Конспект игрового досуга на тему: « Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная деятельность с детьми 3-6лет)
план-конспект занятия по окружающему миру

Деменок Мария Викторовна

Цель:  

Знакомство с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и углублять  представление детей и взрослых о родном городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом.

2.Обогащение и активизация словаря  детей за счет использования слов петербургской тематики: проспект,  площадь, аллея, театр, залив, район, старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, зодчий, Адмиралтейство  и т.д..

Развивающие:

1. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картинке.

2. Развивать разговорную речьдетей. Учить слышать поставленный вопрос и отвечать на него полным предложением.

3.Учить детей координировать речь с движением.

Воспитательные:

1.Привлечь родителей воспитанников к мероприятиям ГДОУ.

2.Вызвать чувство гордости и определить значимость семьи в жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _puteshestvie_po_gorodu_sankt-peterburg.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Жил давно в России царь,

Очень умный государь.

Он на троне не сидел -

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым

Он и плотник и кузнец

Петр царь был- молодец!

Предлагаю поиграть в игру «По болоту Петр шел»

Водящий находится в середине круга.

(Дети идут по кругу, со словами).

По болоту Петр шел

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

«Петр» - ребенок

Я по острову пойду,

Шевельнется кто- найду.

Дети –замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.

«Петр» - зайцы пушек испугались,

По кустам все разбежались.

(Дети убегают на места).

это здание Адмиралтейство и его шпиль венчает кораблик - флюгер.

- Прочитайте стихотворение о кораблике

Маленький кораблик

В городе огромном

В небе над Невою

Синем и просторном.

Маленький кораблик

Высоко плывет - это

Символ города -

Здесь рождался флот.

В нашем городе много парков, скверов и садов и самый известный - Летний сад.

Летний сад- какая прелесть

Вековых деревьев шелест.

За решетчатой оградой

Под седой волны напев.

Дремлю мраморные изваянья,

юных и прекрасных дев.

Приложение 2

Консультация для родителей

Мой любимый город Санкт-Петербург

патриотическое воспитания в дошкольном возрасте.

Проблема патриотического воспитания детей сейчас является одной из самых актуальных.

С 2001 года в нашей стране предпринимаются большие шаги по  «реанимации» духовно-нравственного  потенциала наших граждан. 5 октября 2010 года Постановлением Правительства РФ № 795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Основной целью этой программы является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Патриотизм – это сложное чувство, которое формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране.  Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств,  в частности – чувства патриотизма.

Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов  и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, возможности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа. В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, любви к своей Родине, своего народа.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве, уважение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что это все Родина.

 Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит пред собой малыш, чему он изумляется и что находит отклик в его душе.  И хотя не все впечатления еще осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Поэтому мы должны показать ребенку, что его родной город славен своей историей и традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый комплекс задач:

  • Формирование бережного отношения ко всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о России;
  • Знакомство детей с символами государства – гербом, гимном, флагом;
  • Развития чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности - в играх, в труде, в быту и т.д., так как все это воспитывает в ребенке патриота  вся его жизнь(в детском саду и дома), его взаимоотношения со взрослыми и  сверстниками.

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается по принципу  «от близкого  к далекому», от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице,  городу – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным городом следует начинать с ближайшего окружения ребенка – с улицы, на которой  находится детский сад, и улицы на которой  живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.)

Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные особенности. Дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; основные достопримечательности.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что страну нашу населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками.

Воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, любое отношение к людям других национальностей создается в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Подрастая, ребенок открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию в детском возрасте чаще всего лежит через игру. В такой форме усваиваются достаточно сложные понятия, закрепляются навыки  и умения. Но игрового материала на тему знакомства детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом не так уж много. Поэтому, многие игры приходиться делать самим.

Надеюсь, что представленный материал будет интересен родителям. Достаточно известно, что экскурсии для детей всегда интереснее и более познавательны, если до их проведения ребенок имел возможность заочно познакомиться в игре с историей и архитектурными особенностями тех мест, которые планируются для реального посещения.

