Открытое занятие в подготовительной группе « Море и морские обитатели в беде».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пупышева Ольга Николаевна

Занятие " Море и морские обитатели в беде" проводилось в рамках проекта " Вода-это жизнь". 

На данном занятии была затронута такая проблема всего человечества, как загрязнение воды, в частности , моря, где дети не только учились устранять причины, но и на примере экпериментов учились убеждаться в том, что загрязнение морей и океанов наносит неисправимый вред всему живому. природе. Занятие будет полезно воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл more_v_bede.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе « Море и морские обитатели в беде».

Цель: Закрепить знания детей о воде, ее свойствах, значении для природы и в жизни человека.

 Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

Продолжать учить грамматически правильно строить предложения.

Формировать умение выражать свои мысли, делать умозаключении.

Обогащать словарь детей: море, океан, глобус, лупа, нефть, морские обитатели.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Дать детям знания о море, его разных состояниях, о проблемах загрязнения моря, возникшие в результате неправильно организованной деятельности человека, о том, что загрязнение водоемов нефтью отрицательно влияют на жизнь морских обитателей.

Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Воспитывать желание сохранить красоту окружающего мира, желание помочь природе, не навредить ей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать коммуникативные умения детей через выполнение заданий в группе.

Воспитывать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Глобус, энциклопедия о море, морские раковины, ракушки, краб, фотографии моря, растительное масло, пластиковые контейнеры для опыта, губки, салфетки, ложки, видеозапись «Рапсодия океана», аудиокассета с записью шума моря, музыкальный центр, проектор, ноутбук, лупа.

Предварительная работа:

1.Чтение рассказов Танайсинчука «Экология в картинках»,

 М.Н.Данилова «Кто  живет в подводном царстве?»

2.Знакомство и рассматривание карты, глобуса.

3. «Путешествие» по карте, глобусу.

4.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о море.

Группа поделена на несколько зон (Море с кораблем, остров, научная лаборатория).

                                Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, наш друг и знакомый Кап- Капыч прислал письмо. Вы хотите узнать, о чем он пишет? (воспитатель зачитывает детям письмо)

 Дорогие ребята, здравствуйте!

Я постоянно путешествую по разным местам. Моим одним из любимых мест является черепаший остров. Там всегда тепло, светит солнце, в море теплая вода и красивая природа( выводится картинка на экран  с островом)

Но в последнее время там стало происходить что- то странное….Гибнут морские черепахи и морские обитатели, гибнет природа острова. Вы не могли бы помочь мне разобраться, в чем дело? Жду с нетерпением вашей помощи.  Если вы согласитесь мне помочь, то морской корабль ждет вас у причала. Не забудьте захватить глобус. Он поможет найти путь к острову.    

                                                Ваш друг Кап-Капыч.

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь Кап-Капычу разобраться,что же происходит на острове черепах?                                                                    

-  А кто знает. Что такое остров? (Это очень маленькая часть суши, которая со всех сторон окружена морями и океанами).                                          

- Ну, не будем терять времени, проходим к причалу и удобно рассаживаемся на корабле. А я пока на глобусе попробую найти этот остров черепах. (воспитатель делает вид, что ищет остров).                                                                                                                                           –Ребята, а кто знает, что такое глобус? ( макет Земли).

-А если присмотреться к глобусу, какого цвета на нем больше? (синего)

-А как вы думаете, что изображено синим цветом? (моря, океаны, реки). Значит на Земле воды больше, чем суши?                                                                          -О, вот и этот остров, я нашла его. Да, путь далек. А пока давайте побеседуем о море.

-Кто из вас раньше был на море?                                                                                        -Вам понравилось на море? Что там понравилось?                                                      -Хотели бы вы еще съездить на море? Почему бы вы хотели там побывать?

Какую пользу приносит море для людей? ( оздоравливает организм, добывают морепродукты полезные ( морская капуста), морскую соль. Из ракушек делают сувениры).

-А каких морских обитателей вы встречали на море?                                                 -А кто еще живет в море? (дети называют). Молодцы. Много назвали обитателей.

Пальчиковая гимнастика.

-А сейчас предлагаю вашим ручкам превратиться в осьминожек.

                        Плыли, плыли осьминожки,

                        Опустились на дорожку.

                        Быстро, быстро побежали

                        И три ножки потеряли.

                        Но зато осталось пять

                        Можно всех пересчитать.

-За нашей беседой мы не заметили, как приплыли к острову.

 Наш корабль пристал к берегу. Я предлагаю сойти на берег и посмотреть, что там происходит? (дети выходят, идут к «острову», воспитатель поднимает коричневую вуаль, под которой лежат на полу(песке) погибшие морские обитатели и куча мусора).

-Ребята, посмотрите, сколько много погибших морских обитателей… А еще какие- то бутылки, пакеты, мусор кругом….

-Как же эти предметы могли попасть сюда и в море? (люди выбросили). -Можно выбрасывать или оставлять мусор? Почему?

-Как вы думаете, от чего погибли морские обитатели?( Ответы детей) .

Воспитатель обращает внимание на экран с фото черепах и других морских животных и рыб, которые запутались в мусоре, пакетах..

Все вместе делают вывод, что мусор наносит непоправимый вред всему окружающему.

-Как мы можем им помочь? ( убрать мусор, навести порядок на острове).

