Проект "Капелька-Капитошка"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Борисенко Анна Владимировна

Данный проект разработан с целью повышения уровня знаний у детей младшего дошкольного возраста о значении воды в жизни всего живого на земле и её свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kapelka-kapitoshka.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п.Агириш»

ПРОЕКТ

«Капелька-Капитошка»

                                                                         

             Выполнили: Борисенко А.В.,

                                                                                                      Долдина О.А.

http://sadluchik0615.caduk.ru/images/npshyeyexpgl

пгт. Агириш

Актуальность:

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти  точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, о значении воды для человека, животных и растений.

Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребёнок несётся к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная: жидкая, твёрдая и газообразная; пресная и солёная. Воду используют для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков. 

Реализация проекта «Капелька-капитошка» позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

Вид проекта: исследовательско – игровой

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети младшей группы комбинированной направленности «Почемучки», воспитатели, родители.

Проблема: недостаточный уровень знаний у детей младшего дошкольного возраста о значении воды в жизни всего живого на земле и её свойствах. Дать детям представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: Повышение уровня знаний у детей младшего дошкольного возраста о значении воды в жизни всего живого на земле и её свойствах.

Задачи:

Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.

Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.

Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).

Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).

Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).

Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).

Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.

Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).

Научить простым способам очистки воды.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качественного уровня усвоения знаний о значении воды и её свойствах у детей до 60%;
  • Развитие  познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность;
  • Формирование бережного отношения к воде.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап проекта:

Подборка и изучение методической литературы по теме проекта.

Пополнение развивающей среды:

Подбор художественной литературы по теме;

Подбор энциклопедий, карт, схем;

Составление картотек загадок, стихов, поговорок;

Составление картотеки опытов с водой;

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

Подготовить информацию для родителей по темам:

Эксперимент в детском саду;

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

Почему воду нужно беречь?

Провести презентацию «Капелька-Капитошка».

План реализации проекта с детьми

Название мероприятия

Цель мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Беседа «Что мы знаем о воде»

Наблюдение

«Снег – какой он?»

Разучивание потешек  «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»

Расширение представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.

Развитие умения  делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи (под воздействием тепла снег превращается в воду).

Развитие правильного звукопроизношения, памяти.

11.03.

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

Д/и «Купание куклы»

Эксперимент  «Что плавает в воде»

Чтение  

А. Барто «Девочка чумазая»

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Развитие познавательной активности,  умения делать простые умозаключения.

Воспитание культурно-гигиенических навыков через чтение художественной литературы.

12.03.

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

Игра – забава «Пускание мыльных пузырей»

Эксперимент

«Лёд – это вода»

Чтение

К. Чуковский «Мойдодыр»

Формирование представления детей о свойствах мыла. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Развитие познавательной активности. Знакомство со свойством воды (при замерзании превращается в лёд).

Формирование культурно-гигиенических навыков через художественное слово.

13.03.

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

Беседа «Друзья Вода и Мыло»

Эксперимент

 «Холодная, теплая вода»

Чтение З. Александрова «Купание»

Расширение представлений о значении воды и мыла в жизни человека, развитие речи.

Развитие познавательной активности, ознакомление со свойствами воды.

Формирование культурно-гигиенических навыков через художественное слово.

14.03.

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

НОД «Рыбки в аквариуме» /аппликация/

Эксперимент «Прозрачная вода»

Чтение Н. А. Рыжова «История одного пруда»

Создание коллективной композиции «Рыбки в аквариуме»

Развитие познавательной активности, знакомство со свойствами воды.

15.03.19

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

НОД «Куда пропал снеговик?»

/ознакомление с миром природы/

П/и «Рыбаки и рыбка»

Чтение А. Рыжова «Жила – была Река»

Формировать представления детей о свойстве снега – таять.

Развитие внимания, ловкости.

Формировать бережное отношение к воде.

18.03.19

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

П/и «С кочки на кочку»

Чтение А. Рыжова «Как люди речку обидели»

Развитие сноровки, смелости, внимания.

Формировать любовь к природе, желание заботиться о ней.

19.03.19

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

П/и «Караси и щука»

Эксперимент  «Что плавает в воде?»

