Образовательная практика "Познание"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мостовая Анна Тамазовна

Совместно-образовательная деятельность на тему "Мел и его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mel_i_ego_svoystva.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Подгоренский детский сад № 2"

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

Методическая разработка совместной деятельности

«Со-проектирование события»

 (старший дошкольный возраст)

Подготовили:

воспитатель Мостовая А.Т

п.г.т. Подгоренский, 2021 год

Цель: формирование субъектной позиции в процессе со-проектирования образовательного события. 

Ожидаемые результаты

(содержание ключевых компетентностей). 

Социальная  

 

Коммуника-тивная  

Деятельностная  

Информаци-онная  

Здоровьесбе-регающая  

-умеют взаимо-действовать 

друг с другом в процессе иссле-довательской деятельности;  

-владеют спосо-бами деления на малые под-группы. 

-умеют прислу-шиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение; 

-развито умение проводить анализ собранных фактов, выстраивать их в логической последовательности, указывая причины и следствия; 

-развит навык ведения 

диалога; 

 

-сформированы позна-вательные, поисково-практические действия; 

-закреплён навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества предмета через проведение опытов; 

-обогащены и расширены имеющиеся у детей представления о способах фиксации исследований, о свойствах мела, (сыпучесть, твердость, цвет, запах и др.), применение его в жизни и деятельности людей. 

-активно используют-ся источники знаний: книги, интерактив, собственный опыт, интернет. 

-проявляют активность в выбранных  видах двигательной активности;  

-осознают пра-вила безопас-ного поведения

 при проведении опытов. 

 

Оборудование и материалы:  интерактивное оборудование, презентационный материал,  мел, ракушки, терки, лупы, емкости для смешивания, формочки, молотки, фотоаппарат, различные линейки конструкторов, бросовый материал, бумага, фломастеры, фотоаппарат, (комплектование рабочих мест осуществляется воспитанниками в процессе выбранной деятельности)

 


Этапы

Задачи

Методы и технологии, содержание деятельности

Вариативность

Средовое решение

1.Мотивационный этап.

Вброс  проблемной ситуации, которая мотивирует детей на дальнейшую деятельность.

1.1.Проблемная ситуация + Средовая провокация.

На участке группы устанавливали новое оборудование и перекопали землю. Дети на прогулке заметили, что в земле много белых камней разного размера. Возник вопрос, что это за материал?

1.Участок группы.

2.Ёмкость с заготовленным материалом (почвой)

3…

Земля, в которой присутствуют кусочки мела.

2.Проблемный этап.

- Мотивировать детей;

- активизировать  речь, формировать умение осуществлять речевое оформление своих интересов, выдвигать гипотезы.

2.1.Речевая активизация. Сбор детских инициатив.

Проблемные вопросы:

1. Как вы думаете, почему грунт белого цвета?

2.Давайте с вами подумаем, откуда на участке появился мел?

3.Как вы считаете, сколько времени нужно, чтобы морские обитатели  превратились в мел?

4.Как вы считаете, можно ли самим изготовить мел?

5..Что тверже мел или камень?

6.Почему мел оставляет за собой след?

7. Где и как человек может использовать мел?

Технология 3-х вопросов.

-Что еще знаем о меле?

-Что хотели бы узнать?

- Как можно узнать?

Фиксация детско-взрослых интересов

1.Технология «Тонких и толстых вопросов»

2. Минутка «Почемучек»

3. «Проблемные вопросы»

4…

1.Доска Miro

2.Корзина идей

3.Интеллект-карта

4.Ментальная карта.

5…

Интерактивная доска, ватман, маркеры, картинки, клей, ножницы, флипчарт.

3. Проектировочный

этап

- развивать предпосылки осознанности, учить соразмерять свои потребности и возможности.

Формирование плана действий

3.1. Анализ «Поля интересов».  Вычленение инициатив, которые будут реализованы здесь и сейчас.

3.2. Деление на подгруппы по интересам.

Дети группируются на основании выбранной ими деятельности.

3.3. Подготовка рабочего места (подбор материалов, инструментов, необходимых для осуществления деятельности)

В конспекте указаны предполагаемые виды деятельности

Оборудование, имеющееся в центре познавательно-исследовательской деятельности комплексируется детьми самостоятельно в соответствии с функционалом

4. Этап реализации инициатив  

- Совершенствовать способ обследования материала с помощью 5 органов чувств;

- Развивать прогностическую функцию, формировать навык алгоритмизации

- Закрепить свойства мела, с помощью лабораторных исследований.

- Развивать конструктивное мышление, творческое воображение

- Формировать умение создавать новые образы, фантазировать

1-я подгруппа

Исследовательская деятельность

Технология ТРИЗ «Карусель признаков». Дети с помощью признаков определяют свойства мела, подтверждая гипотезу опытническим путем. Результаты фиксируются в «Ленту исследований».

2-я подгруппа

Опыт «Создание мела в лаборатории»

Дети на терках или с помощью молоточков измельчают хрупкие ракушки. Смешивают получившийся порошок с водой. Заливают получившуюся смесь в формочки, прессуют, выкладывают и оставляют сушиться. Полученными высушенными брикетами пробуют писать.

3-я подгруппа

Моделирование «помогатора» для дробления мела. 

Из имеющихся в центре конструкторов и  бросового материала  дети собирают механизм, с помощью которого можно измельчать мел, превращая его в порошок.

Дети самостоятельно определяют, какие признаки предмета они будут исследовать.

Емкости для мела,

мел, молотки, вода, темная дощечка, ступка и венчик, бумага, фломастеры, фотоаппарат…

Ракушки, ступки, венчики, вода, краска, формочки,…

Конструкторы разных видов, различный бросовый материал

5.Презентационный этап

- Создать ситуацию успеха и чувство удовлетворения от проделанной совместной деятельности

-Развивать умение речевой презентации своей деятельности

Презентация продукта

Каждая группа детей презентует и демонстрирует продукт своей деятельности.

Формат презентации

1.Групповая презентация

2.Индивидуальная

3.Презентация-фотохроника «Как это было…»

4.Видеоотчет

5…

Продукты детской деятельности

6. Аналитический этап.

- Совершенствовать навык элементарной рефлексии: проанализировать, что из запланированного удалось сделать, почему получилось-не получилось?

Рефлексивный круг

Дети садятся в круг и возвращаются к плану.

-Давайте посмотрим на наш план, что мы с вами сделали, о чем узнали? Что получилось? Какие были трудности?

-Какие идеи у нас остались?

-Что нужно предпринять, чтобы реализовать оставшиеся интересы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...