Экологический родительский клуб в старшей группе "Будем беречь природу"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Миргалимова Альфия Нургалиевна

Экологическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_5-6.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

В ГРУППЕ ОРН 5-6 ДЕТ №3

«Будем беречь природу»

Картинки по запросу беречь природу значит беречь родину

Воспитатели:

Миргалимова А.Н

Кузнецова О.Я

г. Нижневартовск 2019

Экологический родительский клуб  «Будем беречь природу»

Положение

 

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение направлено на сохранение системы дошкольного образования в целом. Удовлетворение потребностей детей по интересам (Закон об образовании ст.26)

 1.2.Отношения между ДОУ   и Родительским клубом «Будем беречь природу» (далее – Клуб) регламентируются  данным Положением о Родительском клубе,  в котором определяются права и обязанности сторон.

1.3. В своей деятельности муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский г.Нижневартовска сад № 37 "Дружная семейка" ,в организации  клуба "Будем беречь природу", руководствуется:

    * Конвенция ООН о правах ребёнка;

    * Конституция РФ, ст.43;

    * Семейный кодекс РФ;

    * Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;

    * Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г №666;

    * Типовое положение "Об общеобразовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;

    * Типовое положение "Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204.

    * СанПиН 2.4.1. 1249-03. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений;

    * Инструктивно – методическое письмо Министерства образования России от 14.03.2000 №65/23-16 « О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

1.4. В состав Клуба входят родители (законные представители воспитанников ДОУ), педагоги ДОУ и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии дошкольного учреждения.

1.5.Основными принципами работы Клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

1.6.Положение о клубе обсуждается на общем собрании родителей и утверждается приказом заведующей

2. Организация деятельность   Клуба "Будем беречь природу"

2.1. Организация и  деятельность Клуба "Будем беречь природу" осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ.

2.2. Организация клуба «Будем беречь природу» строится при помощи родителей (законных представителей) на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ: педагогом- психологом, учителем- логопедом, старшей медицинской сестрой, музыкальным руководителем и воспитателем.

2.3. Настоящее Положение  предназначено для регулирования процесса создания и функционирования клуба «Будем беречь природу».

2.4. Планирования работы проводится по результатам социологического опроса родителей (законных представителей). План согласовывается руководителем учреждения.

2.5. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы и ее эффективность.

2.6. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

2.6. Срок деятельности Клуба не ограничен.

3. Организация образовательного процесса

3.1.Задачи и содержание образовательного процесса превышают стандарт дошкольного образования.  

3.2. Деятельность клуба "Будем беречь природу" регламентируется учебным планом утвержденным заведующей ДОУ

3.3. Клуб включает в себя: гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно- ориентированное развитие ребенка.

3.4. Формы организации работы Клуба: круглый стол, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видео просмотры материалов по организации жизни детей в ДОУ.

4. Права и обязанности участников  клуба

4.1.Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.

4.2. ДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба.

4.3. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.

4.4.ДОУ обязан: организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ.

Пояснительная записка

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в семейных клубах. Участие родителей в работе семейного клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество, как с педагогами дошкольного учреждения, так и с педагогами школы. Семейные клубы помогают активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулировать детей и их родителей к поиску разнообразной информации.

Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Задачи:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды.

 5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Принципы:

-компетентность

-соблюдение педагогической этики

-сотрудничество

-конфиденциальность

-Участвовать в работе клуба на добровольной основе;

-учитывать пожелания и предложения участников клуба, строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности.

Организация деятельности семейного клуба:

-Работа родительского клуба осуществляется на базе МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка»

-Заседания проводятся 1 раз в 3 месяца. Продолжительность 60 мин.

-План работы составляется на один год, с возможными дальнейшими изменениями;

-просветительскую работу планировать и проводить еженедельно.

-Членами клуба могут быть все члены семьи воспитанника.

Содержание программы:

I этап – организационно-подготовительный

-изучение методической литературы и составление картотеки по проблеме;

-определение целей и задач, направленной деятельности;

-формирование нормативно - правовой базы;

-определение ожидаемых результатов;

-проведение исследований среди родителей и детей.

II этап – основной, работа с родителями.

Формы работы:

Традиционные:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления  экологической компетентности родителей;

- Беседы за круглым столом;

- ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон;

- консультации, сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат;

-совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- участие в экологических акциях;

 - участие в выставках, смотрах-конкурсах;

- педагогические ширмы;

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада и в уголке природы;

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания;

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижек;

инновационные:

-сайт детского сада

-сайт группы:

-электронная энциклопедия «Хочу все знать»

-виртуальные конкурсы: «Делаем елочку сами, своими руками»,  «Делаем кормушки сами, из того что под руками», «Мой красивый, чистый город» и т.д.

-родительский форум «Вопрос - ответ»

-видеотека «Как мы в садике живем»

Ожидаемые результаты:

- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

-Создание предметно-развивающей среды в группе по экологии.

-Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по теме.

