Конспект по развитию познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Бумага и её свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Родичева Ирина Сергевна
Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию познавательно - исследовательской деятельности
               в старшей группе на тему «Бумага и её свойства».

Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Задачи:

            Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.

Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (может рваться, мокнет, сгибается, можно складывать).

Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.

Оборудование: Бумага (три вида) — салфетка, картон и белая бумага, емкость с водой, ножницы, масло растительное, ватные палочки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о бумаге и ее назначении в нашей жизни? Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

- Для чего же она нужна? (Ответы детей)

- Вспомните, где применяется бумага? (Ответы детей)  

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

Макулатура бережет наши леса!!!

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Дидактическая игра «Бывает — не бывает»

Воспитатель: Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга…   (стул, кораблик, полотенце, обувь, пальто, газета, тетрадь, альбом, салфетка, деньги).

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.

Опыт №1 «Бумага мнется»

Воспитатель: А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги.

Опыт №2 «Бумага рвется»

Воспитатель: Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.

Опыт № 3 «Бумага режется»

Воспитатель: Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги — картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон — труднее.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.

Опыт № 4 «Бумага намокает»

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится вода.

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей).

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Дети: Бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Опыт № 5 «Бумага впитывает масло»

Воспитатель: Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

Дети: Бумага впитывает масло.

Вывод: масло пропитывает бумагу.

Опыт №7 «Бумага издает звук»

Воспитатель: Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения — стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод: при смятии, трении — бумага издает звук.

Опыт №8 «Бумага горит»

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если бумагу поднести к огню?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, бумага загорится. А это — очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому, какой вывод мы можем сделать? Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

Вывод: Бумага горит.

Опыт № 9 «Бумага может сгибаться»

Воспитатель предлагает превратить листы бумаги в поделку (оригами).

Вывод: Из бумаги можно делать поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства» Интеграция образовательных областей: социально – комму...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.Цель: Научить детей определять наличие воздуха вокруг нас и показывать способы ег...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Цель: формировать представление детей о бумаге и о её свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.Задачи:Расширять представления детей о бумаге, разных её видах и свойствах.Познакомить детей со св...