Чтение В. Бианки «Купание медвежат»

Создание благоприятной эмоциональной обстановки, развитие внимания.

Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать интерес к экспериментированию.

Воспитывать интерес к книгам, учить внимательно слушать произведение.

20.03.19

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

Разучивание танца «Капельки»

П/и «Солнышко и дождик»

Эксперимент «У воды нет запаха и вкуса»

Развитие ритмических навыков.

Развитие внимания, быстроты реакции.

Формирование исследовательских навыков, желания узнавать новое.

21.03.19

Борисенко А.В.,

Долдина О.А.

П/и «Капельки и Тучка»

Презентация проекта «Капелька-Капитошка»

Развитие внимания, ловкости.

Создание благоприятной эмоциональной обстановки, закрепление полученных в ходе проекта знаний.

22.03.

Борисенко А.В., Долдина О.А.

Юркова И.Ю.

План взаимодействия с родителями

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

1

Проведение опытов дома: «Водяные превращения».

18.03

2

Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с водой».

3

Выставка рисунков /родители совместно с детьми/«Что такое вода? Для чего она нужна?»

20.03

Заключительный этап проекта:

Презентация проекта Развлечение «Капелька Капитошка».

 Результаты:

  • Повысилось качество усвоения знаний у детей о значении воды и её свойствах до 60%;
  • Повысилась  познавательная активность детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;
  • Сформировалось бережное отношение к воде.

Список используемой литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.

2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.4 4.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., 4. 4. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

 

Опыт № 1. Вода – это жидкость.

(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

Опыт № 2. Вода не имеет формы.

(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).

Воспитатель: Давайте сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у меня. Посмотрите, я буду перелив Дети: Нет.

Воспитатель: Какого же цвета тогда вода?

Дети: У воды нет цвета. Никакого.

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?

Дети: Да.        

Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?

Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).

Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт № 3. Вода прозрачная.

(На столе у детей карточки с картинками).

Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок?

Дети: Да.

Воспитатель: Что можно сказать о воде?

Дети: Вода прозрачная.

Вывод: Вода прозрачная.

Опыт № 4. У воды нет запаха.

(На столе у детей стакан с водой).

Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?

(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).

Дети: Ничем не пахнет.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт № 5. У воды нет вкуса.

(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром,

солью, ложечки, стакан с водой).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?

Дети: Нет никакого вкуса.

Вывод: У воды нет вкуса.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Дети: Сладкая, соленая.

Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт № 6. Лед – это твердая вода.

(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).

Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках?

Дети: Льдинки, лед, снег.

Воспитатель: Что происходит со льдом и снегом?

Дети: Снег и лед тают, получается вода.

Вывод: Лед и снег – это тоже вода.

Опыт № 7. Пар – это тоже вода.

(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).

Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из горлышка выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду.

Вывод: Пар – это тоже вода.

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой. Можем мы сказать, что снежинка, капелька и паринка – родные сестры?

Дети: Да.

 

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнёте шарик через скотч без всякого вреда для него.

«Подводная лодка

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.

Умывальников начальник.

Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник.
Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы «закроете кран» своего умывальника.

Делаем облако.

Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю.

Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Цель: Дать детям понятие о личной гигиене. Совершенствовать умение пользоваться предметами личной гигиены.

- Послушайте «Сказку о микробах».

Жили-были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе — на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

- Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?

- Что помогает нам победить микробов? (Вода.) С водой надо дружить. Вода — доктор. Без воды не может жить человек.

- Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

- Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)

- Да, Вода и Мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

- Когда следует мыть руки?

- Как надо правильно мыть руки?

- Правила правильного мытья рук:

  • Сильно намочите руки.
  • Пользуйтесь мылом.
  • Намыливайте руки с обеих сторон.
  • Намыливайте руки между пальцев.
  • Полощите руки чистой водой.
  • Вытирайте руки насухо полотенцем.

Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.

- Ребята, а вот ещё одно правило, которое следует запомнить.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

  1. Задание:

- Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» — они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» — они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер придумал «Вредные советы»:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

- Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти вредные советы. Это красивый человек?

- Выскажите свое мнение об этих советах.

- Составьте небольшой рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.

3. Итог.

- Нужно мыть руки и лицо?

- Какие правила вы запомнили?

- Как правильно мыть руки и лицо?