Образовательная область «Познание». Конспект ННОД для старшего дошкольного возраста тема «Здравствуй, Зимушка-Зима».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Надь Светлана Анатольевна

Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; обобщить и расширить знания детей о живой и неживой природы и жизни человека в зимнее время года; способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем, умение делать выводы, развивать познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_poznanie_zimushka-zima_.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Журавушка» комбинированного вида г. Искитима

Новосибирской области

Конспект ННОД для старшего  дошкольного возраста по образовательной области «Познание»

Тема «Здравствуй, Зимушка-Зима».

Автор конспекта: Надь С.А.,

воспитатель, высшая квалификационная категория

Искитим 2019г.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»: Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; обобщить и расширить знания детей о живой и неживой природы и жизни человека в зимнее время года; способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем, умение делать выводы, развивать познавательный интерес.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Развитие речи»: умение аргументировать свои ответы, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о признаках зимы, явлениях, не имевших места в их собственном опыте; упражнять в словообразовании прилагательных от существительных.

«Социально-коммуникативное»: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; умение взаимодействовать в парах  друг с другом.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная.

Оборудование: ноутбук, игрушка-Кенгурёнок, презентация, видеописьмо от Зимушки-Зимы, видеофизминутка, халаты, шапочки, волшебный сундучок, картинки - признаки времён года, разрезные снежинки в конвертах, задания, пластиковые тарелочки, лупы, чайные ложечки, соль, синие и красные кружки, цветные кружки с весёлыми, задумчивыми, грустными эмоциями.


Предварительная работа
• Разучивание стихов и народных примет о зиме, разгадывание загадок по зимней тематике.
• Дидактические игры:
«Бывает - не бывает», «Когда это бывает?», «Это правда или нет?», «Какое время года?»

Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на Волшебный сундучок, который появился в группе.

Воспитатель: Ребята, а вы  знаете, чей это сундучок? (ответы детей)

Здесь написано, если отгадаем загадку, то узнаем.

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... 


Дети: Это зима! Она потеряла сундучок.

Воспитатель вместе с детьми пытаются открыть его, но он не получается. Интересуется  у детей как его открыть. (Ответы детей)

Воспитатель: Раз это волшебный сундучок зимы, может быть ему нужно назвать зимние слова…  Давайте попробуем.

Игра «Назови зимние слова»

(дети называют зимние слова: снег, снежинка, Снегурочка, мороз, санки и т.д.)

Сундучок открывается и внутри оказывается игрушка Кенгурёнок, он здоровается с ребятами и отдаёт  видеописьмо от Зимушки-Зимы.

«Здравствуйте ребята! Хотела к вам в гости прийти, но не смогла, очень дел у меня много. Но отправляю вам Кенгурёнка, который прилетел из жаркой страны, который совсем ничего не знает про зиму. Надеюсь, вы ему объясните, а поможет вам в этом мой волшебный сундучок с заданиями».

Основная часть.

Воспитатель предлагает детям достать из сундучка 1задание.

1.Задание «Что мы знаем о зиме» (беседа)

Воспитатель: Ребята, расскажите Кенгурёнку, сколько месяцев длится зима? (ответы детей) Какие это месяцы? (декабрь, январь, февраль). А знаете ли вы как эти месяцы называют в народе?(ответы детей)

Показ презентации.

Декабрь – первый месяц зимы, последний в году. В простонародье он имеет другое название - «студень». В декабре обычно выпадает много снега, могут ударить сильные морозы. По ночам трещит мороз, сковывая лёд на реке, озере, делая его крепче и толще. Это хмурый, бессолнечный месяц, дни у него короткие, а ночи длинные. «Декабрь год кончает, зиму начинает», - говорят в народе. 

Январь – второй месяц зимы. Именно с него начинается новый календарный год. Народное название этого месяца – «просинец», которое он получил из-за появления островков синего неба после хмурого декабрьского небосклона. В народе говорят: «Январь – году начало, зиме середина», «Январь - ломонос: береги свой нос». Он считается самым морозным и ветреным месяцем в году.

