Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Казанцева Светлана Алексеевна

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_bumage.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по экспериментальной деятельности

«Свойства  бумаги»

Воспитатель  МКДОУ детского сада «Тополек»

Казанцева Светлана Алексеевна

Первая  Квалификационная  Категория 

Задачи:  Дать  первоначальные  знания  об  изготовлении  бумаги.

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов.  

 Научить анализировать,  делать  выводы, активизировать  в  речи  детей  слова, обозначающие свойства бумаги.

 Развивать наблюдательность,  внимание.  

Обратить внимание детей на необходимость бережного  использования  бумаги.

 Предварительная работа:

- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

Материально-техническое оснащение: шарик с письмом,

Ход занятия.

Воспитатель.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В  это  время  в  группу  влетает воздушный шар, к которому на ленте привязано письмо.

Воспитатель. -  Ребята!  Что  это  такое?  Письмо  без  обратного  адреса.  

(читает)  Письмо для ребят группы "Солнышко".  «Здравствуйте,  ребята!  Я  Знайка.  Слышал,  что  вы  много  знаете  и  умеете. Злой  волшебник  забрал  все  мои  знания.  И  запер  их  в  волшебной  коробке. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты и ответите на все  вопросы.  Торопитесь,  у  вас  мало  времени.  Если  успеете,  знания  и подарки будут ваши. Удачи!»

Воспитатель. Для начала отгадайте загадку:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

Воспитатель. Да, ребята правильно, сегодня мы поможем Знайке вернуть знания о бумаге.

На столе разложены предметы из дерева и бумаг.

Воспитатель.  Назовите  предметы,  которые  стоят  у  меня  на  столе.  (Дети  перечисляют предметы)

Воспитатель.  Все предметы разные, но скажите, что их все объединяет? Что у всех этих предметов  общее?  (Если  дети  будут  затрудняться,  воспитатель  просит  их сказать, из какого материала сделаны все предметы.)

Воспитатель. Да,  все  эти  предметы  сделаны  из  дерева.  Но  почему  среди  деревянных  предметов лежит бумага?  (предположения детей) Вот об этом вы сегодня узнаете.

Воспитатель. Сегодня  я  хочу  вам  рассказать  о  том,  откуда  же  пришла  к  нам  бумага.  Вы узнаете,  какой  путь  прошла  бумага,  прежде  чем  стать  такой,  какой  вы  ее видите.

Воспитатель. Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага  не растет на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь.

Презентация «Откуда пришла бумага»

Воспитатель. Рано поутру лесорубы шагают  в лесную чащу. Там за оврагом участок тайги, где  топором  помечены  деревья.  Их  надо  спилить.  Жужжит  в  умелых  руках  лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья.

Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешат трактора. Они обрубают

ветки, туго стягивают стволы железными канатами.

Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Голубая  дорога.  Река  -  самая  просторная  дорога  для  леса.  Точно  огромные  рыбы,  плывут  по  ней  бревна  вниз  по  течению.  Кажется  будто  вся  река наполнена  лесом.  Порой  бревна  сталкиваются,  цепляются  друг  за  друга. Образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше  не  проходят,  а  чтобы  заторов  не  было,  за  движением  бревен  зорко  следят сплавщики  (рабочие,  которые  сплавляют  лес  по  реке).  Они  подплывают  на моторных  лодках  к  месту  затора,  длинными  острыми  наконечниками расталкивают,  разгоняют  сцепленные  бревна.  И  вот  они  снова  продолжают свой путь по голубой широкой дороге.

Голубая  дорога  приведет  стволы  на  бумажный  комбинат.  Вот  бревна

зашагали  из  цеха  в  цех.  Деревья  там  распиливают,  измельчают  в  опилки  и  даже  варят,  чтобы  получить  массу,  похожую  на  жидкое  тесто.  Его  месят  и разливают по формам. Все это делают машины. Они разливают, раскатывают  бумажное  тесто  в  длинные  широкие  полосы,  а  потом  из  полос  получается  бумага.  Бесконечной  лентой  выползает  бумага  из  машины  и  скатывается  в  огромные бумажные рулоны. Бумага готова.

Воспитатель. Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. Скажите, ребята,  чей труд вложен в подготовку каждого листочка бумаги?  Какие  профессии  людей  вы  запомнили?  (Лесорубы,  сплавщики, водители) .

Воспитатель. Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные  учебники,  из  которых  узнаете  много  интересного.  Вы  будете  не только  рисовать,  но  и  писать.  Никогда  не  забывайте,  сколько  людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради относитесь к ним бережно.

