Мастер-класс для педагогов
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Колпакова Анжелика Владимировна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Березовский детский сад»

                  Мастер-класс для педагогов

        (по экологическому воспитанию)

      на тему: «Путешествие в экологию».

         

   

Подготовил: воспитатель

Колпакова А.В.

                                            Д. Березовка, 2020 г

                                                                Цель:

развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

                                                             Задачи:

Обучающие:

 Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

 Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.  Расширить знания детей о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу.

Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Развивать продуктивную деятельность.

 Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.

 Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

 Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.  Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

                                                 Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, картинки живой и неживой природы, фонограммы к песням, цветные листочки.

                                                     Подготовка к Мастер-классу:

1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе.

2. Записать фонограммы песен о природе.

3 Подготовить конверты с заданиями.

4.Картинки живой и неживой природы.

5. Игра: Ромашка.

6. Кроссворд «Лекарственные растения»

7. Красная Книга России

Ход мастер-класса:

В: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Экологию», он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада. «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой». «Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  1. В:Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вам нужно разделиться на две команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды. А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.
  2.  В:Отвечаем быстро на блиц-вопросы.

В: – Кто на себе дом носит?

П:-Улитка

В: – Не птичка, а с крыльями.

П:-Бабочка

В:– У какого зверя куст на голове?

П:-лось.

В:– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет?

П:-гриб

В:– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

В:– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых?

П:Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти

В:– Для чего на водоёмах зимой делают проруби.

П:Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать

В:– Перечислите хвойные деревья.

П:-Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта

В:– Какие животные впадают в спячку?

П:-Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.

В:– Какие животные меняют на зиму окраску.

П:-Заяц, белка

В:– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов?

П:-Кукушка)

В:– Какую птицу называют “лесным доктором?

П:-Дятла.

В:– Какое животное называют “кораблём пустыни”

П:-верблюд

  1. В: Предлагаю поиграть в Д/И: «Собери правильно»

                   Словно крыша над землею,

                   Голубые небеса

                  А под крышей голубою –

                        И поляны, и цветы,

                  И, конечно, я и ты! –

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: -мир какой природы? П:-П:-живой природы и мир неживой природы.

В:На досках  картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить. Для этого задания я приглашаю команду-зелёных. А пока команда работает мы с вами вспомним правила поведения на природе.

(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)

 В: Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим.

(Команда желтых проверяют задание)

 В:Следующее задание для команды -жёлтых

4.  В: конверт с заданием у вас на столе

В:. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей?

П:(Не воспитан, не любит природу, живодер)

В:Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

П:(чтение литературы, посещение зоопарка)

В: Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

П:(Не проводили беседы)

В:Как вы поступите в данной ситуации?

       А мы пока поиграем.

      Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).  

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

В:Команда желтых готова отвечать. Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте.

(Педагоги зачитывают ситуацию и объясняют)

В: А сейчас для всех.

 5. Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню.(Ведущий включает фонограмму с песнями коллеги называют песню)

 П:«Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья

 6. В:Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое для команды-красных. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Готовь сани летом, а телегу зимой.

Пока команда готовиться, мы с вами поиграем.

      А для вас. Конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке отгадайте?

           В: Я и туча, и туман,

               И ручей, и океан,

               И летаю, и бегу,

               И стеклянной быть могу!

П:(Вода). (бутылка с водой)

          В: В сундучке, то без чего не сможем жить.

               Ни есть, ни пить, ни говорить.

               И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня.

П:(Воздух) (воздушный шарик)

(Команда готова показать нам свой ответ )

В:Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать.

(Педагоги отгадывают пословицы по рисункам)

В:Я предлагаю вам волшебный цветок ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?

8. 1. «А знаете ли вы?» что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

 2.«А знаете ли вы?»Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

 3 . «А знаете ли вы?» Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

 4. «А знаете ли вы?»Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

 5. «А знаете ли вы?»Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало( консервные банки, шляпы, кастрюли)

  6. «А знаете ли вы?»Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

  7. «А знаете ли вы?»Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

 8. «А знаете ли вы?»Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9 . «А знаете ли вы?» Глаз у страуса больше, чем его мозг.

10. «А знаете ли вы?»Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.

В:Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

 9. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения»

 Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение.

1.Травка та растет на склонах

   И на холмиках зеленых.

   Запах крепок и душист,

   А ее зеленый лист

   Нам идет на чай.

   Что за травка отгадай- чабрец 

2. Он красивой розе брат,

    Если ты не виноват,

    Все равно имей ввиду,

    Может уколоть в саду. - шиповник 

3.В сенокос горька,

  А в мороз сладка.

  Что за ягодка?- рябина 

4.Вдоль дорожек его встретишь,

  Ранки, ссадины излечишь,

  Сорвешь листочек осторожно.

  Кто нас излечит? Подорожник 

5.Горькая травка,

   К животу поправка,

   И сама душиста,

   И метёт чисто. – полынь.

 6. Он "любит - не любит" ответить нам может

     И глянет приветливо желтым глазком.

     Аптечный цветок на него так похож,

     Его мы лекарственным другом зовем- ромашка 

7.Он сорняк, он цветок,

   От болезни мне помог.

   Как присяду на диванчик,

   Вспомню желтый... Одуванчик 

8.Весной растет, Летом цветет,

   Осенью осыпается,

   Зимой отсыпается.

   А цветок-то, медок,

  Лечит от гриппа,

  Кашля и хрипа.- липа

9. Возле дома куст растёт,

    Белым цветом он цветёт –

    Будут ягоды на нём,

    Осенью их соберём.

    Хоть на вкус и не малина,

    А полезная ... калина

10.  Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник

В:А сейчас мы пройдёмся По страницам Красной книги  

(Картинка с изображением красной книги)

Я считаю, что ученые не зря решили издать Красную Книгу, Красная книга России, выпущенная в 2001 г, имеет объем в 860 страниц, она богата иллюстрирована. Каждому виду в книге присвоено число, которое называется категорией статуса редкости. Оно принимает значение от 0 до 5. 0 соответствует тем видам, которые, вероятно, исчезли – их представителей не видели уже 50 лет. Принадлежность к категории 5 означает, что численность вида восстанавливается, и скоро его можно будет исключить из Красной книги..

Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?  

Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Давайте вспомним какие животные птицы и растения, занесены в красную книгу и находятся на территории России.

В Красной книге перечислены сотни видов животных. Укажем на наиболее известных из них.

(Картинки с изображением животных)

Амурский тигр. Белый медведь. Русская выхухоль.Атлантический морж.Северный морской лев.

Вот некоторые примеры редких растений из Красной книги России:

(Картинки с изображением растений)

Подснежник широколистный. Лук алтайский. Частуха Валенберга. Полынь сенявинская.

Также в красную книгу занесены птицы,насекомые,рыбы,растения и тд.

В книге приводится довольно большой список, но описать животное с точностью и рассказать о каких-либо его особенностях практически невозможно.

Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии

В концу мастер-класса дарю сердечки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...