Дошкольное детство – пора открытий.

Задача взрослых помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитательным содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

Пусть маленький человек открывает для себя красоту нашего города , удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно

Дидактическая игра «Логическая связь»

Цели: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: цветные карточки, картинки с изображением зданий, скульптур, памятников, символов.

        

Ход игры: Игрокам необходимо найти логическую взаимосвязь между картинками и объединить их в пары. Уметь дать  логическое объяснение своему выбору.

Дидактическая игра «Узнай, обведи, назови»

Цели: Закрепление знаний о символах Санкт-Петербурга, развитие восприятия, внимания, речи, подготовка руки к письму.

Игровой материал: Рабочие листы с контурными изображениями.

Правила игры: Узнать по контурному изображению символ, памятник или  скульптуру, обвести каждый контур своим цветом.

Игра:  «Какой дом»

Задачи игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

    - Дом из 2 этажей (какой?) - …..(двухэтажный).
- Дом из 3 этажей (какой?) - ………(трехэтажный)
- Дом из 5 этажей (какой?) - ………(пятиэтажный)
- Дом из 9 этажей (какой?) - ……..
- Дом из 12 этажей (какой?) - ……..

Конспект игрового досуга на тему:

« Путешествие по городу Санкт-Петербург»

(совместная деятельность с детьми 3-6 лет)

Цель:  

Знакомство с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и углублять  представление детей и взрослых о родном городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом.

2.Обогащение и активизация словаря  детей за счет использования слов петербургской тематики: проспект,  площадь, аллея, театр, залив, район, старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, зодчий, Адмиралтейство  и т.д..

Развивающие:

1. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картинке.

2. Развивать разговорную речьдетей. Учить слышать поставленный вопрос и отвечать на него полным предложением.

3.Учить детей координировать речь с движением.

Воспитательные:

1.Привлечь родителей воспитанников к мероприятиям ГДОУ.

2.Вызвать чувство гордости и определить значимость семьи в жизни каждого человека.

Используемый материал:

слайды с видами города, аудиозапись, карта – путеводитель с изображением символов города, пазлы ( изображение памятника «Медный всадник»), иллюстрации по темам: «Летний сад», «Медный всадник», «Стражи города», «Адмиралтейство» и «Басни Крылова»;

кукла Машенька, сувениры (по числу детей).

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Предварительная работа:  

просмотр презентации «Символы города» с видами Санкт-Петербурга;

заучивание стихов о городе;

                                                Ход игры - путешествия

Под музыку «Белые кораблики» дети входят в группу.

Их внимание привлекает стук и из-за ширмы появляется кукла - Машенька.

Учитель-логопед выступает за ширмой в роли Машеньки

Машенька: «Здравствуйте, дети! Я была в гостях у медведей и пошла домой, но по дороге заблудилась и попала в огромный город. Здесь все такое красивое и большое. А я тут слышу, что вы собираетесь в путешествие. Возьмите меня с собой.

Воспитатель: Здравствуй, Машенька! Да, мы с детьми любим путешествовать и тебя возьмем с собой. Только, давайте сначала вспомним, как люди путешествуют? Какие виды транспорта используют для путешествия? (на машине, пешком, на автобусе, корабле).

Воспитатель: вы знаете, что наш город построен на островах. Какие вы знаете острова?

(дети называют).

А как называется  главная река нашего города? (дети называют)

Мы сегодня отправимся в путешествие по нашему городу по реке Неве на корабле. Занимайте скорее свои места (дети занимают свои места на смоделированном пространстве корабля). Капитан дает команду: «Полный вперед!»

Воспитатель: Но как у каждой дружной команды на корабле у нас есть карта. Именно по ее маршруту мы и будем путешествовать (воспитатель предлагает детям карту путешествия). Капитан подходит к карте и называет первую остановку.

Первая остановка: « Медный всадник»

Детям предлагается к рассмотрению макет памятника «медный всадник».

Воспитатель: Посмотрите, дети, в нашем музее есть макет этого замечательного памятника. А что вы знаете о нем?

