Консультация для педагогов ДОУ "Ребёнок и окружающий мир"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

liliya Viktorovna

Содержание разделов программы по всем возрастным группам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит  из трех составляющих:

  • - предметное окружение
  • - явления общественной жизни
  • -  мир природы.

        

Предметный мир предполагает:

  • -  ознакомление с предметом как таковым (название, назначение, свойства, качества, классификация)
  • - восприятие предмета как творения человеческой мысли и результат трудовой деятельности
  • - ознакомление с предметами быта ( одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

Явления общественной жизни предполагают:

  • - жизнь и труд взрослых (подразделы «Родная семья»,  «Родная страна», «Труд взрослых»,  «Наша армия» и т.п.
  • - формирование простейших родственных отношений (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
  • - формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и т.д.).

Мир природы предполагает:

  • - развитие интереса  к предметам и явлениям окружающей действительности ( мир людей, животных, растений) и местам обитания человека, животных и растений (земля, вода, воздух);

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

  • - расширять знания детей о предметах домашнего обихода, группировать предметы
  • - упражнять в назывании предметов, знакомить с функциями использования( резать, жарить, варить), назначением (посуда  - для еды, игрушки – для игры), строением (у автомобиля есть кузов, кабина, руль)
  • - учить различать материалы (глина, песок, бумага, дерево, ткань), выделять их качества: мягкий, твердый, тонкий, рвется, мнется, ломается
  • - различать величину предметов (большой, маленький)
  • - различать цвет предметов
  • - ориентировать во времени (сейчас, потом, после обеда) и в пространстве (высоко, далеко, близко, низко)
  • - обращать внимание на то, что одни предметы сделаны руками человека ( мебель, посуда), а другие созданы природой (камень, шишки)

Ознакомление с предметным миром  проводится в форме игр-занятий:

  • - серия «Игры-раскладки» ( определение предметов природного мира и предметов созданных человеком) : «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке»
  • - серия «Игры-определения» ( определение цвета, формы, величины, функции): «Что лишнее», «Найди пару»
  • - серия «Игры –занятия с элементами опыта и эксперимента»: «Деревянный брусочек», «Послушная глина», «Бантик из бумаги и ткани»

Используются разнообразные дидактические игры: «Что в коробке»(магазин одежды и обуви), « Найди предметы такого же цвета», «Подберем кукле одежду», «Найди пару», «Куда что положить» и др.

         

ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

  • - формировать представление о семье( с кем ты живешь, есть ли у тебя бабушка и дедушка, как зовут маму и папу, сестру или брата)
  • - учить называть некоторых работников детского сада(воспитатель, няня, музыкальный руководитель) по имени, отчеству, учить обращаться к ним на «вы»
  • - учить ориентироваться в дошкольном учреждении (экскурсии по саду )        
  • - совершить целевую прогулку по улице, где расположен детский сад
  • - знакомить с трудом близких взрослых ( медсестры, повара, воспитателя, няни)

Ознакомление с явлениями общественной жизни проводятся в форме игр-занятий: «Жилая комната» ( мама с бабушкой моют посуду, чистят ковры, делают влажную уборку), «Как медвежонок катался с нами на папиной машине»( папа дома – шофер, он разбирается в машинах, возит всю семью  на дачу, к бабушке, помогает маме перевозить различные грузы из магазина, гаража, дачи), «Поможем повару печь печенье»( после экскурсии на кухню  дети в группе вырезают печенье из теста различными формочками, раскладывают его на противне, а воспитатель относит на кухню и выпекает в духовке).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

  • - продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, осваивая общую функциональную основу( посуда, мебель, обувь, одежда, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.)
  • - учить группировать предметы по общим признакам( серия «Игр-определений»: «Что лишнее», «Петрушка идет рисовать», «Петрушка идет трудиться»)
  • - учить различать, называть и описывать предметы (серия «Игр-описаний»: «Назови предмет», «Определи место для предмета», «Расскажи Незнайке о любимой игрушке»)
  • - учить узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, резины, стекла, пластмассы, фарфора, рассказывать об их свойствах(серия «Игр-экспериментов»: «Узнай все о воздушном шарике», «Дерево умеет плавать», «Удивительное стекло»)
  • - развивать интерес к истории предметов (серия «Игр-путешествий»: «Путешествие в прошлое бумаги», «Путешествие в прошлое стула»)
  • - продолжать формировать представления о пространственных отношениях и соответствующий словарь (слева, справа, между, около, рядом, впереди, позади, вокруг, возле, сзади  за, на, в, у)
  • - расширять знания об общественном транспорте(автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход)
  • - знакомить с правилами дорожного движения( понятие «водитель – пешеход», светофор, «зебра»)

ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

        - расширять представления о семье, об обязанностях членов семьи

        - дать первые представления о родственных отношениях в семье (каждый из них одновременно сын(дочь), внук(внучка), брат(сестра), а мама и папа тоже сын или дочь бабушки и дедушки)

        - продолжить работу по ознакомлению с детским садом(экскурсии в медицинский кабинет, методический, другие помещения), напоминать как зовут медсестру, старшего воспитателя, няню.

        - продолжать работу по формированию симпатий к сверстникам, учить быть внимательным, заботливым, вежливым

        - совершить целевую прогулку по улице, где расположен детский сад, обращая внимание на проезжую часть улицы, на тротуар, напомнить название улицы, рассказать почему она так названа

        - продолжить работу по ознакомлению с родным городом ( закрепить название города, рассказать о достопримечательностях)

        - продолжить ознакомление с Российской Армией, воинами, рассказать о празднике 23 февраля – День защитника Отечества

        - продолжать знакомить с профессиями (шофер, врач, почтальон, продавец, воспитатель, музыкальный руководитель), вводится понятие «профессия»( беседы «Замечательный врач», «В гостях у музыкального работника», «В гостях у продавца»)

        Следует использовать в работе дидактические игры и упражнения:

        - «Кому что нужно для работы»

        - «Для чего нужна вещь»

        - «Вам письмо!»