Воспитатель. А  сейчас  ребята  и  мы  с  вами  попробуем  показать,  как  делают  бумагу.

Физминутка: Дети выполняют имитационные движения.

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Воспитатель. Посмотрите  вокруг  и  назовите  предметы,  при  изготовлении  которых  использовалась  бумага.  Как  часто  и  для  каких  целей  нам  нужен  этот  материал?  (салфетки,  обои,  туалетная  бумага,  открытки,  книги,  журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)

Воспитатель. Представьте  себе,  что  бумага  исчезла.  Как  изменится  в  этом  случае  ваша  жизнь? Сможете ли вы чем- то заменить бумагу? (ответы детей)

Квест-игра «Бумажное дерево»

Воспитатель. А  сейчас  я  предлагаю  вам  поиграть  в  игру:  Обратите  внимание  на  наше необычное дерево. Чем оно не обычно? (дерево сделано из картона, а на нём  листики бумажные).

Воспитатель. Вы по очереди будете  снимать  листики  с  нашего  дерева,  с  вопросами  от  Знайки.  И  мы постараемся на них ответить.

Ребёнок снимает листочек с цифрой. Дети ищут стол с цифрой, на нем лежат  листки  бумаги с вопросами.  

  1. Бумага. Какая она?

Воспитатель. Погладьте  ладошкой  бумажные  листочки  и  скажите,  какие  они  (гладкие, плотные, ровные).

  1. «Угадай кто я?»

Воспитатель. Возьмите любую игрушку. Сейчас я вижу, кто какую игрушку взял. Как  можно  использовать  бумагу,  чтобы  я  не  угадала  вашу  игрушку? (Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу). 

Воспитатель. Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? (Бумага не прозрачная).

  1.  «В морское путешествие» (на столе стоит чашка с водой.)

Воспитатель. Показывает кораблик из бумаги.  Из  чего  он  сделан?  (Из  бумаги).  Значит  он  какой?  (Бумажный)

Воспитатель. Предлагает ребенку пустить его в плавание

- Что делает твой кораблик? (Плывет)

- А вот еще один кораблик. Из чего он сделан? (Из пластилина)

- Пустим его путешествовать. Что вы видите? (Утонул)

- Почему? (Тяжелый, из пластилина)

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?  (Бумажный кораблик –  легкий, плавает). Хотели бы вы плавать на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)

Вывод: Бумага легкая, плавает, но размокает под воздействием воды.

  1. «Шумит – не шумит»

Воспитатель. Здесь написано «Сомните лист и послушайте, что делает  бумага, когда вы ее мнете? » (Шуршит, скрипит)

Вывод: Бумага издаёт шум.

  1. «Отправь письмо»

Воспитатель.  Пора отправлять друзьям поздравительные письма.

-  Ребята,  возьмите  свое  большое  письмо  и  постарайтесь  вложить  его  в

маленький конверт.

- Что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)

- Легко сгибается или сопротивляется? (Легко)

Вывод: Бумага пластичная, ее можно сгибать и складывать.

Физминутка:

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели

 (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

  1. «Огонь и бумага – друзья?»

Воспитатель.  Помни  правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь.

Как вы думаете, о чем нас предупреждает дерево? (Что бумага горит)

Это хорошо или плохо? (Плохо, может случиться пожар) Верно. Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка».

Вывод: бумага горит

  1. «Ветерок»

Воспитатель. Давайте с вами немного поиграем.   (Переносим  бумажные  шарики,  на ракетке)

Вывод. Бумага легкая, а значит ее легко сдует даже самый легкий ветерок.

Вывод по всей игре.

Воспитатель.  Бумага -  материал  не  прочный.  Вот  поэтому  ребята  надо  бережно относиться  к  вещам,  сделанным  из  бумаги.  Беречь  книги,  картонные  коробочки, в которых лежат игры.

Звучит  сказочная  музыка,  воспитатель  обращает  на  нее  внимание  детей, ищут  по  группе, находят  волшебную  коробку  со знаниями  Знайки и подарками для ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе".

Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у нег...

конспект занятия "Волшебный магнит" по экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" в старшей группе...

Конспект занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «В лаборатории профессора Чудакова»

Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей, через экспериментальную деятельность с природными красителями....

Конспект занятия по изодеятельности и экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Школа магии"

Конспект открытого занятия по изодеятельности и экспериментальной деятельности с детьми старшей группы ...

Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»...

Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе  по ИЗО деятельности "Дикие животные"...