ПРОЕКТ «Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»
проект по окружающему миру

Надь Светлана Анатольевна

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vospitanie_patrioticheskih_chuvstv_doshkolnikov_.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Воспитание патриотических чувств дошкольников

через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живет, готовности к любым подвигам во имя Отечества, желанию стать его защитником, гражданином России.

Современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни,  особенности языка, быта.

Любовь к родному краю, к его природе, истории, культуре – то зернышко, из которого вырастает чувство патриотизма.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 4-7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Искитиму - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Искитимом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта: создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством  включения  материала о родном крае в образовательную деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное уважительное отношение ко всем жителям нашего города, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.

Задачи проекта:

  •  создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;
  •  предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
  • формирование интереса каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя;
  • взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.

Эти задачи возможно разрешить через различные виды организованной образовательной деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, и затрагивают все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта

Дети 4-7 лет (средняя, старшая  и подготовительная группы)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Тип проекта: информационно-творческий

Сроки реализации проекта:  3 года

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Искитиме и Новосибирской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Искитима.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Искитима, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу;
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан.

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. Совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. Экскурсии по городу,
  5. Пополнение развивающей среды,
  6. Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Перспективный план работы

с детьми старшей группы на 2019-2020 учебный год

Время прове-

дения

Содержание

Задачи

Формы работы

сентябрь

«Наш детский сад»

Помочь детям лучше узнать свою группу, свой детский сад, полюбить его. Воспитывать уважение к старшим, умение играть дружно со сверстниками.

Беседа

«Кто о нас заботится?»

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых. Желание оказывать посильную помощь.

Экскурсия на кухню

«Кому что нужно для работы»

Дать детям элементарные знания о профессиях, обратить внимание на трудовые действия и их результат. Воспитывать уважение к чужому труду.

Дидактическая игра

октябрь

«Кто больше знает улиц в нашем городе?»

Расширить представления детей о городе, воспитывать интерес к окружающему миру

Дидактическая игра, викторина

«Дом, в котором я живу»

Продолжать расширять представления детей о своей семье, объяснить понятие «близкие родственники»

Беседа, составление рассказов

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»

Расширение знаний о своей семье

Художественное творчество-рисование, фотовыставка

«Бабушкины рассказы о детстве»

Воспитывать у детей чувство любви, привязанности к своей семье, гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

Рассматривание иллюстраций.

                                        Ноябрь    

«О моих близких с любовью»

Учить детей называть членов семьи, прививать детям чувство гордости за свою семью, уважительное отношение и заботу к пожилым родственникам.

Беседа, составление рассказов о своей семье, оформление альбомов

«Родной очаг»

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок; помогать взрослым членам семьи.

Экскурсии к месту жительства некоторых детей.

«Я горжусь своей фамилией»

Закреплять у детей умение называть членов своей семьи. Воспитывать чувство гордости, умение изображать родных на листе бумаги, характерные особенности.

Составление генеалогического древа

«Наши мамы – лучше всех»

Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к самому близкому человеку - маме.

Художественное творчество-рисование

Оформление стенда, изготовление подарков

декабрь

«Зима пришла в город»

Учить детей видеть красоту города в зимнее время года.

Экскурсия, беседа.

«Кто в лесу живет?»

Дать детям представление о животных населяющих леса Новосибирской области. Воспитывать любовь и бережное отношение.

Беседа

«Синичкина столовая»

Знакомить детей с птицами зимующими в нашей местности, прививать бережное и заботливое отношение.

Изготовление кормушек с помощью родителей.

«Зимушка-зима»

Учить детей замечать сезонные перемены в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Рассматривание альбома

     январь

« Моя малая родина»

Познакомить с историей возникновения Искитима, его названия, вызвать интерес к своей малой родине; прививать чувство гордости, любви  за него.

Беседа, рассказ об истории города

« Улицы города»

Дать понятие о происхождении названий улиц.

Рассказ о людях в честь которых названы улицы.

«Чем славен Искитим?»

Знакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать интерес к малой родине, уважение к труду людей, обустраивающих его.

Рассматривание фотографий

февраль

«Город, строящий города»

Познакомить с названием города Искитима; месторасположением; Вызвать интерес к своей малой родине; прививать чувство гордости, любви

Беседа

« Природа родного края»

Учить детей видеть красоту природы родного края в любое время года.

Дидактическая игра

«Флора и фауна Новосибирской области»

Воспитывать у детей любовь к  родному  краю, интерес к совместной работе.

Просмотр фильма, обсуждение

«Лучшие в мире мужчины»

Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к папе

Беседа, выставка фотографий

              март

а  р  т            

«Дружат дети на планете»

Формировать у детей доброжелательное отношение к друг другу.

Беседа рассматривание иллюстраций.

«Масленица»

Знакомство детей с народными традициями.

Развлечение

«Мамин праздник»

Воспитывать у детей заботливое отношение к самому близкому человеку - маме.

Праздник, изготовление подарков.

«Я и мама так похожи»

Воспитывать интерес к своим корням, наследию

Оформление папки с фотографиями

                    апрель

«Профессии наших родителей»

Воспитывать у детей чувство гордости за своих родителей, уважение к их труду.

Беседа, выставка рисунков.

«Подвижные игры»

Знакомство с подвижными играми Сибири.

Разучивание игр

«Птицы – наши друзья»

Расширение представлений о птицах нашего города

Развлечение

«Спортивным рекордам Ваши Славные имена»

Воспитание физически здорового поколения, привитие навыков здорового образа жизни

Физкультурное развлечение

                                  май

«Праздники нашей страны»

Познакомить детей с праздником «Весны и труда», воспитывать уважение к людям труда, желание помогать взрослым.

Беседа, рассматривание иллюстраций

«День Победы»

Воспитывать патриотические чувства; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших солдат.

Беседа, экскурсия к Аллее Славы.

Церковь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в городе Искитиме

Воспитывать убеждение у детей о необходимости мира во всем мире.

Экскурсия

«Озелени планету»

Воспитывать у детей бережное отношение к природе желание ее беречь

Акция «Росток»

Перспективный план работы

с детьми подготовительной группы на 2020 -2021 учебный год

Время прове

дения

Содержание

Задачи

Формы работы

сентябрь

«Страна, где мы живем»

Знакомить детей с названием страны; местом расположения на карте. Воспитывать любовь и гордость к своей Родине

Беседа, рассматривание иллюстраций

«Город - это…»

Систематизировать знания детей о городе Искитиме

Беседа, рассматривание фотографий

«Как я провел лето с семьей»

Развивать у детей наблюдательность, внимание, воспитывать нравственные и гражданские чувства.

Художественное творчество, выставка рисунков вместе с родителями

«Осенние фантазии»

Формировать у детей понятие - растительный мир, развивать наблюдательность и зрительное внимание, желание совместного труда.

Оформление выставки работ из природного материала

октябрь

«Для чего нужны деревья?»

Знакомим с растительным миром  области. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края, желание охранять ее и беречь.

Беседа, рассматривание иллюстраций.

«Русская красавица»

Познакомить детей с символом России - березой. Воспитывать доброе отношение к растительному миру.

Беседа, просмотр фильма.

«Найди картинку»

Углублять и конкретизировать представления о растительном мире края.

Вместе с родителями найти иллюстрации для оформления стенда «Природный мир  Искитима»

ноябрь

«Животный мир России»

Знакомить с животным миром нашей страны, прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Беседа, просмотр фотографий, иллюстраций.

«Загадки родного леса»

Продолжать знакомить дошкольников с представителями живой природы: насекомыми, дикими животными, растительностью.

Викторина с использованием ИКТ-презентации

«Птичья столовая»

Формировать заботливое отношение к братьям нашим меньшим, желание помочь пережить им  суровые условия зимы.

Беседа, конкурс на лучшую кормушку для птиц.

«Россия – родина моя!»

Формирование умения декламировать стихи, воспитывать чувство гордости за свою страну

Конкурс чтецов

                             

декабрь

«Чем богаты недра?»

