Сообщение из опыта работы "Развитие элементов экологического сознания дошкольников"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Ушакова Алла Ивановна

Формирование экологического сознания происходит при наличии специальных знаний, развитии эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие элементов экологического сознания дошкольников в вопросах природосбережения и взаимодействия человека с природой.

Что же такое экологическое сознание?

Экологическое сознание – это система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Выделяет следующие компоненты (элементы) экологического сознания:

  • интерес к природе и проблемам её охраны (формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее);
  • знания о природе и способах её защиты (расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными);
  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе (воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой);
  • экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (формировать навыки культуры поведения в природе, расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано).

Таким образом, формирование экологического сознания происходит при наличии специальных знаний, развитии эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Построенная система работы по формированию основ экологических знаний позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»

«Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»...

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

Выступление (из опыта работы) на тему «Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – экологического воспитания дошкольников....

Презентация "Развитие элементов экологического сознания дошкольников в вопросах природосбережения и взаимодействия человека с природой"

Экологическое сознание – это система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к ок...

Сообщение из опыта работы " Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность"

Экологическое воспитание дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь прихоит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, развивает желание оберегать её. Приобщение детей к в...

Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.

Тема консультации для родителей: Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников....

Элементы развивающей предметно-пространственной среды для развития экологического сознания дошкольника

Если рассматривать данный вопрос именно с позиции становления экологического сознания дошкольника, то необходимо отметить некоторые элементы РППС, безусловно способствующие этому. Сразу отметим, что и...