«Бразильский карнавал»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Галина Георгиевна

«Бразильский карнавал»

 

Цель занятия: способствовать формированию интереса к культурным традициям народов разных стран и развивать творческую активности через многообразие художественной деятельности.  

Задачи:

  1.  Дать знания о культурных традициях народов разных стран.
  2. Формирование изобразительных навыков с использованием различных изобразительных материалов,  развитие творческого воображения.
  3.  Воспитание чувства любви и уважения к культуре своего народа и народа других стран.

 

Литературный ряд: загадки, стихотворения о карнавале, репродукции картин художников Кустодиева,  Левитана.  

Музыкальный ряд: танцевальная композиция.

Оборудование и материалы:

—  для педагога: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;  образцы карнавальных масок, фломастеры.

—   для детей: заготовки масок, фломастеры.

Методическое обеспечение: образовательная программа «Веселая палитра», конспект занятия.

Дидактическое обеспечение:

1.Слайд-презентация «Веселый карнавал всех на праздник нас позвал»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_brazilskiy_karnaval.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Бразильский карнавал»

Цель занятия: способствовать формированию интереса к культурным традициям народов разных стран и развивать творческую активности через многообразие художественной деятельности.  

Задачи:

  1.  Дать знания о культурных традициях народов разных стран.
  2. Формирование изобразительных навыков с использованием различных изобразительных материалов,  развитие творческого воображения.
  3.  Воспитание чувства любви и уважения к культуре своего народа и народа других стран.

 

Литературный ряд: загадки, стихотворения о карнавале, репродукции картин художников Кустодиева,  Левитана.  

Музыкальный ряд: танцевальная композиция.

Оборудование и материалы:

—  для педагога: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;  образцы карнавальных масок, фломастеры.

—   для детей: заготовки масок, фломастеры.

Методическое обеспечение: образовательная программа «Веселая палитра», конспект занятия.

Дидактическое обеспечение:

1.Слайд-презентация «Веселый карнавал всех на праздник нас позвал»

 

Ход занятия

Организационный.

Перед началом занятия педагог проверяет готовность рабочих мест детей к проведению занятия.

Подготовка детей к активному и сознательному усвоению нового материала.

Педагог. Здравствуйте, ребята!

У любого народа есть свои традиции, свои народные промыслы, своя история – одним словом то, что отличает один народ от другого. Но есть такие обычаи, которые мы можем встретить у многих народностей, но со своим колоритом. О чем идет речь вы сейчас узнаете, если отгадаете загадку:

Игры, шутки, песни, пляски

Там и тут мелькают маски

Ты медведь, а я – лиса

Вот какие чудеса!

Что за праздник всех собрал?

Ведь это же………… !

Ответы детей. Карнавал.

Педагог. Сегодня на занятии мы узнаем, как проходили карнавальные шествия в Бразилии  и научимся создавать свой собственный элемент карнавального костюма.

Пусть сегодняшний карнавал станет настоящим праздником искусства. И пусть каждый, кто попал на это занятие, почувствует себя героем сказки. Примерит на себя новый образ. А, кто-то встретит здесь новых друзей.

Усвоение новых знаний.

Педагог: Постойте, постойте.… Наверное, я поторопилась?! Я уверена, что многие из присутствующих не знают, что такое карнавал.

Вопрос детям. Ребята, как вы думаете, что же такое карнавал?

Ответы детей.

Педагог. В переводе слово «карнавал» – это «корабль шутов» — праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Сопровождается массовыми народными гуляньями и театрализованными представлениями.

Основная часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Главная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон шествию, и представлению, которое разворачивается на центральной площади города.

Карнавал — это внутренняя свобода! Мир вокруг расцветает яркими красками!

Вопрос детям. Ребята, какие вы знаете карнавалы, проходящие сейчас в различных странах мира?

Ответы детей.

Педагог. Самые знаменитые карнавалы в мире проводятся в Бразилии в городе Рио-де-Жанейро и в Италии, в прекрасном и загадочном городе Венеция. На эти праздники  съезжаются туристы со всего мира. Ведь такое событие бывает один раз в год, и готовятся к нему очень долго. Шьют костюмы, придумывают маски и создают необычные образы.

Познакомимся поближе с Венецианским карнавалом. Он открывается 6 февраля в день Святого Стефана торжественным и красочным шествием — тысячи людей проходят в неописуемых нарядах и фантастических масках по набережным города до площади Сан-Марко. В течение десяти дней улицы города представляют собой волшебный хоровод масок. Каждый карнавальный костюм рассказывает о мечтах своего хозяина больше, чем он может об этом рассказать сам.

Рассмотрим внимательно представленный слайд.

Вопрос детям. Ребята, как вы думаете, о чем мог мечтать обладатель такого прекрасного костюма?

Ответы детей.

Педагог. Самые красивые и необычайные костюмы приглашаются на парад последнего дня праздника. Торжественное закрытие карнавал происходит 16 февраля. Вечером маски совершают последнее шествие по Венеции, далее катание по каналам в единственной в мире лодке влюбленных – гондоле и праздничный салют.

Карнавал завершается сожжением чучела «старухи-зимы» — ритуалом, символизирующим обновление природы, проводы зимы и встречу весны.

Вопрос детям: Ребята, на какой праздник, проходящий каждый год в нашей стране похож венецианский карнавал?

Ответ детей.  Масленица.     

Педагог. Такая же традиция существует в знакомом всем вам празднике – «Масленица». Ряженные, собираются в воскресный день на центральной площади с песнями и танцами. Театрализованные представления, цирковые выступления – все это неотъемлемые атрибуты праздника. Главный герой – Петрушка, высмеивающий пороки человеческой глупости, жадности и невежества.

Закрепление новых знаний.

Педагог. Итак, ребята, перед вами две страны – Италия и Россия с разными народными традициями, со своим ярким национальным колоритом, но в тоже время с очень похожим содержанием. Что же общего в этих двух праздниках?  Давайте, попробуем ответить на этот вопрос!

Дети отвечают на вопросы с помощью видео викторины виде кроссворда.

Вопрос детям. Ребята, попробуйте отгадать: он является неотъемлемой частью образа героев карнавала.

Ответ детей. Костюм.

Вопрос детям. С каким временем года прощаются участники празднества?

Ответ детей. Зима.

Вопрос детям. Какое время года встречают?

Ответ детей. Весна.

Вопрос детям. Обновление природы символизирует ритуал сожжения чучела. Что для этого необходимо развести?

Ответ детей. Костер.

Вопрос детям. Ребята, вспомните, каким красочным действием заканчивается венецианский карнавал?

Ответ детей. Салют.

Вопрос детям. Какой элемент карнавального костюма обеспечивает неузнаваемость участника?

Ответ детей. Маска.

Педагог. Маски существуют самые разные: смешные и грустные, злые и добрые, загадочные, таинственные, яркие, цветные, сделанные из разных материалов. Самое главное предназначение маски на карнавале – это неузнаваемость участника. Для создания характера и образа маски есть несколько секретов. Рассмотрим представленный слайд.

Вопрос детям. Ребята, как вы думаете, на этом слайде представлены маски положительного героя или отрицательного?

Ответ детей. Положительного.

Дети объясняют свое решение.

Вопрос детям. Ребята, какие цвета будут использоваться при создании маски положительного героя?

Ответ детей. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, коричневый – теплые цвета.

Вопрос детям. Ребята, как вы думаете, на этом слайде представлены маски положительного героя или отрицательного?

Ответ детей. Отрицательного.

Дети объясняют свое решение.

Вопрос детям. Ребята, какие цвета будут использоваться при создании маски отрицательного героя?

Ответ детей. Синий, голубой, фиолетовый, малиновый, изумрудный – холодные цвета.

Вопрос детям. Итак, с чего же мы начнем свою работу по созданию образа для карнавальной маски? Какими выразительными средствами создаются образы персонажей карнавала?

Ответ детей. Выберем форму, подберем цветовую гамму.

Вопрос детям. Что нужно сделать, чтобы маска стала еще красивей?

Ответ детей. Украсить.

Педагог. Образ маски можно подчеркнуть орнаментом. Рассмотрим внимательно следующий слайд.

Вопрос детям. Соответствует украшение представленных на слайде масок их образу?

Ответ детей. Соответствует.

Педагог. Ребята, я вам приготовила подарок – маски, которые мы с вами разрисуем и украсим. (Педагог проходит с подносом, на котором выложены различные заготовки масок, дети выбирают понравившиеся).

А, чтобы они получились нарядными, руки и пальцы должны быть быстрыми и ловкими. Выполним небольшое упражнение.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

Молодцы!

Самостоятельная работа. Выполнение практического задания.

Педагог. Каждый из вас выбрал маску. Но, она безликая. Вам нужно украсить эту маску так, чтобы характер образа стал более ярким. Для этого у каждого на столе есть необходимые изобразительные материалы.

У каждого из вас получится своя уникальная, неповторимая маска, которая поможет нам попасть на карнавал.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа педагога с детьми во время декорирования маски.

Итог занятия.

Педагог: Пришло время перевоплощения! Ребята, оденьте ваши маски.

Будем вместе танцевать.

Карнавал наш зажигать!

Возле стульчиков вставайте,

За мной движенья повторяйте! (Танец-шутка)

(Педагог демонстрирует не сложные движения карнавального танца, дети повторяют. Под зажигательные ритмы музыки дети с педагогом совершают карнавальное шествие.)

Вот закончен карнавал,

Погасли свечи!

Пушки радостно палят!

Говоря нам:

До новой встречи!

(Педагог пускает в воздух конфетти.)

Итак, наше путешествие на карнавал завершается. Я хочу, чтобы каждый участник сегодняшнего праздника унес с собой чудесное настроение, светлое воспоминание и красочную маску, выполненную своими руками.

Доброго вам здоровья! И удачи в новом году! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний карнавал

Сценарий новогоднего праздника для старшего возраста...

Сценарий новогоднего праздника "Карнавал игрушек"

Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы....

Конспект спортивного праздника в средней группе "Карнавал животных"

Предлагаю детям закрыть глаза…(в это время ставлю на стол сундучок).- Ребята, как вы думаете, что в нем? - Давайте вместе скажем: «Сундучок, сундучок, что ты нам принес?»...

Шляпный карнавал

Очень веселое развлечение для детей разных возрастных групп. Шляпа покрывает голову - она означает мысль, сменить шляпу - сменить образ мыслей. А все - таки не самое главное. что у тебя на голове, все...

Анимированная презентация "Карнавал животных". К. Сен - Санс. Сюита "Карнавал животных".

Данная презентация направлена для показа детям при знакомстве с музыкой сюиты"Карнавал животных" композитора Камиль Сен - Санса. Анимированные картинки привлекают внимание ребят.Была использована в му...

Бразильский Новый год

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе...

Практическое мультимедийное пособие для работы с детьми дошкольного возраста "Карнавал животных" (по сюите К.Сен-Санса "Карнавал животных")

Познание окружающего мира, его взаимосвязей происходит у дошкольника через восприятие – базового психического процесса для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер ребенка.Восприяти...