        

СТАРШАЯ ГРУППА

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

        - продолжается формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту( кофемолка, электромясорубка, электрочайник, микроволновая печь, соковыжималка) и создающих комфорт ( кондиционер, бра, вентилятор, ковер)

        - совершенствовать умение детей самостоятельно определять материалы( стекло, пластмасса, фарфор, полиэтилен, ткань, бумага, резина и.т.д.), их свойства и качества(хрупкость, мягкость, твердость, блеск, прочность), используя игры-эксперименты «Легкая пластмасса», «Фарфоровый секрет китайцев», «Меня зовут Стеклянчик» и др.

        - продолжают учить сравнивать предметы, группировать их по тем или иным признакам, по функциональному назначению

        - учить ориентироваться во времени( времена года, месяцы, дни недели)  и пространстве(на основе инструкции воспитателя)

 Использовать дидактические игры :

«Путешествие в прошлое предмета»,

 «Путешествие в прошлое жилища»,

 «Путешествие в прошлое пылесоса»,

 «Угадай, какой предмет загадан»,

«Подбери предметы по назначению»,

«Угадай, где звенит колокольчик»

ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

        - продолжается работа по теме «Моя семья», формируется интерес к своей родословной (беседы «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Что такое генеалогическое дерево», «Наши бабушки и дедушки»), знакомят детей с понятием «хозяйство семьи», учат уважать труд всех членов семьи, прививают любовь и заботу о маме, папе, бабушке, дедушке, младших членах семьи

        - продолжается работа по теме «Детский сад»( кто его построил, почему он так называется , кто в нем работает)

        - учить  детей соблюдать правила уличного движения, знакомят с дорожными знаками

        - учить  элементарным основам безопасности жизнедеятельности (научиться вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», пожарную – по «01», милицию – по «02»)

        - учить быть внимательными и доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших

        - расширить представления детей по теме «Родная страна», формируя любовь к родному городу, краю; рассказывать о традициях, культуре, природе

        - дать понятие «Россия», «Российская Федерация», показать на карте всю Россию, горы, моря, озера, реки, леса, отдельные города

        - познакомить с Москвой – столицей России

        - познакомить с гербом, флагом и гимном России

        - расширить представления о Российской Армии, рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину

        - продолжить ознакомление с профессиями : строителей, земледельцев, работников транспорта и связи, людей творческих профессий(художников, писателей)

Использовать в работе дидактические игры:

«Кто нам построил дом»

«В гостях у парикмахера»

«Машины на нашей улице»

«Прогулки по тротуару»

«Опасности на льду»

«Чей труд важнее»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА        

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

        - расширять и уточнять представления о предметном мире:

*о видах транспорта ( наземном, воздушном, водном, подземном)

*предметы, облегчающие труд взрослых на производстве (калькулятор, компьютер, станки, роботы)

*предметы,  удовлетворяющие духовные и интеллектуальные потребности людей (произведения искусства, скульптура, живопись, книги)

        - особое место отводится теме «Человек + Природа = Удивительные вещи» : подводят к пониманию того, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы( мышка – животное и  элемент компьютера; зебра – животное и пешеходный переход; гусеница – насекомое и часть трактора и.т.д.)

        - продолжают знакомить с прошлым, настоящим и будущим предметного мира ( игры-путешествия в прошлое предмета: « Путешествие в прошлое счетного устройства», « Путешествие в прошлое Лампочки»; игры-преобразования «Используй по-другому», «Согреем заюшкину избушку», «Дом из ткани»)

        - расширяются представления о материалах, как естественных, так искусственных( игры-эксперименты и игры-опыты: «Мир металлов», «Мир ткани», «Что такое бетон», «На выставке кожаных изделий»)

        - учат детей собирать коллекции вещей по тематикам «Материалы»(дерево, ткань, бумага), «Промыслы России»(Гжель, Хохлома, Дымка), «Человек+Природа=Удивительные вещи» (куклы, очки, счетные приборы, часы)

ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

        - учат активно участвовать в подготовке семейных праздников и изготовлении подарков для близких

        - знакомят детей с их правами  ( право на игру, на занятия, на прогулку) и обязанностями ( содержать свое тело и одежду в чистоте, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям) в детском саду

        - знакомят с понятием «школа», «библиотека», «музей», организуя экскурсии, беседы, рассматривание картин и иллюстраций по теме

        - знакомят с достопримечательностями города, рассказывают об истории его создания

        - рассказывают о событиях в стране и в мире (полет в космос, победы на Олимпиадах)

        - продолжают знакомить с флагом, гербом и гимном России

        - продолжают знакомить со столицей нашей Родины – Москвой

        - знакомят с космонавтами, полетами в космос Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой, международными  космическими экипажами

        - знакомят с понятием «Земля – наш общий дом» ( много разных стран, много людей разных национальностей)

        - знакомят с глобусом и картой

        - углубляются знания о Российской Армии, о мужестве солдат в Великую Отечественную войну, о наградах за защиту Отечества

        - знакомят с трудом строителей, шоферов, ткачей, а также с новыми профессиями (менеджер, рекламный агент, фермер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО "Развитие речи и окружающим миром"

Консультация для педагогов по ОО "Речевое развитие"...

Консультация для педагогов «Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».

«Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности»....

Консультация для педагогов и родителей "Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему"

Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему....

Консультация для педагогов " Охрана окружающей среды"

Охрана окружающей среды в экологии...

Консультация для педагогов "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Приводится гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято...