! Набежала тучка, закапал дождь – стучат пальцами по полу, засверкала гроза – ладошками, загремел гром – кулачками. Дождь стал стихать и совсем прекратился.

8. Вот мы и попали на полянку «Отгадай-ка!».

- Ребята! Чтобы нам помочь найти зверей, надо взять бумажные комочки и разгладить их. (бумажные комочки с изображениями животных)

- Кого мы нашли? (медведя, ежа, барсука, зайца, волка, лису).

9. Ребята! впереди дремучий лес, давайте встанем на четвереньки и проползем под кустами. А вот и полянка. Но что-то на ней темно. Как вы думаете, почему? (потому что у солнышка нет лучиков).

- Какого цвета солнце? (желтое)

- Возьмите прищепки и сделайте солнышку лучики.

- Какое солнце? (красивое, яркое, теплое, большое)

А теперь возьмите солнышко в ладошки и подуем на него, чтобы оно полетело в лес (ставит солнце на картинку)

- Как стало в лесу? (светло, радостно, весело, нарядно)

- Как назовем полянку? (солнечная)

- Ребята! Давайте и мы порадуемся ласковому летнему солнышку.

Двигательная разминка

Чок-чок-чок-ручки на бочок.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Весело хохочут.

- Вот и нашли насекомых: муравьев, бабочек, жуков.

Пальчиковая гимнастика – игротренинг

«Давайте наши пальчики превратим в жучков
жук  летит, жужжит, жужжит и усами шевелит»

10. Посмотрите, ребята, мы всех нашли, а Б.К.  по-прежнему грустная

- Почему она такая. Как вы думаете? (нет листьев на деревьях)

- Давайте возьмем листочки и разбудим деревья (лежат желтые, оранжевые, зеленые листья)

- Почему вы взяли только зеленые? (летом зелёные листочки)

- Красивый лес получился? И Б.К.  стала веселая и довольная. Покажите, какой она стала (психогимнастика).

- Пора возвращаться в детский сад.

Итог: Ребята! Понравилось вам в лесу? Всех нашли? Кого мы нашли? А теперь давайте, расскажем, как вы живете.

Физминутка «Как живешь»

Как живешь – вот так!
Как бежишь?
Как стоишь?
Как шалишь?
Как смешишь?
Как дружишь? – вот так!

- Молодцы.

Источник: собирательный материал из интернета.



Предварительный просмотр:

   План конспект НОД во второй младшей группе  на тему: «Насекомые»

Составитель воспитатель Титенко.М.А.

Цель и задачи:

Систематизировать и закрепить представление о насекомых.

Формировать желание наблюдать за насекомыми.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

Показать отличительные особенности насекомых.

Материал: иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы. Схема развития бабочки ,игрушечная бабочка. 
Обогащение словаря. насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.
                                           

                                                       Ход НОД

Воспитатель: Ребята какое время года сейчас?

Дети: Лето.

Воспитатель :В это время появилось много  насекомых, и сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям полянки. Нас в гости пригласила «Божья коровка», она  просит чтобы мы помогли насекомым. Согласны?

Как нужно вести себя в гостях?
Дети:  отвечают.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал? 
Подходят к полянке- к столу, накрытому зелёной скатертью (стоит на площадке).
Вот мы и пришли на полянку! Ребята, да здесь никого нет? Где же они? Я знаю, злая Баба Яга  заколдовала насекомых. Нужно их спасать! Давайте поможем маленьким жителям полянки! И прогоним Бабу Ягу.  Чего боится Баба Яга? 

Дети: Радости, доброты, дружбы, солнца, тепла,  лета.

Воспитатель: Встанем в круг и прогоним Бабу Ягу "Веселой песенкой".
Воспитатель и дети произносят текст, дети выполняют движения.
Я рисую ,солнышко! Круглое большое. (дети выполняют движения)

Я поглажу солнышко ласково рукою
Пусть сияет солнышко,(идут по кругу)                                                                                      Ярко так сияет, нас детишек                                                                                                    нежно согревает!

Приходи же ,солнышко,                                                                                                         приходи скорее,                                                                                                                               Нам с тобою, солнышко ,       (танцуют)                                                                                                     Будет веселее!                                                                                                                                                            

 Б. Я.  мы прогнали, а сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки, назвать их.

Загадки-отгадки:
Многорукий царь Гордей наплел ловушек да сетей.

Как расставит он ловушки, прошипит: «Ловитесь.

Мушки да букашечки!

                                      (Паук)

Чернокожий карапуз не по росту тянет груз.

                                                                           (муравей)

Самого не видно. А песню слышно.

                                                                   (комар)

Красная капелька в черную точку.                                                                                          К солнышку в гости ползет по листочку.      (Божья коровка)

На лугу выступает все лето                                                                                                                                        попрыгунчик зеленого цвета.       (Кузнечик)
Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали! Как можно их назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей-головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.
Воспитатель: Ребята, нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо-это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка.(Демонстрируя схему развития бабочки). Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка. Появятся крылышки, а затем вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.
Гимнастика для глаз.
Держу в руках игрушечную бабочку на палочке. Дети следят глазами за бабочкой.
Бабочка летает повсюду:
Налево летит, направо летит.
Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз... и назад спешит.
Давайте ещё раз назовём этапы развития бабочки, используя схему. (повторяем)
Ребята, есть ли у насекомых враги?

Дети:Есть.
Воспитатель: Кто?
Дети: Птицы, люди.
Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов?(обращаю внимание на окраску насекомых). Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый?
Дети: Кузнечик живёт в траве, майский жук на веках деревьев
Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска?
Дети: Защищаться от врагов, прятаться.
Воспитатель: Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.
Дети прячут насекомых в траву, в кору деревьев, на ветки.
Почему ты выбрал это место? 
Дети отвечают.
Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка , даёт молочко, то её и назвали "божья коровка". Она ярко--красная, чтобы все видели: есть её опасно!

А теперь поиграем в игру «Божья коровка»

«Мы вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились.(дети кружатся) Божьи коровки, покажите мне ваши головки, носики, ротики, ручки-крылышки, ножки, животики.(дети показывают). Подул теплый ветерок… поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.(дети изображают полет б.к, медленно бегают, плавно машут руками, тихо жужжат). Ветер стих, и б.к снова сели (дети приседают).
Ребята, а почему не надо трогать, и обижать божьих коровок и других насекомых?
Дети: Они живые.
Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?
Дети: Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат. 
Воспитатель: 
Ну вот, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с насекомыми. 
Рефлексия. Где мы были с вами? Кого видели? Как появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы ещё занимались?
Ребята, насекомым было приятно с вами познакомиться, как - нибудь мы с вами ещё сходим к ним в гости.

Источник: собирательный материал из интернета.



Предварительный просмотр:

План конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему: «ПТИЦЫ»

Составитель воспитатель Титенко М.А.

Цель.

Формирование экологической культуры дошкольников.
Развитие познавательной и речевой активности.

Задачи.

Обучающие
— Способствовать накоплению представлений детей о птицах, о частях тела птиц.
— Закрепить правила поведения в лесу.
— Закрепить навык подлезания под дугу.

Развивающие
— Развивать внимание, память.
— Развивать познавательную и речевую активность детей средствами игровой мотивации.

Воспитательные
— Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование.
Мяч, контуры изображений птиц, изображение птиц для прикладывания их к контурному изображению, паутина, плетенная из ниток, дуга для подлезания, дерево с дуплом, гнездо с 3-мя птичьими яйцами, птица-дятел (игрушка), аудиозапись музыки, 2 подноса, вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки, тарелочки на каждого ребенка.
Оборудование для рисования: карандаши, рисунки птиц с неокрашенной деталью

                                                        Ход НОД

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята нам пришла телеграмма, вот послушайте: Срочно приходите в лес,  птицы попали в беду.  Ваша «Божья коровка».

 Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда, сегодня мы немного попутешествуем по  лесу, и узнаем, чем мы можем помочь птицам. Только сначала вспомните правила поведения в лесу.

(Упражнение с мячом)
Воспитатель. В лесу нельзя:
-нельзя отставать друг от друга
-нельзя ломать ветки
-нельзя разорять муравейники
-нельзя рвать цветы
-нельзя громко кричать и т.д.

Воспитатель. Правила поведения вы знаете, значит смело можно отправляться в путешествие. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите:
«Раз, два, три, повернись – в лесу очутись!»
Воспитатель. А вот и лес. Посмотрите нас встречает Божья коровка. У нее для вас письмо. (Читают)

Перед детьми контуры изображений птиц.
Воспитатель. Злой волшебник превратил птиц в тени. Что делать? Может, попробуем их снова превратить в живых птиц? (да)
— Назови, тени, каких птиц видишь на картинке?

— Чтобы оживить птиц, нужно расставить правильно их яркие изображения на силуэты.
Дети расставляют картинки птиц на контуры.

Воспитатель. Ребята, птицы так долго были тенями, что проголодались. Чем же их накормить, кормушки пустые?
— Назовите, чем питаются птицы? (зерном, семечками, хлебными крошками и т.д.)

Воспитатель. Где же нам взять все это? Ой, здесь какие-то подносы со странным содержимым. (Воспитатель ставит на два стола 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки)
— Посмотрите и скажите, что на подносах? (вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки)
— Что из перечисленного будут клевать птицы? (семечки)
Воспитатель. Ребята, вы готовы покормить птиц? Для этого, нам нужно разделить друг от друга все, что находится на подносе. (Воспитатель делит детей на команды по 4 человека) Сейчас каждый из вас будет отбирать в свою тарелочку то, что я назову. (1-ый ребенок отбирает вишневые косточки, 2-ой – мелкие пуговицы, 3-й – бусинки, 4-ый — семечки)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Поставьте тарелочки с семечками ближе к птичкам. Думаю, они с удовольствием полакомятся нашим угощением.

Воспитатель. Ребята, мы с вами вышли попутешествовать, поэтому пора идти дальше.

На лесной тропинке — паутина (плетенная из ниток паутина закреплена между деревьев), дети не могут пройти.
Воспитатель. Что делать? Возникает противоречие. (убрать паутину, разорвать и т.д. или сохранить ее)
Воспитатель. Пауки приносят большую пользу, они защищают нас от вредных насекомых, которых ловят в свои сети (паутины). Поэтому не нужно разрывать паутины, если они находятся на деревьях или заборах.
Воспитатель. Давайте осторожно, не задевая паутины, пройдем под ней (дети проходят под дугой или другим препятствием). Молодцы, ребята, никто не задел и не разорвал паутины.

Перед детьми дерево, на дереве дупло (в дупле под листьями и перьями 3 маленьких яичка)
Воспитатель.

— Ребята, как вы думаете, кто живет в дупле? (
белка)
— Загляни в дупло. Кого ты там видишь? (
никого)
— Что лежит в дупле? 
(яйца) Ребята, теперь, что скажете, кто живет в этом дупле (может быть птица)
Правильно, здесь гнездится какая-то птица. А вот что это за птица вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Врач» для сосен и берез,
Крепче стали длинный нос,
Съест вредителей в коре
И в мороз, и при жаре!
В. Кузьминов
Воспитатель выставляет птицу дятла и предлагает поиграть.
Воспитатель. Ребята, у дятла есть друг, шустрая синица. Он очень любит прыгать и скакать. Давайте покажем, как он это делает.
Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Дятел стучит клювом тук-тук-тук.
Воспитатель.
 Дятел простучал нам телеграмму. Догадались о чем она? А я догадалась. Послушайте: (под стук дятла) До-мой по-ра! До-мой по-ра!
Попробуйте простучать телеграмму.

Воспитатель. Да, время прошло незаметно и нам, действительно, пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите:
«Раз, два, три, повернись – в садике нашем очутись!»
Воспитатель. Мы снова в детском саду.
— Понравилось путешествовать по лесу? (да)
— Кому вы помогли в лесу? (птицам)
— Пройдите к столам. Перед вами изображения птиц. Художник рисовал их второпях и допустил ошибки, не докрасил какую-то деталь. Исправьте неточности художника.
Дети докрашивают деталь птицы (крыло, клюв, ножку, хвост, голову, туловище) под музыку.
Воспитатель. Какую деталь ты докрашивал?
— Посмотрите, как много разных птиц нарисовал художник, а вы все ему помогали.
Воспитатель. Давайте выпустим птиц на волю, пусть они живут на свободе.
Воспитатель закрепляет рисунки птиц на заранее подготовленное «поднебесье». Включает звуки птичьего пения.

Воспитатель.
 Давайте послушаем, как птицы благодарят вас за свою свободу и вашу доброту!

Источник: собирательный материал из интернета.



Предварительный просмотр:


План конспект НОД во второй младшей группе

На тему:    «На лесной полянке».

Составитель воспитатель Титенко М.А.

Цель: 
Через эмоциональное отношение формировать у детей гуманное отношение к окружающей природе
Образовательные задачи:
- расширять и систематизировать представление детей о растительном и животном мире природы; 
- закреплять правила поведения в лесу.
Развивающие задачи:
- развивать речь, внимание, продолжать учить детей отгадывать загадки;
- упражнять в звукоподражании;
- развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы;
- упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и интерес к природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает;
- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес; 
- воспитывать у детей чувство радости, веселья от совместно проведенного досуга.

                                      Ход НОД

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на лесную полянку. И здесь мы с вами окунёмся в богатый, прекрасный и бесконечно разнообразный и удивительный мир природы. А в гости нас приглашает Божья коровка.
Логоритмическое упражнение "Прогулка на лесную полянку".
С вами мы пойдем гулять – в лес зверушек навещать.
Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Все головки вверх подняли - бабочек мы увидали. (Смотрят вверх).
Сами бабочками стали. (Кружатся).
Покажите-ка мне, дети, как дует в лесу ветер?
Как деревья он качает, к земле ветки пригибает. (Наклоны туловища влево, вправо).
Мы шагаем, мы шагаем, по полянке мы гуляем. (Ходьба друг за другом по кругу).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).

(На полянке под деревом на пенёчке сидит Б.К.)

Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы и добрались до лесной полянки. Сделайте глубокий вдох и почувствуйте свежесть и аромат воздуха, наполненного запахом цветов и зелёной листвы. Давайте закроем глазки и послушаем, как весело поют птицы. 
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель: Божья коровка,  а где же все лесные жители? Наверное, каждый занят своим делом

Б.К . А вы  отгадайте загадки о лесных обитателях. И к отгадкам добавьте голос — кто как говорит, какие звуки издает. И тогда вы все поймете и узнаете где лесные обитатели.

Отгадывание загадок со звукоподражанием.
1.В шар свернулся под ногами.
На спине с тремя грибами.
Не споткнись — вдруг упадешь!
Это же колючий … еж.
Звукоподражание: ф-ф-ф.
2.До ушей зеленый рот,
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает … лягушка.
Звукоподражание: ква-ква.
3.Очень тоненько жужжит
И над нами он кружит.
Берегись и млад, и стар.
Кровь у всех сосёт… комар.
Звукоподражание: з-з-з.
4.Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Лес очистить от жучков -
Проще пары пустячков!
Леса друг - приятель.
Пёстрый, острый… дятел.
Звукоподражание: тук-тук.
5.У этой птицы нет гнезда,
Но это вовсе не беда.
И на деревьях у опушки
Нам кто «ку-ку» поет? … Кукушка.
Звукоподражание: ку-ку.
Б.К: Молодцы, ребята! А каких еще жителей леса вы знаете?
Игра «Назови жителей леса».
Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей.
Б.К.: Я вижу, вы знаете много лесных зверей. А теперь назовите их ласково.
Дидактическое упражнение «Назови ласково».
Лиса - лисичка,
Заяц - зайчик,
Волк - волчонок,
Медведь - медвежонок,
Белка - белочка,
Мышь - мышка.
Воспитатель: А мы по лесной дорожке дальше пойдём. Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. А сколько на ней цветов!
Отгадайте, о каком цветке загадка.
Стоит в поле цветок - жёлтый глазок, белые реснички.
На что похожа ромашка? Что вы о ней знаете? А ещё ромашка лечит людей от болезней, поэтому нельзя сорвать ромашку и бросить её погибать на землю. Тогда пользы от неё не будет, она погибнет.
Воспитатель: Вот ромашка, посмотри,
Потеряла лепестки. 
Лепесточки вы возьмите
И ромашку соберите.
Игра «Собери ромашку».
У каждого в руках по лепестку. Напротив лежит желтый кружок – «середина» от ромашки. Дети по очереди подбегают к нему и прикладывают свой лепесток.