-Давайте мусор соберем в мусорные пакеты. А морских обитателей вот в эту ванночку. (дети сортируют).

-Молодцы, ребята, теперь на острове порядок и чистота, можно даже искупаться в чистом море, правда?

                        Физкультминутка.

                К морю быстро мы спустились.

                Наклонились и умылись.

                Раз, два , три, четыре

                Вот как славно освежились.

                А теперь поплыли дружно

                Делать так руками нужно

                Вместе раз-это брас,

                Одной, другой –это кроль.

                Все как один, плывем как дельфин.

                Вышли на берег крутой,

                Потянулись все со мной!

(В это время воспитатель замечает бутылку в море.)

-Ой, опять кто-то выбросил бутылку в море. А в бутылке что-то есть… Кажется, какая-то записка… предлагаю ее прочитать     (воспитатель зачитывает)

        Помогите!!!! Спасите!!!!

По морю прошел танкер, он был очень старый, и во время шторма из него пролилась нефть.( на экране выводится фото с танкером и пролившейся нефтью)

Нам очень плохо. Помогите обитателям морских глубин!

-Ну, что, ребята, будем дальше помогать обитателям морей?

-Хорошо, что на острове есть научная лаборатория Кап-Капыча, я думаю,он не будет против, если мы в ней поработаем.

Вспомним правила поведения при работе в лаборатории:                                   -Ничего без разрешения не брать и не нюхать.                                                         –Не отвлекаться и не мешать другим.                                                                                –Работать аккуратно.

Проходите, одевайте фартуки и занимайте места ( на столах стоят стаканчики с водой, тарелки глубокие, масло растительное, ложки ,губки, воронки, фильтры

-Сегодня мы в лаборатории будем проводить опыт, чтобы убедиться, как опасна нефть для всего живого в море. И как трудно удалять ее с поверхности моря.

Опыт «Нефтяное море»

Воспитатель: Нальем воды в контейнер- тарелку – это будет наше море. Добавим немного масла – это «нефть», попавшая в море из танкера. Как вы думаете, ребята, что будет, если эта нефтяная пленка покроет все море?

Дети: Морским обитателям нечем будет дышать.

Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем подышать через пленку. Что происходит? Хорошо ли жителям моря в таких условиях?( дети пробуют дышать через целофановый пакет)

Дети: Через пленку воздух не проходит, нам нечем дышать. Морским обитателям плохо в таких условиях.

Воспитатель: Так же и нефтяная пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Они гибнут. Что же мы с вами можем сделать для того, чтобы помочь морским обитателям, если уже произошла беда?

Дети: Морю нужно помочь.

Воспитатель: С помощью чего это можно сделать? (воспитатель обращает внимание детей на стол, где находятся предметы для опыта)

Дети: Давайте попробуем ложкой, губкой ли салфеткой собрать масло с поверхности воды.

Воспитатель: Давайте очистим воду от масла.

Дети черпают ложкой, сливают через край, используют губку и делают выводы по ходу работы.

Дети: Ложкой вычерпывать все масло не получится; салфетка и губка тоже впитывают не все…

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое приспособление есть у Кап Капыча (рассматривают) С помощью этого аппарата можно попробовать очистить море, хотите посмотреть, как это делается? (показывает, как можно очистить воду: сливает через трубочку.) Можно ли «слить» море?

Дети: Все море слить нельзя, так как оно очень большое, нет такой емкости.

Воспитатель: Сколько понадобится сил и времени, чтобы очистить море?

Дети: Людям придется не один день собирать нефть с поверхности воды, а затем еще лечить птиц и морских обитателей.

Воспитатель: Смогут ли обитатели моря столько времени обходится без воздуха и воды?

Вывод: Разливы нефти представляют серьезную опасность для жизни природы!

-Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.

Подходят к пароходу, занимают места.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие беды могут случиться с морем.

Дети: Море может загрязнять человек, могут произойти катастрофы…

Воспитатель: Вы бы хотели поехать этим летом на море? На каком море отдыхать хорошо, на чистом или загрязненном?  Чистое море – это природная красота, это свежий воздух, чистое море – это питание для человека (рыба, морепродукты). Сохранение чистоты зависит от поведения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Лепка по представлению «Обитатели морей и океанов.Морская звезда».

Учить детей во время лепки  передавать форму морской звезды,  пропорциональное соотношение частей; лепить мелкие детали ; плотно скреплять части; создавать устойчивую форму ; закреплять знак...

открытое занятие в подготовительной группе "Путешествие по морю к Острову чудес"

Открытое занятие "Путешествие по морю к острову Чудес". Занятие по Формированию Элементарных Математических Представлений, на развитие смекалки, воображений, зрительной памяти, способность ф...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Морские обитатели. Аквариум».

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по речевому развитию.Тема: «Морские обитатели. Аквариум».Составила: воспитатель МАДОУ № 101 ЮзееваЕ.В. Цель: Развивать связную реч...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе на тему: "Морские обитатели"

Конспект НОД по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной группе на тему: "Морские обитатели"...

Конспект мастер-класса для детей подготовительной группы "Море. Роспись морских камней"

Данный мастер-класс представляет собой комплексное занятие, с детьми подготовительной группы, проходящее в два этапа. Первая часть познавательная, вторая творческая....