Тема: «Символика Большой и Малой Родины»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Грязева Надежда Вацлавовна

Конспект занятия  по нравственно- патриотическому врспитанию  
для детей подготовительной группы.

                                                                                     Тема: «Символика Большой и   Малой Родины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_bolshoy_i_maloy_rodiny.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: «Символика Большой и Малой Родины»

Программное содержание:
Задачи
: Уточнить у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр) ;
-Расширить представление детей о Родине малой и большой;
-Продолжать знакомить детей с нашей малой родиной-поселком Шатки;
-Познакомить с гербом, достопримечательностями родного поселка;
-Развивать память, речь, сообразительность, внимание;
-Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение.
 -Развивать связную речь, обогащать и расширять словарный запас детей;
-Формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя;
-Развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор;
-
Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости, патриотизма,         уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны, поселка.
-Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Материал: презентация «Достопримечательности нашего поселка», изображение герба и флага России. изображения герба поселка Шатки, картинки  с флагами разных стран,  материал для д/и «Собери герб»,; аудиозапись гимна РФ. 

Оборудование: компьютер, диск с презентацией, мультимедийный проектор или телевизор.

Предварительная работа.  Подбор литературы, иллюстративного материала. Рассказ воспитателя «С чего начинается Родина? ».  Беседа о России, о родном поселке. Чтение и заучивание стихотворений о родном поселке». Знакомство с пословицами и поговорками по теме. Знакомство с геральдикой. Рассматривание флагов разных стран, альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, города Нижнего Новгорода.  Экскурсия к памятным местам в поселке. Дидактические игры: «О чем рассказывает флаг», «Узнай на фото».

Словарная работа: родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, Россияне, шатковцы, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, шестерня,  колос, чаша.

                           

                                          Ход деятельности:

  1. Орг. момент.

Воспитатель: С каждой новой нашей встречей вы узнаёте что-то новое и интересное, вместе с вами раскрываем какие-то тайны и секреты. И сегодня мы с вами встретились для того, чтобы узнать очередную тайну. А чтобы ничего не пропустить, не забыть, нужно внимательно слушать, смотреть и всё запоминать. Все готовы? Тогда вперёд, за новыми знаниями!

  1. Мотивационная игра.

Воспитатель: Ребята, на нашем земном шаре очень много чудесных стран, где живут люди. Какие это страны, вы знаете? Я знаю, Мадагаскар, а вы? (Ответы детей)
Воспитатель:  Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной. Как же называется эта страна?
Ответы детей.                                                                                  
Воспитатель:  Правильно! Это Россия. Россия – наша Родина! Объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»?        
Ответы детей.                                                        

Воспитатель:  Родина – место, мы родились; страна, в которой мы живём; родина у каждого человека одна.                                                                           Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

  1. ИГРА «Передай сердечко и скажи словечко»

Воспитатель: Ребята, встанем в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко и отвечать на вопрос: какая наша Родина? Каждый должен назвать одно слово. Наша Родина,  какая?

(Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, богатая,        могучая)
Воспитатель:  Ребята, вы знаете, что Россия – это страна, наша Родина, причём Большая Родина. Но это еще и государство. А каждое государство имеет свои отличительные знаки, символы. Скажите, какие?                              
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, герб, флаг, гимн - символы нашей Родины.                                    Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости.

  1. Затруднение в игровой ситуации.                                                                     Игра «Узнай наш флаг»                                                              
    (Детям предлагаю выбрать среди разных флагов Англии, Франции, Японии и др.  российский флаг) 

Воспитатель: Что вам помогло при выборе флага?        Ответы.                                                           Воспитатель: Скажите, что означают эти полоски?  Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый флаг у нашей страны. Давайте вспомним, где мы часто встречаем флаг? Ответы детей.                                                         Воспитатель: Флаг нашей страны – это тоже отличительный знак. Флаг является знаком власти. Есть он и у главы нашего государства. А кто глава нашего государства?  Ответы детей.                                                      Воспитатель: Какой ещё символ единства страны вы знаете?  Ответы Воспитатель: Какая птица изображена на гербе?         Ответы детей
Воспитатель: Сколько голов у орла?                                                              
Воспитатель: Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость,        победу        добра  над злом.
Воспитатель: Какого цвета орёл?   Ответы детей.
Воспитатель: Что означает золотой цвет?   Ответы детей.
Воспитатель: Почему у орла 2 головы?  Ответы детей.
Воспитатель: Что в лапах у орла?   Ответы детей.
Воспитатель: Что они обозначают?      Ответы детей.
                                                        

Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам показать герб  России с помощью игры. Встаньте  так, чтоб не мешать  друг другу. Слова динамической игры «Герб России» проговариваем  чётко и внятно.

           Динамическая игра «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр, державу,                          Он Россию сохранил.

поднять руки в стороны              поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный

Дорог всем: тебе и мне

Скачет юноша прекрасный

На серебряном коне.

приложить руки к груди,            наклон головы вправо-влево,           шаг на месте с высоким подниманием ног

Развевается плащ синий,

И копьё в руке блестит.

Побеждает всадник сильный

Злой дракон у ног лежит.