Знакомить детей с полезными ископаемыми нашего города - известняке. Расширять представления о свойствах полезных ископаемых и их значении для человека

Беседа, рассматривание образцов, фотографий известкового карьера.

«День Здоровья»

Воспитывать основы здорового образа жизни подрастающего поколения

Спортивное развлечение

«Собери картинку»

Упражнять детей в узнавании и назывании полезных ископаемых. Развивать внимание, мелкую моторику, терпение, трудолюбие.

Коллективный труд –подготовка материала для стенда

                                           

январь

«Город, строящий города»

Знакомить детей с Цементным заводом, трудовыми действиями; воспитывать уважение к людям труда.

Беседа, рассматривание фотографий, иллюстраций.

«Славные люди Искитима»                                                                                                                                                          

Познакомить детей с знаменитыми людьми нашего города; формировать положительное отношение к труду взрослых.

Просмотр видеофильма о Доске  Почета города Искитима.

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Расширять знания детей о людях разных профессий. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать нравственные и гражданские чувства.

Создание альбома

                       

февраль

«Герб»

Знакомство с гербом города, области. Усвоить важность и необходимость знаков геральдики

Рассматривание герба, беседа

«Его именем назван наш городской парк»

Закрепляем название городского парка и историю его появления. Узнавать, называть людей прославивших свой город.

Рассматривание фотографий, составление рассказов.

«Кем работают мои родители»

Закрепляем знания детей о профессии своих родителей.

Беседа, рассматривание фотографий

«Нарисуй герб семьи»

Учить передавать символами характерные черты своей семьи.

Совместная изодеятельность детей с родителями.

март

«Ты - частица России, город мой Искитим!»

Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, к городу Искитиму

Организованная образовательная деятельность

«Мама – солнышко мое!»

Формирование умения декламировать стихи, воспитывать уважительное отношение к маме

Конкурс чтецов

«Русское народное прикладное творчество»

Воспитывать уважение к культуре русского народа

Создание  совместно с родителями мини-музея в группе

«История предприятий города»

Закрепить знания, полученные ранее о предприятиях города, об их продукции.

Посещение Искитимского краеведческого музея

апрель

«Дети разных народов» (право на культурную и национальную самобытность, родной язык)

Знакомство с правом на  культурную и национальную самобытность, родной язык. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Беседа, рассматривание иллюстраций.

«Я – гражданин своей страны»

(право на гражданство)

Ознакомление детей с разными странами и народами; формирование терпимого отношения к представителям разных народов

Рассматривание карты мира, беседа.

«Хочу все знать» (право на образование)

Формирование представлений о школе; углубление представлений о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению.

Экскурсия в школу, беседа со школьниками, встреча с учителями.

«Изготовление паспорта дошкольника»

Формирование представлений о том, что шестилетние дети - самые старшие в детском саду; об изменении статуса людей и документах, подтверждающих этот статус.

Творческая работа

май

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитывать патриотические чувства; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших солдат.

Возложение цветов  к Мемориалу воинов-искитимцев

«Эхо войны»

Воспитывать патриотические чувства за  Великую Победу

Оформление мини-музея, стенда  Великой Победы

Мини-проект «Искитимцы Великой Отечественной войны»

Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков, их подвиге в годы ВОВ.

выпуск Книги памяти «Мы помним и гордимся своими героями»

«Счастливый май»

Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к старшему поколению

праздничный концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла

«Озелени планету»

Воспитываем у детей желание украшать планету, вносить посильную помощь.

Акция «Посади цветок за того парня»

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Искитима и Новосибирской области доступны и интересны не только детям, но и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"

В проекте определены задачи патриотического воспитания детей, показаны различные формы и методы работы с детьми, которые помогают им лучше расширить свои знания о родном крае, селе,обычаях, профессиях...

«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы....

Методическая работа. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формир...

Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Анализ работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"....

«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю»

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству....

«Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Воспитание положительного отношения к родному краю у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие пат...