Февраля- завершающий месяц зимы в некоторые годы бывает очень суровым и по лютости не уступает даже  месяцу январю. «Февраль днями обижен, потому и злой» — гласит поговорка. За обилие снегопадов и метелей его называли также «снежень».

Воспитатель предлагает достать следующее задание.

2. Задание «Признаки зимы»

Игра «Признаки зимы»

(На столе разложены карточки с различными признаками времён года, детям предлагается выбрать из них зимние и рассказать Кенгурёнку свой выбор)

Воспитатель: Ребята, Кенгурёнок говорит, что он немного устал, может мы  немножко отдохнём?

Музыкальная видеофизминутка «Зимушка-Зима»

3. Задание «Откуда берётся снег?»        

Воспитатель: Скажите, что такое снег? Почему он идет?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?

(Ответы детей: Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.) Теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов  рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч.  Ребята, Кенгурёнок  мне на ушко пошептал, что он принес сюрприз. (показывает сломанные снежинки)

Воспитатель: Наш гость очень расстроился, что снежинки сломались, как же нам быть?

Дети: Помочь собрать их!

Игра «Собери снежинку»

Воспитатель предлагает сравнить собранные снежинки и делают вместе с детьми вывод: По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает, они все разные. А когда много падает снега с неба, это явление  называется снегопад.

Воспитатель предлагает ребятам достать следующее задание.

4. Задание «Почему снег хрустит?»

Воспитатель: Как вы думаете, почему снег издаёт хруст, когда мы идём по нему? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю отправится в нашу лабораторию.

        Опыт «Почему снег хрустит?»

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Насыпаем соль в тарелку и рассмотрим её через лупу.

Воспитатель подводит детей к тому, что её кристаллики очень напоминают снежинки.

Берем чайную ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день(Скрип снега)

Вывод: Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда  в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег хрустит.

5. Задание «Можно-нельзя»

-Толкаться, бегать, играть на скользкой дороге.

-Играть там, где с крыш свисают сосульки или может упасть снег.

-Кататься на горке сидя, а не стоя.

-Кататься по застывшей реке на санках и коньках.

 Вот и закончились задания Зимушки-Зимы. Кенгурёнок вас благодарит, теперь он знает о зиме всё. Вот только немного не понял Зима-это хорошо или Зима это плохо?

Игра «Хорошо-плохо» (с мячом)

(детям предлагается разделится на 2 команды, одни называют положительные стороны зимы, а другие-отрицательные)

Воспитатель: Кенгурёнок теперь во всём разобрался и спешит к своим друзьям в жаркую страну, чтобы поделится с ними, о том, что он сегодня узнал. Давайте попрощаемся с ним.

Рефлексия:

 -Ребята,  зачем Зимушка-Зима прислала нам волшебный сундучок? Зачем вы выполняли задания из волшебного сундучка? Какое задание было самое интересное?

Обратите  внимание, на эту пустую палитру красок, если вы считаете, что было интересно и это было  нужно, то поставьте на неё одну красочку в виде весёлого кружка, если было трудно, но интересно – то красочку в виде задумчивого кружка, если было не интересно – то грустную красочку.
Я так рада за вас: вы очень старательные и добрые –рассказали Кенгурёнку про нашу снежную зиму. Оказывается Зимушка – Зима вам в благодарность передала украшения для группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»

Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...

Образовательная область "Познание". Конспект ННОД в подготовительной школе группе, тема «Профессии»

Дети познакомиться  с профессиями прошлого, научаться  сравнивать старинные и современные профессии....

Образовательная область "Познание". Конспект ННОД в подготовительной к школе группе, тема «Путешествие в космос».

Расширение представления детей о космосе, , о солнечной системе; развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей....

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Здравствуй, Зимушка-зима».

Цель: Создание условий для развития у детей элементарных  математических представлений в совместной игровой деятельности.Задачи:- Содействовать формированию представления о четырехугольнике на ос...

Модель воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе по теме "Здравствуй, зимушка-зима!"

Материал представляет собой систему работы в подготовительной группе по теме недели "Здравствуй, зимушка-зима!"...