плавные покачивания вправо-влево, сжать руки в кулак,                        поставить руки на пояс,                показать руками

Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны.

поднять руки вверх

Воспитатель: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?
Ответы детей.
Воспитатель: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.  А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?  Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, ребята, таким образом, граждане  проявляют уважение к гимну, к своей стране. А как слушают гимн?  Ответы детей.
Воспитатель:
А вы знаете, когда исполняется  государственный гимн?
    Ответы детей.

V.        Беседа: «Малая Родина –Шатки»

  Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорим о Родине и её символах, а вот есть такое понятие Малая родина. Как вы понимаете, что такое малая родина?   Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, малая родина - это то место, где мы с вами родились и живём. Это наш край, город, улица, дом. А мы с вами  в каком крае  живем?
Ответы детей.
Воспитатель: А как называется наш поселок?         Ответы детей.
Воспитатель:  Это конечно же наши Шатки! Кто желает прочитать стихи о Шатках?
                                                     Стихи о Шатках:

- На земле есть рабочий посёлок
Под названием кратким - Шатки.
От рождения век его долог,
И стоит он у Тёши -реки.
Широки наши пашни и нивы
И раздольны леса и поля.
Наши люди в посёлке красивы,
Как красива родная земля.
Любят землю и трудятся честно,
За любовь земля платит добром.
И недаром у нас повсеместно
Тебя встретит теплом каждый дом.

-Манят глаза приветливые сини,
Облака как голуби плывут.
Наш поселок, капельку России –
Все рабочим с гордостью зовут.
В нашем сердцу живет он, как песня,
Словно яркий маяк на пути .
Есть я знаю места интересней,

Воспитатель:  У нашего поселка  есть свой отличительный знак. Как мы его называем?    Ответы детей.
Воспитатель:  -Давайте внимательно рассмотрим наш герб.

                                                  C:\Users\мвидео\Desktop\родит\Новая папка (2)\shatka.gif
Герб стрельчатой формы, образованной двумя дугами. Справа по дуговой полосе на красном фоне силуэт колоса белого цвета. Слева на белом фоне фрагмент зубчатой шестерни синего цвета. Вверху в пересечении дуг силуэт оленя. В центре бело-синими дугами струи источника исходящими лучами вокруг медицинской эмблемы, обвитой снизу двумя змеями, стоящей на двухволновом черном силуэте. В нижней части щита надпись «ШАТКОВСКИЙ РАЙОН» в две строки. В нижней оконечности герба треугольник вершиной вниз с трехполосным в обе стороны изображением российского флага трех цветов - красный, синий и белый.

Воспитатель:  - Сейчас я вам расскажу ,что означают рисунки на гербе.
-Колос и шестерня – развитие сельского хозяйства, промышленности и строительства.
-Чаша – здравоохранение, целебные источники и грязи.
-Олень – символ Нижегородской области. Шатковский район, как часть области.
-Цветной треугольник – цвета государственного флага.

                            Дидактическая игра «Собери герб»

Воспитатель:  Я предлагаю вам разделиться на 2 команды по 4 человека. Вручаю каждой команде конверт с разрезными картинками. Ваша задача: собрать из данных элементов целую картинку. А вот что у вас получится, вы расскажите мне сами. (дети работают на мольбертах: 1 герб России, 2 –поселка Шатки)

Воспитатель:  Что же у вас получилось?                 2 герба.                                                Воспитатель:  Какой же из них герб нашей страны, а какой нашего поелка?
.
Воспитатель:  - В Шатках ребята очень много мест, которыми мы, шатковцы, можем гордиться. а теперь мы проверим насколько хорошо вы знаете свою малую родину. Сейчас я вам буду показывать фото а вы мне будите говорить что это за место.

                              (Дети рассматривают фото на слайдах)

Воспитатель:   - Ребята может вы можете назвать еще какие-то места, которых не было на фото?     (Ответы детей)
Воспитатель: -Молодцы ребята, вы отлично знаете свой поселок.
Воспитатель:  Ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали.  Чем запомнилось или что запомнилось вам. ( Ответы  детей)  Пожалуйста, подумайте дома и нарисуйте,  где встречаются   символы нашего государства и поселка. А теперь поднимите солнышко, если вам понравилось сегодня заниматься, вам было легко при выполнении заданий. Или тучку, если вам было трудно. Молодцы,  ребята! Мне с вами было очень легко работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Явления общественной жизни. Большая и малая родина"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....

Конспект НОД ОО "Художественное творчество" в подготовительной группе по теме "Символика Большой и Малой Родины"

Знакомство детей с  символикой большой и малой Родины, их обоначениями. Рисование тамбовского герба на ткани с помощью стружки восковых мелков....

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Большая и малая Родина»

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, к семье, людям, окружающим ребенка в первые годы жизни, к малой и...

Сценарий интегрированной НОД на тему «Моя большая и малая Родина».

Цель: воспитание любви, уважения к своей стране через разные формы детской деятельности. Задачи:- развивать разные сферы жизнедеятельности детей: познавательную, речевую, музыкальную, изобразител...

Электронный образовательный маршрут по теме: «Моя большая и малая Родина».

Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.Для форм...