Проект "Почему кошки часто умываются?" старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)

В большинстве семей нашей группы домашних животных нет. Следовательно, не у всех детей есть возможность ежедневно наблюдать рядом с собой животное (кошку), в детском саду ребёнок участвует в разных видах деятельности, которые помогают узнать о кошке много нового и интересного. У детей появилось много вопросов. Так, например: «Кошка, если не спит и не гуляет, то практически всё время умывается. Почему?»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

               Государственное бюджетное образовательной учреждение

                              Города Москвы «Школа № 1527»

                                      ГБОУ Школа № 1527

                Исследовательский проект

                              на тему:                                 

    «Почему кошки часто умываются?»

                                в старшей группе

                                                                                                      Составила:

                                                                                                     Воспитатель  

                                                                                     первой квалификационной категории

                                                                                       Смирнова Юлия Юрьевна

                                           2020 г.

     

Исследовательский проект «Почему кошки часто умываются?»

для детей старшей группы

Актуальность

В большинстве семей нашей группы домашних животных нет. Следовательно, не у всех детей есть возможность ежедневно наблюдать рядом с собой животное (кошку), в детском саду ребёнок участвует в разных видах деятельности, которые помогают узнать о кошке много нового и интересного. У детей появилось много вопросов. Так, например: «Кошка, если не спит и не гуляет, то практически всё время умывается. Почему?»

Вид: исследовательский

Продолжительность: краткосрочный (1неделя)

Цель проекта: выяснить, почему кошка так часто умывается, и как она умывается?

Задачи проекта:

- собрать материал о жизни кошек

-провести наблюдение за своими домашними питомцами

-сделать выводы об особенностях их поведения

-закрепить навыки исследовательской деятельности

- воспитывать бережное и доброе отношение к животному миру

Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Работа с родителями:

-познакомить родителей с темой и целью проекта

- консультация для родителей по выполнению детьми исследовательской работы дома

-совместно с детьми наблюдать за домашними питомцами

- чтение энциклопедий, сбор информации

Ожидаемые результаты:

-знакомство с новой художественной литературой, где главный герой-кошка

-владение простейшими навыками самостоятельности в ходе исследования, умением излагать информацию, полученную в ходе наблюдений и опытов

- развиты добрые чувства к животным

Объект исследования: кошки

Гипотеза: кошки умываются часто потому, что они очень чистоплотные

Методы исследования: худ. литература, Интернет-ресурсы, наблюдения, опрос.

Ресурсы проекта

-Материально-технические: ноутбук, фотоаппарат, проектор для презентаций.

-Информационные: Интернет-ресурсы, библиотека художественной детской литературы, методическая литература.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

-сбор и анализ литературы

-определение задач и методов образовательной работы

- разработка темы исследования

-Познакомиться с историей возникновения кошек. Какова роль кошек в жизни человека?

- Внешний вид кошек. Уход за ними. Могут ли кошки сами за собой ухаживать, умываться?

- Как часто они умываются? Почему?

Исследовательская деятельность: наблюдение в домашних условиях за своими питомцами; нарисовать свою кошечку; собрать информацию из худ. литературы, опросы.

-С помощью чего кошки моют своё тело? Какой язычок у кошки?

Исследовательская деятельность: определить, как кошка язычком чистит шерстку, с помощью опыта.

2 этап – основной.

- НОД

- опытно - экспериментальная деятельность

- разработка наглядных материалов

- Беседа на тему « Домашнее животное - кошка»

(рассказать детям историю возникновения кошки, роль кошки в жизни человека и о качествах которыми обладает)

-Рассматривание иллюстраций

- Пальчиковая игра «Два маленьких котёнка»

-Чтение сказки З. Задунайской «Почему кот моется после еды?»

-Подвижная игра «Кот и мыши»

- Игра – эстафета «Кошкин дом» (из строительного материала построить дом)

-Отгадывание загадок

- НОД (опыты) «Как кошка языком чистит свою шерстку»

- Худ. эстетическая деятельность. Лепка на тему «Кошка умывается»

-Заседание Клуба Эрудитов «Знаете ли вы свою кошку?» Дети выходят на защиту проекта со своими рисунками, рассказывают о своих питомцах, делятся своим впечатлениями о проделанной ими работе.

- Выставка детских рисунков и поделок из пластилина «Мой любимый котик»

3 этап – заключительный

- выступления детей с личными наблюдениями

- выставка детских работ

- буклеты для родителей

- оформление презентации

Заключение

Дети из своих наблюдений делали выводы. Большинство считают, что коты умываются для чистоты. Остальные дети говорят, что для чистоты и удаления своего запаха. Объясняя это тем, что у них дома живут кошки. Именно кошки охотятся на мышей, а коты мышей не ловят. Если мыши учуют запах кошки, они не попадут к ней в лапы, останется кошка голодной.

Таким образом, мы можем сказать, что кошка очень чистоплотное животное. Умывается при каждом новом деле, но и старается стать незаметной, убирая разные запахи. Ещё кошки умываются потому, что это их успокаивает, а в жаркую погоду вылизывая себя, спасаются от жары. Так же с помощью опыта выяснили, что кошка чистит свою шерстку шершавым язычком, который похож на наждачную бумагу.

Литература

1.Веракса Н.Е., Проектная деятельность дошкольников./ А.Н Веракса Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-64с.

2.Непомнящий Н.Н. Кошки Москва ВО «Агропромиздат» 1991

3.Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160с.

4.Сосновский Е.А., Загадки/ Белоголовская Г.А. изд. Робинс, 2017

5.Степанов В.А. Прочитай и отгадай изд. Русич, 2016

6.Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей Издательство: Мозаика-Синтез, 2012

7.Шершикова О.Е., Особенности кошек и их роль в жизни человека/ Т.М. Соболевская // Юный учёный.- 2016.-№3.- с.176-180.

8.Происхождение домашней кошки kotikoshka.ru/cats/history

Приложение 1

История происхождения домашней кошки.

Кошка – одно из самых распространенных в мире домашних животных. Мы, люди, любим кошек, восхищаемся их красотой, радуемся тому, что они тоже привязываются к нам, делает наши дома уютнее, а нашу жизнь счастливее.

Первое свидетельство о приручении домашней кошки обнаружено на

Кипре и относится к 7500 лет до н.э. В Древнем Египте кошка считалась священным животным, убийство которого каралось смертью. В случае пожара в Древнем Египте, прежде всего, спасали кошек.

Кошка на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины, которые имели обширные связи со Средиземноморьем. Крестьяне всегда любили и берегли кошек. Им доверяли стеречь хранилища муки, пшеницы.

С древних времён кошек любили и уважали, они были не только домашними любимцами, но и стражами благополучия дома, защитниками от злых сил. Эти четвероногие могут бороться с грызунами и змеями, поэтому всегда жили рядом с человеком.

В Японии кошка была символом тепла и домашнего уюта. У ворот домов устанавливали фигурки этих животных.

В России кошки получили широкое распространение всего три – четыре столетия назад. В это трудно поверить, ведь кошки входят в нашу жизнь с детскими потешками, колыбельными, народными сказками.

2. Роль кошки в жизни человека.

Какую роль играют кошки в жизни человека? С древних времён о них сложилось много легенд... Какие из них самые интересные? На протяжении многих веков кошки считались животными загадочными, таинственными, связанными со сверхъестественными силами.

В России испокон веков в новый дом запускали кошку, что бы она своим приходом прогнала нечистую силу из жилища. В этом был и элемент гадания: надо посмотреть, как поведет себя кошка, и по ее поведению можно будет предсказать, какая жизнь будет у семьи в этом доме. А место, где ляжет кошка, считалось самым лучшим для установки кровати. Этому есть научное объяснение, кошки чувствуют пересечение магнитных полей, которые позитивно влияют на организм.

И они помогают людям избавиться от грызунов.

Озорные, очаровательные и немного таинственные кошки равнодушными не оставят никого. Общаясь между собой с помощью мурчания, шипения, фырканья, мяукают коты только с человеком. Видимо, считают, что разговаривают с людьми на равных.

Приложение 2

Интегрированное занятие в старшей группе

Программные задачи:

1.Закрепить знания детей о кошке; систематизировать и обогатить представление о ней.

2.Формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

3.Развивать мышление, воображение, монологическую речь.

4.Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.

5.Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Ход занятия

Дети, играя с шарами, находят странное письмо с запиской.

Воспитатель: Сегодня утром был сильный ветер, наверное, это он забросил нам шарик с письмом, давайте прочтём его вместе. Вместо обратного адреса - загадка, чтобы узнать от кого письмо надо отгадать, слушайте.

Молоко пьёт, песенку поёт,

Чисто умывается, а с водой не знается.

Правильно, это кошка. Давайте прочтём, что нам пишут.

«Здравствуйте. С нами вы знакомы близко. Мы приветливые киски. Просим помощи у вас. Поскорей спасите нас».

Воспитатель: Ребята поможем? Но сначала надо узнать, какая беда у них случилась, и какая нужна помощь. Давайте прочтём письмо дальше. Это ребус. Попробуем его прочесть? Но как мы поймём, какая картинка первая, а какая вторая.

Дети: По цифрам на картинках.

Дети раскладывают картинки ребуса по порядку, разгадывают значение картинок ребуса. С помощью воспитателя читают письмо.

«У кошек страшная беда. В плен забрали кошек Горыныч и Яга. Скорее помогите нам вырваться из плена. Ведь вас не испугают эти два злодея».

