Конспект занятия в старшей группе "Съедобные и несъедобные грибы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Митюрина Элеонора Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе на тему "Съедобные и несъедобные грибы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby_sedobnye_i_nesedobnye.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе

на тему: «Съедобные и несъедобные грибы»

Подготовила: воспитатель Митюрина Элеонора Викторовна

Цель: Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах.

Задачи:

Образовательные: закрепить умение различать съедобные и ядовитые грибы  по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; расширить и активизировать словарный запас по теме.

Развивающие: развивать познавательный интерес; развивать внимание

при решении игровых заданий;  развивать зрительное и слуховое восприятие,

внимание, память; развивать координацию слов и движений; развивать

мелкую и общую моторику;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Наглядные: картинки, корзинка, платок,  муляжи съедобных и ядовитых грибов, аудиозапись, цв. карандаши, шаблоны мухоморов.

Ход:

Оргмомент:  вносится в группу корзинка, закрытую платочком.

Дети, посмотрите, что у меня в руках! Хотите узнать, что там? ( Да!)

Я сейчас вам загадаю загадку, и вы узнаете о теме нашего занятия.

Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет?
 (Гриб.)
(Убирается платочек, показываются детям грибы).

- Верно, о грибах. Скажите, пожалуйста, где растут грибы? (В лесу.)

-Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка.)

- Правильно, а еще у гриба есть часть, которую не видно,

потому что она находится в земле, она называется грибница. Гриб живет 3-4

дня, а грибница больше 10 лет. (показывать иллюстрацию). Грибница – это

корни, как у дерева есть корни, так и у гриба.

- А вы хотите пойти в лес, чтобы собрать грибы? (ответы детей).

- Ну, тогда берите корзинки и в путь. (включает аудио запись «Звуки леса»)

Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой вправо
На пеньке – опята. Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Добрый лес, старый лес. Дети идут по кругу
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас,
И зовём с собою вас! Зовут

(На ковре расположена «грибная полянка»)

Дидактическая игра  « Найди гриб, отгадай загадку».

- Ребята, давайте соберём с вами съедобные грибы. Я буду загадывать загадки, а вы должны найти на полянке такой гриб и положить его в корзину.

1.Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я…(подосиновик).

 - Правильно, этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется.
- Что есть у подосиновика? ( Ножка и шляпка.)
- Какого цвета шляпка? ( Шляпка красная.)
- А ножка?  (Ножка белая с черными.)

2.Серенькие шапки,

Рябенькие ножки.

Под березой растут.

Как их зовут(подберезовик).

 - Как вы думаете, почему он так называется? (Растет под березой.)

3.Растут в лесу сестрички,

Рыжие(лисички).

- Как вы думаете, почему они так называются? (Они рыженькие, как лисички).

- Ребята, как вы думаете, почему эти грибы называются съедобными? (Ответы детей.)

- Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, из них готовят супы и другие вкусные блюда.

- Кто скажет, почему эти грибы так называются? (Они рыжие, как лисички.) оспитатель:  Ребята,  как  вы  думаете,  почему  эти  грибы  называют

съедобными? 

Ответы детей. 

Воспитатель:  Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них

супы и другие вкусные блюда. 

Ребята,  как  вы  думаете,  почему  эти  грибы  называют

съедобными? 

Ответы детей. 

Воспитатель:  Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них

супы и другие вкусные блюда

Ребята,  как  вы  думаете,  почему  эти  грибы  называют

съедобными? 

Ответы детей. 

Воспитатель:  Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них

супы и другие вкусные блюда

Лисички  растут  большими  группами  в  смешанных  и  хвойных  лесах  .В

лисичках много витаминов.  

Физминутка :                  За грибами. 

Все  зверюшки на опушке                                 дети ходят в хороводе 

Ищут грузди и волнушки 

Белочки  скакали                                                 скачут в присядку 

Рыжики  срывали                                                срывают воображаемые грибы 

Лисичка  бежала                                                бегут по кругу 

Лисички  срывала                                              собирают  воображаемые грибы 

Скакали  зайчатки                                             скачут стоя 

Искали  опятки                                                   срывая воображаемые грибы 

Медведь  проходил                                             идут в развалку 

Мухомор раздавил                                               топают правой ногой 

Воспитатель:  Ребята,  как  вы  думаете,  почему  эти  грибы  называют

съедобными? 

Ответы детей. 

Воспитатель:  Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них

супы и другие вкусные блюда.

Лисички  растут  большими  группами  в  смешанных  и  хвойных  лесах  .В

лисичках много витаминов.  

Физминутка :                  За грибами. 

Все  зверюшки на опушке                                 дети ходят в хороводе 

Ищут грузди и волнушки 

Белочки  скакали                                                 скачут в присядку 

Рыжики  срывали                                                срывают воображаемые грибы 

Лисичка  бежала                                                бегут по кругу 

Лисички  срывала                                              собирают  воображаемые грибы 

Скакали  зайчатки                                             скачут стоя 

Искали  опятки                                                   срывая воображаемые грибы 

Медведь  проходил                                             идут в развалку 

Мухомор раздавил                                               топают правой ногой 

Воспитатель:  Ребята,  как  вы  думаете,  почему  эти  грибы  называют

съедобными? 

Ответы детей. 

Воспитатель:  Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них

- Вот сколько съедобных грибов мы положили в свои корзинки!