Воспитатель: Ребята, в лесу можно заблудиться. Давайте держаться все вместе. Но если вдруг кто-нибудь из нас заблудится, что надо кричать? (ау)
Б.К : Правильно, ребята. Давайте поиграем в игру.
Игра «Угадай по голосу».
Дети становятся в круг. Водящий с закрытыми глазами в кругу. Дети идут по кругу и говорят:
Даня, ты сейчас в лесу, 
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну-ка, глазки открывай, 
Кто позвал тебя, узнай! 
Воспитатель выбирает ребенка, он называет водящего по имени и говорит: «Ау!»… Водящий должен догадаться по голосу, кто его позвал. 

Воспитатель: Молодцы! Замечательно узнавали друг друга по голосу. Я уверена, никто не потеряется в лесу.
А сейчас отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка:
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка)
А сейчас вы, ребята, превратитесь в стайку бабочек, которые летают по цветущему лугу. 
Воспитатель: Кружатся в воздухе,
Вьются, порхают,
Крылья у бабочек 
Быстро мелькают.
Игра «Посади бабочку на цветок».
Ребята, смотрите, на этой полянке много бабочек и цветов. Давайте каждой бабочке подберем цветок, подходящий по цвету (дети кладут каждую бабочку на цветок такого же цвета).

Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали на лесной полянке. Все, что нас окружает, приносит нам пользу, и мы должны о ней заботиться и беречь. Скажите, что хорошо, а что плохо для лесной полянки?
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Рвать цветы на лесной полянке? – плохо
Гулять по тропинке? – хорошо
Собирать ягоды? – хорошо
Собирать ядовитые грибы? – плохо
Разводить костер на лесной полянке? – плохо
Ломать ветки? – плохо
Разорять гнезда птиц? – плохо
Оставлять на полянке мусор? – плохо
Воспитатель: Правильно, ребята. Всегда нужно соблюдать лесные правила. Послушайте их еще раз и всегда выполняйте.
«Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, 
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь. 
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. 
Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: 
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. 
Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. 
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? 
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы совершили с вами путешествие на лесную полянку, в удивительный мир природы.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим ручейка медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь! 

Источник: собирательный материал из интернета.



Предварительный просмотр:

План конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: "Путешествие Божьей коровки по экологической тропе"

Составитель воспитатель Титенко М.А.

Цели:

— развивать интерес детей к природе, природным явлениям, стремление к ее познанию;

— формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы;

— воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, стремление оберегать природу;

— воспитывать желание заботиться о своем здоровье;

— использовать в речи интонацию вопроса, восклицания, радости, удивления, восхищения;

— учить правильно согласовывать в речи существительное с прилагательным в роде, числе и падеже;

— учить детей формировать ответы приложениями;

— развивать фантазию, воображение детей в изготовлении поделок из природного материала.

Ход НОД

Ребята выходят на прогулку и вдруг на своем участке они замечают Божью коровку. Она летает и как будто, что-то ищет, рассматривает все вокруг.

В. Ребята, давайте подойдем и узнаем может нужна наша помощь.

Дети. Здравствуй , Б.К. ?

Б.К. Здравствуйте, ребятишки. Я, изучаю полянки. И вот я пролетала мимо вашей полянки  и мне очень захотелось познакомиться с вами поближе. Ваша полянка  сверху такая красивая. Куда я попала?

Дети. Наша полянка находится, в детском саду.

Звездочет. Ребята, я ни на одной полянке не видела столько зеленых растений, и тут еще много чего очень интересного. Расскажите мне о вашей природе, пожалуйста.

В. Уважаемая Б.К,  как раз сейчас мы с ребятами собираемся отправиться в царство природы по экологической тропе. Пойдем с нами. Ты вместе с ребятами узнаешь много интересного.

Б.К. С удовольствием.

В. На нашем участке оставлены растения, которых не коснулось благоустройство, то есть, так называемый уголок нетронутой природы.

Догадайтесь о чем я вам загадаю загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.

Дети. Это лес.

