Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Вода и водные ресурсы Земли" по образовательной области "Познавательное развитие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фадеева Александра Сергеевна

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Вода и водные ресурсы Земли» по образовательной области «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» города Канаша Чувашской Республики

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

на тему: «Вода и водные ресурсы Земли»

по образовательной области «Познавательное развитие»

Интеграция с областями: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие»

Составила:   воспитатель

высшей  квалификационной категории

Фадеева Александра Сергеевна

Канаш, 2013г.

Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах – жидкая, твердая, газообразная; дать представления о последствиях связанных с водой.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; познакомить детей с новым для них свойством воды - способность воды отражать предметы. («Познание. Формирование целостной картины мира», «Познание. Познавательно -  исследовательская деятельность»)

2. Развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове, речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой воды; («Коммуникация. Чтение художественной литературы»)

3. Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту, бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру; («Социализация»)

4. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; («Коммуникация. Чтение художественной литературы»)

5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.  («Художественное творчество»)

Материал: рисунки по теме "Вода", схема "Вода в организме человека", «Свойства воды», детские халаты, кроссворд, глобус; пластмассовые стаканчики и воронки, вата для фильтрации; песок, сахар, соль, масло растительное и сливочное, гуашь, лед, видеоматериал.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Во-первых: мы в белых халатах. Во-вторых, сегодня утром на столе я обнаружила вот такой кроссворд и листочки с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего занятия.

1.В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Совок" и стоит в нем на третьем месте.( В)

2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Гром" и стоит также на третьем месте.( О)

3. В третьей клеточке буква с которой начинается слово "Дорога" (Д)

4. В четвертой клеточке  вторая буква из слова "Рама".  (А)

Какое слово  у нас получилось?.. Правильно, "Вода".

Мы говорим: она течет,

Мы говорим: она играет,

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.(вода)

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).

Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.            

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И  в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее Вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Посмотрите, какую интересную схему я вам принесла. Человек на 80 % состоит из воды.(схема)

Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты  нашу Землю из космоса?.. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой".

Как называются все моря и океаны на Земле?.. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан, который состоит из миллиардов мельчайших капелек воды. И вот одна из таких капелек рассказала мне однажды вот такую интересную историю.

История капельки

«Жил – был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца ну очень похожего на него.

- Ты кто? – спрашивает он.

- Я – ручеек. А ты кто?

-И я ручеек, - отвечает наш ручей. – давай дружить и потечем дальше вместе.

Так, воды многих ручейков слились в одну большую красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы, ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к Вам».

- Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька, и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку. Давайте же сейчас посмотрим видеосюжет, в котором вы наглядно сможете увидеть, какое же значение имеет вода в жизни каждого человека.

Видеоролик о воде

- Источником пресной воды у нас в России является озеро Байкал!

Видеоролик об озере  Байкал

- А теперь я приглашаю вас пройти в мини-лабораторию Капельки. В лаборатории проводят исследования и опыты. В этой лаборатории Капелька нас хочет познакомить с водой поближе. Надеваем сначала халаты, потом подойдите все ко мне и возьмите колпачки. И садимся удобно за стол. Давайте узнаем, какими же свойствами обладает вода.

Опыт №1 «Определение формы воды»

Воспитатель берёт в руки сосуды с водой (форма сосудов разная) и переливает воду из одного сосуда в другой.

- Что произошло? Вода приняла форму того сосуда, в который она была перелита. То есть, что можно сказать о форме воды? Отчего зависит форма воды?

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в котором находится.

ОпытN2 "Определение цвета воды"

 Как вы думаете, какого цвета вода?

- Давайте убедимся. Возьмем 2 стакана: один - с водой, второй - с молоком. Если

 я опущу ложку в воду, будет она видна?

 - А если я опущу ложку в молоко?

 - Проверим. (Одновременно опускает ложки в воду и молоко)

 - Что можно сказать о цвете воды?

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная.

Опыт №3 «Имеет ли вода вкус»

Перед детьми 2 закрытых стакана с соломинками: В одном - вода, в другом - сок

 - Давайте определим, что в ваших стаканчиках.

 Дети пробуют содержимое своих стаканчиков.

- Что в ваших стаканчиках?

 - Как вы догадались?

 - Как вы поняли, что в одном из стаканчиков вода?

