Педагогический проект "Моя семья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Винокурова Ирина Геннадьевна

Краткосрочный педагогический проект "Моя семья" для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya_srednyaya_gruppa_2019.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему: «Моя семья»

(средний дошкольный возраст)

 Воспитатель:  Винокурова И.Г.

Актуальность проекта:

Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка с раннего возраста.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Мы предполагаем, что наши партнёрские отношения с родителями дадут большой результат в развитии наших детей. Помогут детям более доступно и наглядно освоить понятие «Моя семья».

Цель проекта: Формирование у детей понятие «Семья»

Задачи проекта:

- формировать у детей представление о семье;

- уточнить представления детей о родственных отношениях,

закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

 - воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

Вид проекта: познавательно - игровой, краткосрочный;

Продолжительность: 2 недели (с 11.03 по 22.03 2019г.)

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни  каждого человека.

I этап –  предварительный :

 - Мониторинг  знаний детей.

 - Постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями

 - Выбор оборудования и материалов.

 - Работа с познавательной и художественной литературой.

 - Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток.

 - Оформление книжного уголка по теме.

II этап- Основной:

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Создание развивающей среды.

Речевое развитие «Рассказы о своей семье»

Познавательное развитие «Взрослые и дети»

Социально-коммуникативное развитие «С кем я живу?», «Моя семья»

Художественно-Эстетическое развитие : рисование «Расческа для мамы»,

Лепка «Угощенье для родных»,

Конструирование «Мебель в моей  комнате»

 Аппликация «Подарки для семьи»

математическое развитие «Кого много? Кто один?»

Чтение художественной литературы РНС «У страха глаза велики», «Три медведя»Беседа «За что меня любит мама, папа?» «Как я помогаю дома?» «Как зовут твоих родных?»

Дидактические игры: «Назови ласково», «Собери семейство», «Где, чей детёныш?», лото «Весёлый поезд», «Наведи порядок».

Игровая деятельность: подвижные игры: "Курочка хохлатка", «мы весёлые ребята», «Карусель», «Птички в гнездышках»  

 Чтение потешек «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор»

Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя»

Д. Габе «Моя семья»

К. Ушинский «Петушок с семьёй»

А. Барто «Посидим в тишине» «Дома», «Младший брат»

Е Благинина «Научу обуваться и братца»

Театрализованная игра «Три медведя», «Петушок и его семья»

Рассматривание фотоальбома «Моя семья», иллюстраций о семье, пособия «Мой дом»

Сюжетно-ролевые игры «К нам пришли гости», «Семья» «Кукла заболела», «Дочки-матери»

Раскрашивание раскрасок на тему: «Цветы», «Мебель», «Посуда», «Одежда»,

Игры с конструктором, пазлы, рассматривание книг на тему: «Семья»

Фотоальбом «Моя семья»;

Дидактическое пособие «Семья», книжная выставка «Книги о семье»;

Пособие «Мой дом», театр пальчиковый и на ковролине «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Дидактическое пособие «Я расту»;

Настольно-печатные игры: «Маленькая хозяйка», «Кому-что?», «Наведи порядок»,

«Что такое хорошо, что такое плохо»,

«Уютный домик», «Собери семейство». Стенгазета: «Наша дружная семья»

Работа с родителями

-Сбор фотографий для альбома «Моя семья»;

-Консультации для родителей:

«Гендерное воспитание»,

«По дороге в детский сад»,

«Трудовые поручения в семье»,

«Как воспитать самостоятельность у ребёнка?»

«Пальчиковые игры с ребёнком»

-Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

-Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм

-Фотогазета «Я и моя семья»

III этап – заключительный:

Фотовыставка «Я и моя семья»»;

Выставка рисунков и поделок детей;

Выставка книг о семье.

Вывод:

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате  мероприятий,  которые были проведены в ходе проекта: беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.

Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности, книг, иллюстраций, игр фотогазет, а также на основе живого общения детей с родителями.

В результате творческой работы в группе появился альбом «Моя семья»,  который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый  «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей:  «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «День рождения», «Гости».  

На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста.

Дополнительный речевой материал к проекту.

Пословицы и поговорки о семье


 В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
При солнышки – тепло, при матушки – добро.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
На что и клад, когда дети идут в лад.
Нет родителей – нет покровителей.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В недружной семье добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Дети родителям не судьи.
Добрые дети – дому венец, а злые – конец.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Согласие да лад – в семье клад.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Загадки о семье

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…

(Семья!)

Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Разгребая горы хлама, 
Не ругает нас с братишкой. 
Кто же это? Наша …

(Мама) 

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю – 
(Мама)

 Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом…
(Мама)


Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто…
(Мама)

 Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...
(Мама)

Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно, …

(Папа)

Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без...
(Папы)

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш...
(Папа)

 Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...
(Папа)

 Пусть не хожу я в детский сад, 
Я дома ем оладушки. 
Пенсионерка, я и рад, 
Моя родная …
(Бабушка.

 Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
(Бабушка)

 Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
(Бабушка)

 Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная...
(Бабушка)

Он — мужчина, и он сед, 
Папе — папа, мне он — …
(Дед)

 Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш...
(Дед)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...
(Дед)

 Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?
(Тетя)

 Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне...
(Дядя)

 Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(Семья)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
(Семья)

Вот ведь дело то какое… 
Нас не семеро, а трое: 
Папа, Мамочка и я, 
Но все вместе мы — …
                                                       (Семья.) 

 

Физкультминутки

 Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре                        (хлопки в ладоши) 

Кто живет у нас в квартире?                (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять                (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;                        (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!                        (загибают поочередно пальцы на руке)

Ладушки

«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!                
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.         
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.                
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.                
(Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.                
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.                
(Имитируют поглаживания)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.                
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!                
(Хлопают в ладоши)

Этот пальчик – мамочка, 
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья

«Как у бабушки Наташи»

- Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).

- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)

- Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).

- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).

- С маслом! (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).

- С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).

- Взяли мы большие ложки. (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).

- Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).

- Вот какая каша! (снова сделать «тарелку» и показывать всем: справа и слева).

- У бабушки Наташи!

Физкультминутка

 (На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топай те ногами, руки на пояс.)

Маму выручим всегда? (Да!)

И обманывать не будем никогда? (Да!)

Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)

Брать в автобусе билет? (Нет!)

Ай, ай, ай, как это нет?

Надо брать билет всегда? (Да!)

Не робеть, когда беда? (Да!)

Не жалеть для дел труда? (Да!)

Рук не мыть, когда обед? (Нет!)

Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)

Солнце, воздух и вода? (Да!)

Мы лентяям шлем привет? (Нет!)

А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!)

Фольклор

У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!

Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Чего ели?
– Кашку.
– Чего пили?
– Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.

Еду-еду к бабе, к деду
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму
Бух!

Оладушки

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два,
Паше – два,
Ване – два,
Тане – два,
Саше – два,
Маше – два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

Стихотворения о семье

МОЯ СЕМЬЯ

У меня семья большая:
Мама Нина, баба Рая,
Папу Александром звать,
Он бабуле просто — зять!
Ну а я бабуле — внучка.

И еще собачка Жучка
С нами вместе проживает,
Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?
Ну конечно, баба Рая —
Здесь сомненья быть не может:
Всем подскажет и поможет,
У нее большой талант
Завязать красивый бант,
Маму с папой помирить
И красиво стол накрыть,
Приласкать, поцеловать,
На ночь сказку рассказать!
Даже Жучка понимает,
Чьи приказы выполняет,
Благодарно лижет руки —
От любви, а не от скуки!

Н.Майданик

          

Всюду тянет нас домой,

Быть с любимою семьей,

Где все свято, справедливо

И живется так счастливо.

Все в семье у нас на лад,

Детьми и счастьем дом богат,

Заботой, нежностью, теплом –

И наша вся заслуга в том!

 Д.Яманаев

ПРО НАС

Мама вкусно приготовит,

Уберется, постирает.

Ну, а если я балуюсь,

Иногда и поругает.

Папа все починит в доме,

Все исправит, все наладит,

Ну, а если он свободен,

На машине покатает.

Бабушка мне все прощает,

Водит в цирк, в кино, в театры

Мне игрушки и конфеты

Очень часто покупает.

Хорошо, что у меня

Очень дружная семья.

 Ю.Жукова

МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

 

Моя дружная семья:

Папа, мама, бабушка и я.

Папа мой большой, как слон,

Очень ласковый, родной.

Мама, мамочка моя,

Очень добрая она.

А вот без милой бабушки,

Бабулечки родной,

Не представляю жизни я,

Ну просто никакой!

Свою семью я уважаю,

Сестру оберегаю,

Вместе с ней гуляю,

В квартире убираю.

Мы друг другу помогаем

И счастья всем желаем.

Мама, я, сестра моя –

Вместе дружная семья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по  сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со...

Формирование традиций группы - эффективная форма психолого-педагогической поддержки семьи

В данном материале представлен опыт работы с детьми в нашей группе...

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"

Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...