Правильно — это фрагмент настоящего лиственного леса: деревья, кустарники, травянистые растения. Это часть нашего участка дополнена объектами, имитирующими натуральные объекты природы. Создана экологическая тропинка, по которой мы сейчас отправимся в наше путешествие. Вот смотрите, перед нами цветочная клумба, на цветочке сидит бабочка. Про бабочку есть загадка:

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает.

Как вы думаете, что она делает? (Ответы детей: пьет нектар. Опыляет цветы). А у нас над головой деревья: березка, рябинка.

А теперь мы пройдем по «Дорожке здоровья». Из чего она выложена? (ответы детей: из шишек, камушек, бревнышек). И перед нами деревянный мостик (дети преодолевают препятствия). Смотрите, справа от нас небольшая клумба с ароматными растениями — цветы- питуния, понюхайте, какой у них аромат. (Дети вдыхают приятный запах цветов)

Посмотрите, какая-то интересная горка, огражденная березовыми столбиками, над ней растет молодая березка. Отгадайте загадку:

В лесу у березы, суета беготня,

Народ рабочий, весь день хлопочет —

Из лесного сора строит себе город.

О ком эта загадка? (Ответы детей: это муравьи)

Кто такие муравьи? (Ответы детей: насекомые). Муравьи очень интересные насекомые. Они строят себе жилище из чего? (Ответы детей: из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек). В муравейнике много ходов и выходов. Муравьи очень трудолюбивы. Один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный. Муравьи — это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями — одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.

Ой, какое большое бревно! Давайте на нем отдохнем. Отгадайте загадки:

Красненький петушок,

По жердочке бежит.

Накормишь — живет. Напоишь — умрет.

Ребята, что это? (Ответы детей: огонь).

Что это такое перед нами? (Дети: костер)

Верно, это кострище, давайте «погреем» ручки у «костра». (Имитированный костер из хвороста, рядом котелок, в нем вода, плавают искусственные рыбки) В котелке «варится» уха. Что еще можно на костре приготовить? (Дети: можно испечь картошку). Давайте мы с вами поиграем;

Игра «Горячая картошка»

Цель: развивать внимание, ловкость.

Физкультминутка «Кузнечики».

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок, Сели. Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше-выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: развивать быстроту реакции, способность увертываться смекалку.

Дети играют начиная со считалки:

Раз, два, три, четыре, пять —

Игры будем начинать.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь ты.

В. Пойдем дальше. Что вы видите перед собой? (Ответы детей: это «птичий дом», сюда прилетают птицы).

(Дети читают стихи и загадки о птицах.)

Я дятел, я по дереву стучу

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Угадайте, что за птичка:

Темненькая, невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Дети. Ласточка.

Дразнилка. Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби боятся ,на крышу не садятся.


Мать-отца не знаю,

Но часто называю;

Детей знать не буду —

Чужим буду.

Дети. Кукушка.

Обратите внимание, ребята, перед вами ветряная мельница,  посмотрите, дует ветер, и вертушка вращается.

Двигаемся дальше, как будто мы попали в сказку. Смотрите — небольшое «болотце», и сачок кто-то забыл. Какой сказочный герой мог его здесь оставить?

Дети. Да это же Дуремар, наверное, пиявки искал. А вы знаете, какая птица любит часто прилетать на болото? Попробуйте догадаться:

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту, за лягушками к болоту (Аист).

В. Верно. Вокруг болотца растут растения, такие же, как около настоящего болота. «Леший» с «Кикиморой» охраняют наше болото. И чтобы они пропустили нас дальше, давайте подарим для них песню «Мир похож на цветной луг».

Идем дальше, наблюдаем разнообразие деревьев, кустарников: каштан, , береза, липа, рябина. Что у деревьев общего? (Дети: ствол, ветки, листья, плоды). А чем деревья различаются? (Дети: формой листьев, семенами, плодами, толщиной ствола). Смотрите, по пенечкам, обросшим мхом, бегают насекомые: жуки-солдатики, муравьи.

В. Ребята, смотрите, где это мы оказались? (Перед нами стоит плетень из лозы, на нем тарелки, котелок, рядом лежит вязанка дров, кастрюльки, стаканчики.).

Дети. Это же Федора! У нее посуда убежала.