- Ребята, но в лесу нужно быть осторожными с грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзинку могут попасть непрошенные гости. Угадайте, какие?

1.Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

 Ядовитый…(мухомор).

- Мухомор красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками, и даже пинать ногами. Мухомор – гриб не такой простой. Людям его нельзя есть, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Мухоморы для них – лекарство,

 - Вот еще один ядовитый для человека гриб.

2. Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки!

Его называют… (бледной поганкой).

- Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её, и умрёшь.

(Показать корзинку с грибами)

- Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

- А вы любите собирать грибы вместе папами и мамами? (да, очень любим).

- А можно ли вам ходить в лес одним? (Нет. Потому, что можно заблудиться.)
- А можно ли собирать грибы самостоятельно? ( Нет. Потому, что можно сорвать несъедобный гриб.)
Воспитатель: Конечно. Собирать грибы можно только с теми, кто в них очень хорошо разбирается. А как можно назвать такого человека? (Грибник.)  

- Я предлагаю отправиться с вами за грибами.

(Дети ходят по ковру и выполняют движения согласно тексту)


Мы в лесок пойдём, (шагают)
Мы грибок найдем, (наклоны, имитируют, что собрали гриб).
Маленький, да складный в шапочке нарядной (приседают, встают, мотают головой).
Мы в лесок пришли, (шагают).
Мы грибок нашли, (наклоны, имитируют, что собрали гриб).
Маленький, да складный в шапочке нарядной (приседают, встают, мотают головой).

      - Молодцы! А теперь, подумайте и скажите, как правильно собирать грибы в лесу? (Ответы детей).

      - Гриб срезают аккуратно ножом. Если гриб нечем срезать, это не беда.

Его можно слегка раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной.

        -А что делать, если гриб оказался червивый? (Ответы детей.)

Надо разломать шляпку и разбросать в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.

        - Есть очень важное правило: брать можно только знакомые и съедобные грибы.

         - Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в городе, даже если они съедобные, опасны. Они содержат много нитратов. Грибы поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб в городе, растопчите его или покажите взрослым. Учите маленьких братьев и сестёр этим несложным правилам:

  • Не собирайте незнакомые грибы.
  • Не собирайте грибы, растущие вдоль обочины дорог.
  • Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
  • Не храните необработанные грибы более суток.
  • К ядовитым грибам относятся бледная поганка, мухомор, ложный опенок, сатанинский гриб. 

Чтение сказки «Война грибов»

- Ребята, послушайте сказку, которая называется “Война грибов”.

… В старые – стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

 Гриб боровик над грибами полковник,

 Под дубочком сидючи, на все грибы глядючи,

 Стал приказывать:

- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!

Отказалися белянки:

- Мы – столбовые дворянки! Не пойдем на войну!

- Приходите, рыжики, ко мне на войну!

Отказалися рыжики:

- Мы – богатые мужики! Не пойдем на войну

- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!

Отказалися волнушки:

- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!

- Приходите вы, опенки, ко мне на войну!

Отказалися опенки:

- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!

- Приходите, грузди, ко мне на войну!

- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

- Какие новые съедобные грибы вы узнали из этой сказки? (ответы детей)

(Показать и назвать их на картинках).

- Как вы думаете, почему боровик не звал на войну ядовитые грибы? (ответы детей).

Игра на внимание: «Съедобные – несъедобные».

 -съедобные грибы – хлопни в ладоши.

-не съедобные грибы и ягоды - стой на месте.

Подосиновик, мухомор, белый гриб, лисички, бледная поганка, подберезовик.

- Молодцы! А сейчас, ребята, я приготовила, для вас раскраски. Угадайте, какой гриб вы будете раскрашивать.

Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор

Несъедобный… (Мухомор)


Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

- Наши пальчики тоже хотят собирать грибочки. Приготовьте пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу).
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца).
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.


Разукрашивание шаблона.

     - Молодцы. Я приготовила для вас шаблоны мухоморов, чтоб вы их раскрасили и запомнили какой это гриб. Возьмите нужный цвет карандаша и раскрашивайте гриб, не выходя за линию. Вспомните, каким цветом шляпка у мухомора. А свои рисунки вы покажите своим родителям и расскажите, где мы с вами сегодня были и что нового узнали. (Детям раздаются шаблоны мухомора для раскрашивания).

Рефлексия.

     - Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. О каких грибах

мы сегодня говорили? (Ответы детей). 

     - Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам занятие? (Ответы детей).

     - Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что

делали? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия на тему "Съедобные и несъедобные грибы" для группы старшего возраста

Целью Презентации на тему "Съедобные и несъедобные грибы" явлется познакомить детей со съедобными и несъедобные грибами нашего леса, научить различать их внешнему виду, раскрыть правила сбора грибов....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в лес за грибами"

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в лес за грибами" составлен для обогащения знаний детей о грибах. Занятие поможет разобраться детям в том, что не все гриб...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....

Конспект занятия в старшей группе по теме "Грибы"

Цель: Формирование знаний детей о грибах, их строении и пользе для окружающего мира.Задачи: -Познакомить детей с понятием "грибы", учить быть осторожными с неизвестными грибами, учить д...

Занятие по ОБЖ «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду.Задачи:Познавательные – закреплять представления о грибах;Обучающие – учить детей различа...

Занятие по ОБЖ «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: научить детей различать грибы и ягоды  (съедобные и несъедобные) по внешнему виду...