(Памятник создан по приказу дочери Петра 1- царицы Екатерины; памятник стоит на «Гром камне»  на трех точках опоры (хвост, и две ноги); конь придавливает копытами змею, что говорит о победе  России над врагами; скульптор Эдмон Фальконе).

Воспитатель: Послушайте, какие красивые слова сказал об этом памятнике великий русский поэт А.С. Пушкин.

« Какая сила в нем сокрыта,

  А в сем, коне какой огонь!

  Куда ты скачешь, гордый конь,

  И где опустишь ты копыта?»

Воспитатель: А какие вы знаете стихотворения о «Медном всаднике»?

  «Этот всадник на коне

  Создал скульптор Фальконе»

(Дети читают выученные стихотворения)

Воспитатель: Посмотрите, а у меня есть «Медный всадник» еще и на картинке.

Ой, а картинка рассыпалась. Помогите собрать мне ее(детям предлагается из частей собрать целое изображение).

Дидактическая игра «Рассыпающиеся картинки» (в игре участвуют дети  с привлечением старших детей).

Воспитатель: Молодцы, дети, но нам пора отправляться дальше.

Посмотрим на нашу карту. Следующая остановка….

Вторая остановка: « Адмиралтейство».

Воспитатель: Правильно, на карте мы увидели еще один символ нашего города - золотой кораблик. На каком здании нашего города можно его увидеть? (здание Адмиралтейства)

Давайте вспомним, что мы знаем о нем.

 Рассказы детей с использованием алгоритма последовательности.

( Это здание Адмиралтейства, построенное по приказу царя Петра. Здание было предназначено для строительства кораблей. На шпиле Адмиралтейства находится золотой кораблик - это флюгер. Флюгер нам помогает определить направление ветра в городе).

Воспитатель: Правильно, а какие стихи о золотом кораблике вы знаете?

 «Маленький кораблик в городе огромном

В небе над Невою синем и просторном.

Маленький кораблик высоко плывет.

Это - символ города! Здесь родился флот!»

«Адмиралтейская игла кораблик в небо подняла»

«Адмиралтейства зданье славное –

 Постройка зодчего Захарова»

Воспитатель: Молодцы, ребятки, а кого мы можем назвать «зодчим?»

Правильно, зодчий - это человек, который является автором. Это создатель, архитектор. Сейчас мы с вами превращаемся в зодчих слов. Мы будем придумывать красивые слова о нашем городе. Дидактическая игра «Назови красиво» (детям предлагается подобрать красивые слова характеризующие город Санкт – Петербург)

«К кому кораблик приплывет, тот красиво город назовет!»

Но нам снова пора двигаться дальше. Посмотрите на карту.

Третья остановка: «Стражи города».

Воспитатель: Кого вы видите?

Да, правильно, мы видим еще один символ нашего города – сказочное существо сфинкса. А что значит, сказочное? (Ответы детей). Правильно, несуществующее, необычное. Посмотрите внимательно, а что же в нем необычного?

( у этого сфинкса тело льва, а голова человека).

Эти сфинксы находятся на набережной Невы. А еще Сфинксов называют «стражами» нашего города. Существует миф (сказка) о том, что когда наступает ночь, то они охраняют наш город от бед и неприятностей.

А сейчас мы поиграем с вами в игру «узнай по силуэту». ( дидактическая игра « Узнай по силуэту» - детям предлагаются силуэты известных памятников, которые они должны узнать и вспомнить их точное название).

Физкультурная пауза.

(Звучит тихая музыка).

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать                 (дети шагают на месте)

Невский - раз, Зимний - два,

Три - красавица Нева.

А четыре - мост Дворцовый.

Пять - гуляю по Садовой                             (дети пересчитывают пальцы рук)

                                     

Шесть - к Исакию схожу

И на купол погляжу.                                      (повороты направо и налево)

Семь, конечно, Летний сад,

Как красив его наряд

Восемь - крепость у Невы,

Были там, наверно, Вы                                    (дети шагают по кругу)

Девять - повстречался мне

Медный всадник на коне                                 (изображают  «Медный всадник»)

Четвёртая остановка: «Летний сад».

Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, вместо следующего пункта нашего путешествия знак вопроса. А что бы узнать, что это за секрет там спрятался нужно отгадать загадку! Слушайте внимательно

« Что за кружево оград?

   Перед нами…………(Летний сад)»

Давайте подойдем поближе и рассмотрим картины в нашем музее.

Летний сад не зря называют музеем под открытым небом. Это необыкновенное и чудесное место в нашем городе. Здесь, много красивых старинных скульптур (показ). Здесь, есть маленький дворец царя Петра, где он очень любил отдыхать вместе со своей семьей от важных государственных дел (показ). На чугунную ограду Летнего сада приезжают любоваться  люди со всего мира. А еще в Летнем саду есть очень красивый памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (показ).

А вот сейчас мы с вами снова поиграем, мы узнаем, как вы знаете басни И.А. Крылова.

Посмотрите, пожалуйста, выступления наших артистов внимательно и в конце выступления  скажете, какая басня И.А.Крылова прозвучала?

1.«Ворона и лисица»

2.«Стрекоза и Муравей»

3. «Слон и моська»

4. «Лебедь, рак да щука»

(Родители воспитанников читают отрывок басни,  а дети вспоминают, как басня называется)

Воспитатель: Молодцы, дети! Наше путешествие по городу подошло к концу. Вам оно понравилось? А тебе, Машенька? (Воспитатель обращается к кукольному герою - Машеньке. Кукла Машенька благодарит детей за путешествие, за их полные подробные рассказы.

Воспитатель:  Давайте вспомним, где вы сегодня были? (Ответы детей).

Посмотрите, в нашем музее появились новые экспонаты - это ваши рассказы о прогулках по нашему любимому городу – Санкт- Петербургу. (Воспитатель обращает внимание детей на стенд с совместно составленными рассказами детей и родителями о б экскурсиях, прогулках по городу - Санкт – Петербургу).

Спасибо тем, кто принял участие в конкурсе.

И на память о нем всем детям Машенька дарит памятные призы (значки с видами города).

                                         

                                 

                                                                       4. Игра "Какой дом"

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из дерева (какой?) - …..(деревянный).
- Дом из кирпича (какой?) - ………(кирпичный)
- Дом из глины (какой?) - ………
- Дом из камня (какой?) - …….
- Дом из стекла (какой?) - ……..
- Дом изо льда  (какой?) - ……….
- Дом из снега (какой?) - ………
- Дом из бумаги (какой?) - …….
- Дом из картона (какой?) - …….

Игра: «Скажи ласково»

Задачи игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: Представьте себе 2 дома: один настоящий, большой, а другой – маленький, игрушечный.

Я буду говорить про большой дом, а вы про маленький.
- У меня дом, а у вас?  (домик).
- У меня стены, а у вас? (стеночки).
- У меня дверь, а у вас? ……….
- У меня окно, а у вас? ………..
- У меня  ступеньки, а у вас? ……..
- У меня крыльцо, а у вас? ……….
- У меня кирпичи, а у вас? ……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». (средняя группа)

В процессе игровой обучающей ситуации дети стараются  помочь мультперсонажу Даше попасть в страну «Геометрических фигур». Для этого надо выполнить ряд заданий обозначенных на карте. За каждое вып...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметов, отличающиеся по какому-либо признаку.Формировать умение сравнив...

Конспект спортивного досуга «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» совместная деятельность с детьми средней, старшей и подготовительной группы

Конспект спортивного досуга «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»совместная деятельность с детьми средней, старшей и подготовительной группы Современные образовательные технологи...

Конспект игрового досуга с родителями «Путешествие в город Играленд»

Конспект игрового досуга с родителями «Путешествие в город Играленд»...

Конспект игры-путешествия "Путешествие по городу Санкт-Петербург" совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему  вниманию свою методическую разработку - Конспект игры-путешествия с использованием  презентации "Символы города". Цель разработки : пропаганда ...