Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Манина Наталья Андреевна

Конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

                       "Зимующие птицы".

                                                                 Наталья Андреевна Манина

 Воспитатель МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №108"г.Иваново

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи приоритетной образовательной области:

"Познавательное развитие":

-закрепить знания о зимующих птицах, их строении, повадках.

-дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

-расширить знания детей о роли человека в жизни птиц;

-развивать мышление, наблюдательность;

"Речевое развитие":

-активизировать активный и пассивный словарь по теме: "Птицы";

-закрепить в речи названия птиц;

-совершенствовать диалогическую речь;

-обогащать словарный запас детей через стихи, загадки;

Образовательные задачи в интеграции  образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие":

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

-закладывать основы экологического воспитания;

-воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботится о них.

"Физическое развитие":

-развивать двигательную активность детей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики;

-способствовать снятию психо-эмоционального напряжения.

Планируемые результаты НОД: умение  узнавать и различать зимующих и перелетных птиц; умение подбирать соответствующий корм для птиц; познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц; бережное, заботливое отношение к птицам.

Материалы и оборудование: картинки с изображением кормушки и птиц, кормушка, конфеты, пластиковый  стаканчик с пшеном, засушенная веточка рябины, сушеные яблоки на тарелочке, стаканчик с семечками, запись "Птичьи голоса".

НОД.

Звучит запись голосов птиц.

Воспитатель: Ребята, это поют птицы, которые зимуют у нас. А вы знаете какие птицы остаются с нами ?

Дети: Воробьи, вороны, голуби, снегири.

Воспитатель: А как они называются одним словом?

Дети: Зимующие.

А почему не все птицы остаются с нами зимовать?

Дети: Другие птицы улетают на юг.

Какие птицы улетают на юг?

Дети: журавли, грачи, утки.

 А как их можно назвать одним словом?

Дети: Перелетные.

Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах, я научу вас узнавать их по голосу, узнаем их повадки, чем они питаются и подумаем, как мы можем помочь птицам в зимний период.

Пальчиковая гимнастика.

Стая птиц.

Ну - ка,

посчитай-ка! (хлопки в ладоши).

Десять птичек

- стайка. (пальцы растопырены).

Вот ворона,

Галка тут, (на каждую птицу загибают палец)

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

На доске заранее  прикреплен рисунок кормушки.

Воспитатель: Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц,  а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Воспитатель детям  выдает картинки птиц. Отгаданные птицы прикрепляются магнитиками к кормушке.

Серый маленький комочек

Чик-чирик замерз он очень!

Солнце выгляни скорей

Кто тепла ждет?  (воробей).

 Воспитатель: Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей - маленькая, но очень бойкая птица. Себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

Чернокрылый, красногрудый

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (снегирь).

Воспитатель: У этой птицы верх головы, крылья и хвост -черные. Спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду.

Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать...(голубь).

 Воспитатель: Голуби всегда находятся рядом с нами. Голуби  обычно селятся на чердаках высотных домов. Они питаются ягодами, семенами, крупой, и еще эти птицы очень много пьют. Зимой, когда нет воды, можно увидеть, как они кушают снег.

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица

Называется....(синца).

Воспитатель: Это красивая птица. Синицы - очень подвижные. Они не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Как-кар-кар кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она друзья, знакома,

Как зовут ее? (ворона).

Воспитатель:  Ворона - важная, горластая. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Хоть я не молоток-

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (дятел).

Воспитатель: Дятел - труженик.   Он срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее  в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки вкусные семена.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этих птиц: что у них общего?

Дети: У них есть голова, туловище, крылья, перья.

Воспитатель: Есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, тело их покрыто перьями.

Воспитатель: А теперь назовите, что у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?

Дети: разный клюв, у синицы грудка желтая, у снегиря- красная.

Воспитатель: Правильно. У них разный окрас перьев, разный по размеру клюв.

Воспитатель(показывает картинки): Ребята, а мы можем увидеть зимой  у кормушки соловья, кукушку?

Дети: Нет, это перелетные птицы.

Воспитатель: Соловей, кукушка - это перелетные птицы, и к нашей кормушке зимой они не прилетят.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи про зимующих птиц?

Дети рассказывают стихи.

Воробышки .

На дворе - морозище

Градусов под сорок,

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

Что в морозы лютые:

Плохо греют шубки..

- Я принес воробышкам

На тарелке крупки:

Кушайте, воробышки

Кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

Воробей ведь маленький,

Сразу, как запрыгает.

Потеряет валенки.

Клест.

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

Подвижная игра "Перелетные - зимующие ".

Воспитатель называет птицу. Если она перелетная, то дети машут руками. Если зимующая, то садятся на корточки.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам включу голоса птиц и вы должны угадать, чей это голос.

Игра "Угадай чей голос".

 Воспитатель: Ребята, как вы  думаете, что страшнее зимующим птицам - холод или голод?

Дети: Голод.

Воспитатель: Конечно же голод. А как мы можем помочь нашим пернатым друзьям ?

Дети: Сделать для них кормушки.

Воспитатель:  Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и организовать "птичьи столовые".

Игра "Корм для птиц".

На подносе лежит различная еда, воспитатель предлагает детям выбрать то, чем питаются птицы и положить в кормушку.

Воспитатель: Когда мы с вами пойдем на прогулку, повесим кормушку и покормим птиц.

Рефлексия.

Воспитатель: Какие птицы прилетели сегодня к нашей кормушке? (Ответы детей).

Почему их называют зимующими птицами? (Ответы детей).

Как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей).

Что нового вы узнали о птицах? Какая игра вам больше понравилась? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы сегодня занимались. Вы правильно отвечали на вопросы и выполняли задания. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посред...

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия разработан для сташего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»I. Программное содержание:Обучающие задачи:1.     Закреплять знания о  зимующих п...

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Птицы нашего края».

В этом проекте я предлагаю познакомить детей с птицими нашего края....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Чем утки и гуси от других птиц отличаются.»

Тема недели: Кто как к зиме готовится. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Чем утки и гуси от других птиц отличаются.» Цель занятия: • Расширить и уточнить представление...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...