 - Она сладкая? Соленая? Кислая?

- Так какой же вкус у воды?

 Вывод: у воды вкуса нет, она безвкусная.

- Мне кажется, ребята, что наши опыты понравились Капельке. Какие же вы молодцы. Устали, наверное? Ведь делать научные опыты дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Как считаете, ученые, отдохнем? Капелька хочет поиграть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)

 Наклонились и умылись (действия по тексту)

 Раз, два, три, четыре (хлопки)

 Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)

 Вышли на берег крутой (действия по тексту)

 И отправились домой!

Опыт N4 "Имеет ли вода запах"

- Продолжим наши опыты. А какой же запах у воды? Понюхайте воду в своем стакане. Что скажете о ее запахе?

 - Дети, а Капелька приготовила сюрприз и просит зажать носики, дышим ротиком. У вас на столе лежат дольки лимона. Давайте попробуем выжать лимонный сок в свои стаканчики.

  -Теперь понюхайте воду, появился запах?

 - Чем теперь пахнет вода? - Есть у воды свой запах?

 Вывод: у воды своего запаха нет.

Опыт N5 "Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются"

- А теперь насыпьте в стакан с водой ложку сахара и размешайте. Что же произошло с сахаром?

- Проверьте, растворяется ли в воде песок? Добавляем песок в воду и попробуем размешать, что произошло?

- Попробуем проверить, растворяется ли в воде краска – гуашь? Гуашь в воде растворяется, при этом она меняет цвет воды.

- Масло не растворяется в воде, плавает в виде желтых капелек или растекается по ее поверхности тонкой пленкой.

Вывод: вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт N6 "Три состояния воды"

- Ребята, посмотрите на карточку и скажите, в каком состоянии изображена вода? (жидкая) А в каком состоянии еще бывает вода? (ответы детей твердая) правильно лед это тоже вода, но замершая. А когда у нас чайник дома кипит на крышке что образуется? (Газообразная) Умнички, пар это тоже вода!

-  Не вся вода пригодна для питья, ее надо очистить или профильтровать, после чего использовать как питьевую. Морская и океаническая вода соленная, для питья не пригодна."

Подвести по опорным картинкам итог: вода не имеет формы, вкуса, запаха, она бесцветная, прозрачная, является растворителем для некоторых веществ, бывает в трех состояниях - жидкость, лед, пар.

- Умницы! Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали много о значении воды в жизни человека, ее свойствах.

Но, оказывается вода не всегда бывает хорошей. Она может не только помогать, но и разрушать, сколько всего может погибнуть. Ребята, посмотрите, это ноутбук и мы на нем посмотрим, какая плохая бывает вода. (видео цунами, ливни, разрушение, загрязнение)

Видеоролик о разрушительном воздействии воды

Видеоролик о загрязнении воды

- Вот какая бывает вода разрушительная! Но, несмотря ни на что, воду мы всегда должны беречь!!! А как мы можем беречь воду? (Чтение стихотворения)

Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Гонит капля дождевая

Ручеек за ручейком

Те бегут не унывая

В реки быстрые потом.

А потом и синь морская,

А за нею океан

Воду зря не выпуская

Закрывай покрепче кран!

Аппликация «Берегите воду»

Воспитатель: Ребята, смотря на всё вышеувиденное становится страшно, но слава богу, что есть ещё на земле источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды и угостить наших гостей!

- В заключении хотелось бы прочитать стихотворение С. Погореловского «Берегите воду»

«Родник иссяк, ручей ослаб,

 А мы из крана, кап-кап-кап

 Мелеют реки и моря

 Не тратьте воду зря-зря-зря

 А то пройдёт немного лет

 И нет водицы – нет-нет-нет»!

Спасибо всем за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области художественно- эстетическое развитие. Рисование. Интеграция. Познавательное развитие. Младшая группа. На тему: «Осенние листочки»

Цель: знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами)Задачи:Развивающие: развивать память и внимание детей, развивать речевое общение детей с взрослыми и сверстниками, развивать худ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность - аппликация Тема: «Бусы для мамы»

Образовательные области:       Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникатив­ное развитие, речевое развитие, физическое развити...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Птицы прилетели» Образовательная область «Развитию речи»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Птицы прилетели»Образовательная область «Развитию речи» Цель: познакомить детей с перелетны...