Воспитатель: Послушайте, что мы должны сделать для того, чтобы спасти кошек. Выполните ещё одно задание. Нужно составить подробный рассказ о наших кошках и их повадках.

У нас есть таблица подсказка, с ней нам будет легче составить рассказ. Давайте разберёмся, что мы можем рассказать, глядя на эту схему.

Дети составляют описательный рассказ о кошке по схеме.

Воспитатель подводит итог. Да, кошка домашнее животное и живёт она рядом с человеком, у неё чуткие уши, мягкие лапки с острыми коготками, которые она прячет в подушечки на лапках, поэтому ходит бесшумно, они ей нужны, чтобы охотится, влезать на деревья, защищаться. Глаза у кошки могут видеть в темноте Шерсть у неё мягкая. Кошка очень чистоплотная и умывается сама.

Физкультминутка

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал.

Шалунишка лапкой «хоп»!

И надутый шарик «хлоп»!

Поморгал котёнок глазками,

Улыбнулся маме ласково.

Крепко сжал глаза и лапки.

И сказал: «Пока, ребятки»

Воспитатель: Вы подробно рассказали о кошках, мы можем идти дальше, но как найти дорогу? Ещё одна записка. Это загадка. Слушайте внимательно.

Его держу на поводке, хотя он не щенок.

А он сорвался с поводка и улетел под облака.

Ищите шарик, смотрите, к нему привязана записка. Ребята, нас приглашают с помощью опыта выяснить, как кошка языком чистит шерсть. Воспитатель демонстрирует детям фотографии - как кошки моются. Еще раз вспомнили правила личной гигиены.

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат кусочки бумаги и ватные диски.

Опыт № 1.

Воспитатель: Проведем белой бумагой по ватному диску. Что-нибудь прилипло к бумаге? (Нет)

Воспитатель: Почему? (Она гладкая)

Воспитатель: Возьмем бархатную бумагу, проведем по ватному диску. Что-нибудь прилипло к ней? Почему? (Да, она мягкая и нежная).

Воспитатель: А теперь возьмем наждачную бумагу, проведем по ватному диску. Что мы видим? (К бумаге прилипли ворсинки ваты).

Воспитатель: Почему? (Она шершавая, колючая)

Воспитатель: Когда кошка чистит свою шерстку, то на язычок прилипают старые, мелкие волоски. Так кот или кошка чистят свою шерстку.

Вывод:

Язычок кошки, на какую бумагу похож? (на наждачную). Потому что к ней прилипают волоски. Почему прилипают? Потому что она шершавая, как язычок кота.

Опыт № 2.

Воспитатель: А еще кошка убирает своим языком не только волоски, но и пыль. Давайте проверим. Опустим пальчик в тарелочку с натертым графитом от карандаша. Каким стал пальчик? (Грязным)

Проведите пальчиком по наждачной бумаге, только не сильно. Что произошло? (Пальчик стал чистым - бумага собрала всю пыль.)

Вывод:

Какой у кошки язык? Верно, шершавый, похожий на наждачную бумагу. Шершавый язычок помогает коту умываться и чиститься, собирать пыль и волоски. И на язычке и на наждачной бумаге расположены жесткие бугорки.

Воспитатель: С интересными опытами мы с вами справились. Для нас ещё есть загадка. Слушайте.

Сто из дерева солдат, взявшись, за руки стоят.

Днём и ночью круглый год охраняют огород.

Воспитатель: Правильно. Вот и нашли похищенных кошек, но они закрыты на замок и открыть его можно подобрав правильный код.

Дети выполняют задание: «Расставь буквы по порядку». Составляют слово «Ключ».

Люкч

2314

Кошечки пленницы благодарят спасателей.

Проводится рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)

данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...

Сборник словесных игр для детей с нарушениями речи (1 часть - старшая группа, 2 часть - подготовительная группа)

Описанные в сборниках речевые игры могут проводится с детьми как в детском саду, так и дома под руководством родителей....

Сценарий праздника 8 Марта "В гостях у Кошки"1 младшая группа

Сценарий утренника в 1 младшей группе, посвященного Весне и 8 Марта....

Непосредственная образовательная деятельности по образовательной области познавательное развитие – «Пушистая кошка». (для первой группы раннего возраста с 1 до 2 лет).

Конспект НОД по познавательному развитию. Цель занятия ознакомление детей с кошкой. В НОД использовались логоритмические упражнения Железновой Е.,  рассматривания, игры с водой, игра на сравнения...

Экологический проект «Кошки» в средней группе Автор: Латушкина Е.Н.

Это экологический проект о разных видах кошек как домашних так и диких...

Конспект занятия по конструированию из бумаги - «Кошка» в средней группе.

Конспект занятия по конструированию из бумаги - «Кошка» в средней группе....