В. А почему убежала посуда?

(Ответы детей: Федора не любила мыть посуду, никогда не делала уборку в доме).

В. Мы объясним Федоре, что нужно заботиться о себе, о своем здоровье. ( Дети рассказывают, что нужно следить за своим здоровьем, заниматься спортом, бережно относиться к животным, растениям и ко всему окружающему.) Прощаются с Федорой.

Вот еще одна клумба. Здесь растут цветы, у которых разное время цветения.

Пора возвращаться.

(Дети вспоминают о том, что видели, закрепляют знания по экологическому образованию).

Б.К. Ребята, огромное вам спасибо, мне было интересно с вами путешествовать по экологической тропе в вашем детском саду.

В. Ребята, давайте подарим Б.К поделки из природного материала (Дети изготавливают поделки из шишек, листьев, семян и т.д.)

Источник: собирательный материал из интернета.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Экологические знаки – наши соседи».

Составитель воспитатель Титенко М.А.

Цель: познакомить детей с экологическими знаками.

Задачи:

  • расширять,  пополнять и уточнять знания детей о природе;
  • развивать кругозор, мышление;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: Экологические знаки, развешанные на площадке группы (можно на площадке старшей группы, где дети могут что-то рассказать по знакам).

Ход НОД

Воспитатель: - Каждый из нас живёт в доме. А когда-то природа была домом человека. Тогда человек жил еще в пещере. Охотился на животных, собирал растения для еды. Но сейчас человек  научился многому. Теперь  мы живём  в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остаётся природа.

Человек - часть природы, поэтому нам надо бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе.  Если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи.

- Мы сегодня с вами будем знакомиться с экологическими знаками, которые есть на площадке у детей старшей группы.

(дети идут на площадку в гости к старшей группы)

- Посмотрите, здесь по всей площадке развешены какие-то карточки, что за карточки? Кто может сказать?

Воспитатель: - Это запрещающие знаки, которые подсказывают чего нельзя делать.

- Про эти знаки вам расскажут дети из этой группы.

- Но сначала отгадайте-ка загадку:

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.

Ответ: (цветок)

Ребенок 1: - Не рви цветы, после тебя придут  другие люди, и им тоже будет приятно видеть красоту цветов.

Воспитатель: - Для чего нужны цветы? (ответы детей)

- Они украшают природу, а так же нужны пчёлам, бабочкам

Следующая загадка:

Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями.

Ответ: (дерево)

Ребенок 2: Не рубите деревья, и ветки не ломайте, они от этого сохнут.

Воспитатель: - Почему нельзя рубить деревья? (ответы детей)

- Правильно, они очищают воздух

Следующая загадка:

Вот на ветках чудо-дом
Как уютно птицам в нем.

Ответ: (гнездо)

Ребенок 3: - Не разоряйте гнёзда птиц - они радуют нас своим пением.

Следующая загадка:

Растянул он свои сети, 
Даже муха не заметит -
Попадётся " на крючок",
А поймает... 
(Паучок)

Ребенок 4: - На нашей площадке живет большой паучок, а паутину, которую он плетет - нельзя разрушать.

Следующая загадка:

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

Ответ: (бабочка)

Ребенок 5: - Нельзя ловить бабочек и давить ногами насекомых.

Ребенок 6: - Нельзя разорять муравейники - они убирают нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда  чисто, свежо.

В. Стручков

Живёт в печке Красный Конь,
А зовут его…

Ответ: (Огонь)

Ребенок 7:

- Не разводи костер ты, где попало,
А то погибнет лес - и все пропало.

Воспитатель: - Почему нельзя разводить костер? (ответы детей)

- Верно, может возникнуть пожар и погибнет всё живое.

- Дети, какой этот знак? (ответы детей)

Ребенок 8: - Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу.

Воспитатель: - Спасибо, дети, что познакомили нас с такими интересными знаками.

(дети уходят к себе на площадку)

Рефлексия НОД

- Для чего нужны знаки, с которыми мы познакомились? (ответы детей)

- Какие знаки на нашей площадке вы запомнили? (ответы детей)

- Молодцы, ребята, теперь я уверенна, что природа будет в сохранности.

Источник: собирательный материал из сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...