-Повышение степени вовлеченности родителей в воспитательно–образовательный  процесс детского сада.

Перспективный план заседаний семейного клуба

Сентябрь-октябрь

Тема: «Животный мир природы»

1.Круглый стол: «С детства – любовь к животным»

Диспут: «Должны ли дома жить кошки и собаки?»

2.Памятка «Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными»

3.Конкурс на самую занимательную историю о домашних питомцах

4.Слайд-шоу: «Эти забавные животные!»

5.Домашнее задание: творческий портрет «Наш четвероногий друг»

ноябрь

Тема:«Поможем нашим друзьям»

1.Слайд-шоу «В мире птиц!»

2.Оформление группового тематического альбома «Птицы зимой»

3.Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая»

4.Консультация для родителей «Птицы нашего края»

5.Изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона

6.Праздник «Поможем нашим друзьям»! Тема:«Поможем нашим друзьям»

апрель

Тема: «Мир природы в детских играх»

1.Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»

2.Экологическая игра «Волшебное солнышко»

3.Конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.

4.Фотовыставка «Дети и природа». Фото из семейного архива (дети в лесу, на даче, в зоопарке и т.п.).

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

месяц

Содержание работы

Формы работы

сентябрь

«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.)

«В лес по грибы.

«Что наблюдать в природе осенью».

Консультация

Ширма

стенд

октябрь

 «Азбука поведения в природе».

«Прогулки в природу».

Беседа

консультация

ноябрь

«Сокровища леса». (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

 «Войди в природу другом!»

Консультация

Конкурс рисунков

декабрь

 «Пожар — это беда леса!»

«Сбережем нашу елочку»

«В защиту хвойных деревьев»

Стенд

Консультация

акция

январь

«Крылатые доктора». (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

«Поможем крылатым докторам» (изготовление кормушек).

Папка - передвижка

Практикум

февраль

«Ваши помощники книги» (детская художественная

литература о природе)

 «Что наблюдать в природе зимой».

Консультация

ширма

март

«Зеленая аптека» (о комнатных растениях).

«Ребенок и уход за комнатными растениями»

«Мы дежурим» (дежурства в уголке природы)

 «Что наблюдать в природе весной».

Консультация

Папка – передвижка

фотовыставка

стенд

апрель

«Ядовитые растения». (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

«Цветы — земной красы начало».

 «Наблюдения на огороде»

Коллаж

Ширма

Папка - передвижка

май

«Пусть цветут травы!» (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

«Первоцветы — вестники весны»

Консультация

Анкета для родителей

 «Экологическое воспитание детей в ДОУ»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем наиболее интересно и действенно организовать работу по экологическому образованию детей в детском саду.

 1.Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

Да        Нет

2.Интересует ли вас лично проблема экологического воспитания детей?

Да        Нет

3.Ощущаете ли вы по ребёнку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию?

Да        Нет

4.Принимаете ли вы участие в проводимой в ДОУ работе по экологическому воспитанию дошкольников?

Да        Нет

5.Как вы считаете, какие формы совместной деятельности ДОУ и родителей в реализации задач экологического образования детей будут наиболее эффективными?

Посещение дня открытых дверей; просмотр открытого занятия; прослушивание лекции и т.д.

Участие в экологических проектах, акциях, экологических праздниках, заседаниях родительского клуба

6.Как вы считаете, нужно ли в ДОУ проводить работу по экологическому просвещению родителей?

Да        Нет

7.В какой форме, вы предпочли бы осуществление экологического просвещения родителей?

Информационные стенды, консультации, тематические собрания        

Практическая деятельность (экологические проекты, акции, праздники, семинары-практикумы)

8.Можно ли оценить работу ДОУ по экологическому просвещению и вовлечению родителей в процесс экологического образования детей положительно?

Да        Нет

Список источников

нормативно-правовые документы:

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. в ст. 44, п. 1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей.

В параграфе 1.4. «Основные принципы дошкольного образования» одним из принципов воспитания выделяется сотрудничество Организации с семьей.

 В параграфе 1.6. «Стандарт направлен на решение следующих задач», в п. 9 выделяется задача: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 В параграфе 1.7., в п. 6 отмечается, что стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

методические материалы:

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическому проект: «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

Цель проекта:продолжать формирование экологической            культуры детей, расширять представления оприроде родного края, о взаимосвязях ...

Экологический родительский клуб «Берегиня» (перспективный план работы)

формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей...

ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА в старшей логопедической группе на год

Учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп этот материал будет удобен тем, что темы встреч подобраны в соответствии с периодами обучения детей. Также в плане указаны задачи каждой встречи....

План работы родительского клуба в старшей группе

План работы родительского клуба в старшей группе на год...

Программа экологического родительского клуба в старшей группе "Будем беречь природу"

Программа экологического родительского клуба в старшей группе "Будем беречь природу"...

Родительское собрание "Как научить ребенка беречь природу"

Цель: повышение уровня экологической компетентности родителей для формирования у детей правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой....